Виктория Милецкая
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «В гостях у звуков [С] — [З]»
▼ Скачать + Заказать документы
Филиал МАОУ Казанская СОШ Большеярковский детский сад «Колокольчик»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «В гостях у звуков С – З»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию
«В гостях у звуков С – З»
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе „В гостях у звуков [С] — [З]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Углубленно - познавательный тип занятия, старшая группа
Форма совместной деятельности – фронтальная
Учебно – методический комплекс: Музыкальное сопровождение, мягкие игрушки: сова и заяц, дидактическая игра «Найди домик звука».
Средства – Технические (аудиоплеер)
Оборудование: карточки с изображением совы и зайца, карточки, картинки с изображением воды из крана и комара, сюжетная картина «Зима», карточки с изображением слов - предметов, в которых есть звуки «С-З».
Предварительная работа: Заучивание стихотворений, скороговорок с данными звуками, чистоговорок, речевые упражнения «Угадай песенку», «Произнеси правильно».
Программное содержание:
Цель: Овладение речью как средством общения.
Задачи:
Образовательные :
Закреплять правильное, отчётливое произнесение звуков;
Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки : «С – З»;
Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец);
Развивающие :
Продолжать развивать фонематический слух;
Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;
Отрабатывать интонационную выразительность речи;
Воспитательные:
Воспитывать дружеские отношения между детьми.
Ход ООД
1. Вводная часть
Звучит лёгкая мелодия, создающая атмосферу волшебства.
Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, вы знаете, что такое волшебство и где оно бывает? (Ответы детей). А вы хотите попасть в сказку? (Ответы детей). Мы с вами сегодня отправимся в волшебный мир звуков. В волшебном мире звуков, так же, как и в сказках, много разных царств – государств, ведь звуков тоже много. А в гости, к каким звукам мы с вами сегодня отправимся, вы узнаете из загадок:
Загадка:
Всю ночь летает
Мышей добывает.
Станет светло,
Спать летит в дупло.
(Сова)
2. Основная часть
В: Угадали, кто это? А теперь скажите мне, с какого звука начинается слово Сова? (Ответы детей) Правильно, в этом царстве Сова – хозяйка звука «С».
В: Одному звуку в царстве жить скучно, поэтому вместе со звуком «С», живет еще один звук, а какой, угадайте, отгадав загадку.
Загадка:
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы.
(Заяц)
В: Молодцы, угадали. А вы знаете, с какого звука начинается слово Заяц? (Ответы детей) Правильно. Зайка – хозяин звука «З» в волшебном царстве.
В: Вы уже догадались в царство каких звуков мы попали? (Ответы детей) Царство звуков «З и С».
В: А вот и хозяева нас встречают, давайте с ними поздороваемся. (Мягкие игрушки зайца и совы)
В: Ребята, посмотрите какие грустные заяц и сова, что же могло случиться? Хотите узнать? (Ответы детей). В: Оказывается, злая черная колдунья заколдовала их замок и все звуки «З» и «С» пропали. Теперь эти звуки не звучат в их царстве, а без них, все слова стали непонятными. Зайка и Сова просят вас помочь им расколдовать злые чары колдуньи и тогда снова появятся в царстве пропавшие звуки. Ребята, а чтобы колдовство исчезло, нужно выполнить несколько заданий. Как вы думаете, справитесь? (Ответы детей) А Зайка и Сова будут нам помогать.
(Далее от имени Зайки и Совы даю детям задания).
В: Первое задание. Давайте вспомним чьи это песенки: З-З-З – чья это песенка? (комара). Повторите (дети произносят звук «З»)
В: А теперь послушайте, чья это песенка – С-С-С? (Воды из крана). Повторите (дети произносят звук «С»).
В: А теперь я буду называть звуки, а вы слушайте. Если услышите песенку комара, то прогоните его отмахнувшись, а если услышите песенку воды, открывайте кран.
В: Воспитатель произносит звуки : «С-З-С-С-З-З». Дети выполняют задание.
В: Слушайте второе задание. Их будет два, ведь звуков же в царстве два. Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима) А что характерно для времени года зима? (ответы детей)
В: Ребята, вот Сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому что они помогают чисто, правильно и красиво разговаривать. Сова предлагает вам поиграть.
Словесная игра «Назови последний слог»
Цель: Закрепление правильного произношения звуков «С-З».
Обучающая задача: Повторить последний слог со звуками «С-З» правильно и в соответствии с заданной интонацией.
Ход игры:
Я буду называть предложения, а вы назовете последний слог, на который оно заканчивается.
Вот летит оса са-са-са
На траве роса –са-са-са
Заплету косу- су-су-су
Я гуляла вчера в лесу су-су-су
Вот идет коза –за-за-за
Не боюсь козы –зы-зы-зы
Вот летит стрекоза –за-за-за
В: Теперь ребята, вы придумайте слоги с этими звуками.
Усложнение: Детям предлагается проговаривать каждую строчку чистоговорки с определённой интонацией (с удивлением, с вопросом, с утверждением, с восхищением, с восклицанием).
В: Вот молодцы вы все задания выполнили правильно. Давайте немного разомнемся вместе с Зайцем, а то у нас впереди еще много заданий.
Физминутка «Заяц Егорка»
Заяц Егорка
Свалился в озёрко.
(бегут по кругу, взявшись за руки; в центре на корточках сидит один ребёнок)
Бегите под горку!
Спасайте Егорку!
(дети подбегают к сидящему ребёнку и помогают ему встать
В: Слушайте следующее задание Зайки.
Дидактическая игра «Найди домик звука»
Цель: Формирование умения определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Оборудование: Карточки с изображением слов, в которых есть звуки «С-З».
Обучающая задача: Поместить слова со звуком «С-З» каждый в свой домик с соответствующим звуком.
Ход игры:
Зайка и Сова набирают к себе жителей. У каждого звука есть свой домик. Надо определить, какой звук есть в этом слове «З» или «С» и поместить предмет туда, где находится домик этого звука. Еще нужно сказать, где находится звук «з-с» : в начале, в середине или в конце. Будьте внимательны.
В: Ребята, вы молодцы, справились с заданием все!
В: Посмотрите, ребята, Зайка уже повеселел и предлагает нам веселое задание. Он очень любит смешинки, а вы любите? Зайка вам будет говорить смешные предложения, а вы их исправляйте и произносите правильно.
Словесная игра «Построй предложение правильно»
Цель: Совершенствование умения согласовывать слова в предложении.
Обучающая задача: Исправлять ошибки согласования слов в предложении, повторить его целиком, проговаривая каждый звук.
Ход игры:
Детям предлагается внимательно слушать воспитателя, когда он будет зачитывать предложения, в которых есть слова с заданными звукам. Дети должны логически правильно построить предложение и повторить его целиком, проговаривая каждый звук.
•Глаза закрыли Зину.
•Захар болит у зуба.
•Ваза стоит в розах.
(В) Сова: Молодцы, умеете вы правильно строить предложения.
Сова и Зайка благодарят детей за помощь в спасении звуков из заколдованного замка и приглашают в гости.
3. Заключительная часть
Рефлексия:
-Ребята, что мы сегодня с вами делали?
- Что позволило нам помочь зайчику и сове?
- Все ребята молодцы, активно работали и справились со всеми заданиями!
- Саша, Маша и Алёна помогли зайчику и сове составить правильно предложения!
- Матвей, Костя и Рита хорошо справились с заданием, где нужно было найти домик для звуков!
- Что было сложно выполнять (легко?