Наталья Украинская
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «На помощь насекомым»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «На помощь к насекомым»
Цель: создание социальной ситуации развития посредством составления описательного рассказа о насекомых.
Задачи:
1. Создать условия для развития способности связно и логично оформлять собственное высказывание, высказывать свои мысли.
2. Создать условия для развития коммуникативных способностей.
3. Поддерживать детскую инициативу и самостоятельность.
4. Создать условия для обогащения словаря.
Ход ООД:
Дети заходят в группу, здороваются. На полу увидели паутину.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию „На помощь насекомым“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Ребята, что это? Кто мог здесь расставить здесь свои сети?
-Пойдёмте и посмотрим, куда они нас приведут.
Подходят к столу. На столе видят ширму.
- Ребята, что это? Как вы думаете?
- Ребята, а кого бы мы могли здесь встретить? Кто может жить на этой полянке?
- Странно, что здесь никого нет. Как вы думаете, почему?
- А может что - то случилось?
Под ширмой находят конверт.
- Интересно от кого письмо? Как узнать?
Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас. Нам холодно. Мы можем погибнуть. Спасите нас, пожалуйста»
- Ребята, с шестиногими малышами случилась беда, вы готовы помочь?
- Как можно помочь?
- А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами должны превратиться в насекомых. У меня есть вот такие картинки. Выбирайте, кому какая картинка нравится.
- Закройте все глаза и повторяйте за мной: - Покружись, покружись, в насекомых превратись! (наклеить картинку на одежду)
- Вот мы с вами превратились в насекомых, и отправляемся к ним на помощь. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука (в конверте) : «Нужно отгадать загадки и объяснить, почему вы так думаете»
Загадки. Беседа по теме.
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, и встаёт тот ребенок, у которого картинка угаданного насекомого и объясняет, как он понял, что эта загадка была про него.
У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее (стрекоза).
- Как ты догадалась, что это загадка про тебя, стрекоза? Какие слова помогли найти тебе отгадку?
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мёд.
Людям всем она мила
А зовут ее. (пчела).
- Какие слова помогли тебе догадаться, что это про пчелу?
Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей).
- Как ты догадался, что это про муравья?
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
- Какие слова тебе подсказали, что это бабочка?
Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка).
- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
С ветки – на тропинку,
с травки – на былинку
Прыгает пружинка,
зелёненькая спинка. (Кузнечик)
- Почему ты кузнечик решил, что эта загадка про тебя?
- Когда летит, громко пищит,
Но сядет тихо и молчит.
Кровь ему, как нам нектар
Скажите кто это?. (Комар)
- Целый день летает,
Всем надоедает,
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
- Как можно вас назвать одним словом?
- Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)
- А паук – это насекомое?
- Молодцы все загадки отгадали, справились с первым заданием паука. Пойдем дальше, насекомые ждут нашей помощи.
Дидактическая игра «Разложи по группам».
- Ребята, скажите, а какие бывают насекомые? (Ответы детей.)
- Насекомые бывают хищными, полезными и вредными.
- Перед вами три значка, как вы думаете, какой значок подойдёт для обозначения полезных насекомых. (дети – ромашка)
- Назовите полезных насекомых (Бабочка, пчела, муравей.)
- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы).
- Какой значок подходит к полезным насекомым? (цветок ромашка)
- Выберите подходящий значок.
- Возьмите картинки полезных насекомых и прикрепите на доску под картинкой с изображением цветка-ромашки.
(Дети выбирают картинки полезных насекомых и прикрепляют на доску).
- Назовите, каких вредных насекомых вы знаете? (Муха, таракан, комар)
- Почему они вредные? (Муха – разносит микробы, комар - кусает людей).
- Какой значок будет обозначать вредных насекомых? (Ответы детей).
- Возьмите картинки вредных насекомых и прикрепите их на доску под картинкой с изображением гриба – мухомора.
(Дети выбирают картинки вредных насекомых и прикрепляют на доску).
- Как вы думаете, какой значок подойдёт для обозначения хищных насекомых? (волк)
- Какие насекомые являются хищными? - (Стрекоза, кузнечик, божья коровка)
- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми).
- Возьмите картинки хищных насекомых и прикрепите их на доску под картинкой с изображением волка. (Дети выбирают картинки хищных насекомых и прикрепляют на доску).
- Молодцы! Вот мы и с этим заданием справились.
Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что». Деление на пары. Каждой паре, даётся карточка
- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.
Дидактическая игра с мячом «Закончи предложение»
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру с мячом.
Воспитатель катает мяч ребенку и говорит предложение, а дети, получившие мяч должны закончить его.
Майский жук большой, а божья коровка (маленькая).
У майского жука крылья короткие, а у стрекозы (длинные).
У жука усы толстые, а у бабочки (тонкие).
Гусеница ползает, а бабочка (летает).
Пчёлы летают, а кузнечик (прыгает).
Кузнечик умеет прыгать, а божья коровка (нет).
Муравьи живут в муравейнике, а пчелы… (в улье)
Пчелы из нектара делают… (мед)
У птиц 2 лапки, а у насекомых… (шесть)
- Отправляемся дальше, насекомые ждут нашей помощи.
- Дети останавливаются и садятся за столы.
Составление описательного рассказа.
- Что за необычный конверт, он отличается от других. (воспитатель достает схему из конверта). Расскажите о насекомым, в которое вы превратились.
(Дети по очереди составляют описательный рассказ о насекомом, в которого они превратились.)
Образец рассказа : Я пчела. Пчела, это насекомое. Она маленькая и трудолюбивая, а ещё её называют медоносной. У неё есть голова, грудь, брюшко, крылья и три пары ног. Грудка у пчелы жёлтого цвета, а брюшко жёлтое с чёрными полосками. Пчела собирает нектар с цветов. Это её пища. Перелетая с цветка на цветок, она их опыляет. Живёт она в улье, вместе с большой пчелиной семьёй. Людям приносит большую пользу, потому, что пчелиный мёд вкусный и очень полезный.
-Ребята, мы все задания паука выполнили?
- Так, где же наши насекомые?
- Ой, что это?
Воспитатель достаёт плакат с паутиной, в ней запутаны насекомые. Дети освобождают насекомых и переносят их на полянку.
- Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зелёным! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей.
Ну-ка, глазки, закрывайтесь,
В детский сад все возвращайтесь!
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем глазки открывать!
- Снимайте картинки. Мы в детском саду.
- Вам понравилось быть насекомыми? (ответы детей)
- А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых, в кого вы бы хотели превратиться?