Эльвира Арсланова
Конспект организованной образовательной деятельности «Поиск воздуха» в младшей группе с участием родителей
▼ Скачать + Заказать документы
«Элементарное экспериментирование с участием родителей»
Тема: Поиск воздуха
Задачи:
Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас; дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха, способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; способствовать формированию у детей познавательного интереса.
Темочки:
- Воздух. Свойства воздуха
- Воздух. Свойства, экспериментирование. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Обогащать словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты. Совершенствовать умения вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
Воспитывать у детей чувства уважения и симпатии к сверстникам, взрослому; дружеские взаимоотношения в детском коллективе; самостоятельность, инициативность, умение договариваться, спокойно отстаивать своё мнение.
Умение соблюдать правила безопасности в играх с водой.
Закреплять представления о пользе прогулок на свежем воздухе.
Вызвать эмоциональный отклик во время игр с мыльными пузырями.
Материалы и оборудование:
- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей, взрослых);
- стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей, взрослых);
- мыльные пузыри (по количеству детей, взрослых);
-салфетки бумажные (по количеству детей);
-веера (по количеству детей);
- таз с водой, маленькие шарики;
- воздушные шары (по количеству детей);
- таблички с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 на столах для опытов;
- видео «Ветер в природе»;
- атрибуты для сценки.
Ход ООД
Организационный момент
Игровое упражнение «Круг друзей»
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, посмотрим соседу в глаза и подарим самую добрую улыбку.
Собрались все дети, папы, мамы в круг.
Я твой друг -
И ты мой друг.
Все крепко за руки возьмёмся! – берутся за руки
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научная лаборатория» и в этом нам помогут ваши родители. Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно - это помещение, где проводят разные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится оборудование, необходимое для проведения опытов.
Можно я на правах старшей по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией?
А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило№5. Помни — опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Воспитатель: Мы с вами проводили много опытов с водой, мукой, песком, глиной.
Что мы сегодня будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
- Что это?
- Правильно воздух.
Я предлагаю вам – уважаемые дети и родители, как настоящим учёным, провести опыты с воздухом, сделали вывод, нужен ли воздух людям, животным. И если нужен, то какой.
А помогут нам в этом самые разные вещи - полиэтиленовые пакеты, мыльные пузыри, трубочки, стаканчики с водой. Давайте все вместе пройдем в нашу лабораторию.
(Подходят к лаборатории, появляется герой сказки Кузя)
Домовё нок Кузя: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
Воспитатель: Мы с ребятами, родителями хотим исследовать воздух.
Кузя: Воздух? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?
Воспитатель: Скажите, ребята, Кузе, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, он невидимый! (повторите)
Кузя: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!
Воспитатель: Погоди, погоди, Кузя! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать.
Опыт 1.
«Как поймать воздух?»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке, попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух). Мы поймали воздух, и пакет стал упругим. Где можно использовать это свойство воздуха? (мяч, спасательный круги т. д.).
Давайте сделаем вывод: воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.
А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!
Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Смотри, Кузя, воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!
Кузя: Теперь я знаю: внутри предметов прячется воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?
Воспитатель: Давайте проверим.
Опыт 2.
«Воздух внутри нас»
Воспитатель: Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Правильно. А это значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?
Дети: Мыльные.
Воспитатель: Давайте, вместе с родителями и мыльные пузыри попускаем.
Ф/м «Мыльные пузыри» (под музыку)
Воспитатель: Кузя, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?
Кузя: Конечно же, мыло!
Воспитатель: А вы как думаете, дети? (воздух). Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух.
Опыт 3.
«Движение воздуха»
Воспитатель: Дети, как вы думаете, а воздух может двигаться?
А ты, Кузя, как думаешь?
Подставьте ладошку ко рту, глубоко вдохните и постепенно выдохните. Что вы почувствовали?
Дети: Как- будто ветерок подул на ладошку.
Воспитатель: Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Давайте устроим ветер с помощью веера. Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Воспитатель: А что такое ветер?
Дети: Ветер - это движение воздуха.
Воспитатель: Молодцы! Давайте мы с вами посмотрим, как ветер дует в природе (видео).
Уважаемые «сотрудники» лаборатории, что мы видим? ( Ветер бывает разной силы: слабый, сильный).
Воспитатель: Ребята, если воздух летает вокруг нас, значит он легкий. Это тоже нужно проверить. А проверять мы будем с помощью воды.
Опыт 4.
«Что легче: вода или воздух?»
Воспитатель: У нас в «лаборатории» есть вот такие маленькие воздушные шарики. Давайте опустим их в таз с водой и попробуем опустить на дно. Что происходит? Правильно, шарики не тонут, а всплывают на поверхность воды.
Вывод. Значит можно сказать, что воздух легче воды.
Воспитатель: Ветерок приготовил для нас сюрприз - загадку:
По морям и океанам,
По делам плывут они,
Побывали в многих странах,
Это чудо (Корабли).
Молодцы, отгадали. (Воспитатель показывает кораблики на подносе).
Следующий опыт мы проведём, именно с корабликами.
Прежде чем его провести, родители покажут сценку.
Опыт 5.
«Почему кораблики не плывут»
Сценка:
«Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут.
Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звё зды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!»
Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли.
Воспитатель: Возьмите кораблики и опустите их в наше «море» (таз с водой). Плывут ли кораблики, почему? (Ответы детей). Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? (Нужен ветер). Где «взять» ветер? (Дети дуют на кораблики, создают ветер).
Кузя: Вот спасибо вам, друзья! Как много я сегодня узнал о воздухе!
Воспитатель: Уважаемые ребята, родители и ты Кузя, что мы обнаружили в результате нашего знакомства с воздухом? (подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности на занятии) :
- Что воздух бесцветный, прозрачный, поэтому мы его не видим;
- Чтоб увидеть воздух, его надо поймать;
- Что воздух есть внутри людей;
- что воздух легче воды;
- что мы с вами дышим воздухом;
- оказывается, в воздух можно ещё и поиграть, а помогли нам в этом мыльные пузыри.
А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха.
Кузя: А я приготовил детям сюрприз! Я надувал воздухом шарики и хочу подарить их всем ребятам.
Воспитатель: Прежде чем ты подаришь, Кузя, шарики, послушай стихотворение и считалочку, которые знают дети.
Если шарик накачать,
Будет он тогда летать.
Надо нитку привязать,
Чтобы шарик удержать.
Созданы для детворы разноцветные шары!
Плыл у берега пескарик,
Потерял воздушный шарик.
Помоги его найти, сосчитай до десяти!
Кузя: Спасибо, вам! Я много интересного узнал. Мне пора возвращаться в сказку. До свидания!
Воспитатель: И нам, уважаемые ребята и родители, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!