Зарина Муртузова
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие к друзьям-насекомым»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию
«Путешествие к друзьям насекомым»
(старшая группа)
Подготовила и провела воспитатель старшей группы:
Муртузова З. А.
Цели: закрепить представления и знания детей о насекомых, формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию „Путешествие к друзьям-насекомым“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Материалы и оборудование: альбом «Насекомые», загадки и стихи из книги-учебника для малышей В. Степанова «Родная природа» ( Что такое луг: Задания на знания, модели насекомых (бабочка и жук, музыкальное и мультимедийное сопровождение, модели цветов (ромашки) и живые (комнатные) цветы – фиалки.
Предварительная работа: чтение художественных произведений из книги «Лесная мозаика» В. Зотова: «Кузнечик», «Майский жук» : игра с элементами драматизации «Ласточка и мошки» и «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики» Наблюдение за насекомыми в летне-осенний период на прогулках, знакомство с моделями существенных признаков насекомых, с динамической моделью «Бабочка, складывающая крылья». Аппликация «Бабочка». Лепка из соленого теста «жук-коровка».
Ход ООД.
Воспитатель: Ребята, вы ничего необычного в группе не заметили?
Дети, внимательно осматривая группу, замечают, что на столе лежит необычный предмет – посылка. Воспитатель вместе с детьми подходят к столу.
Воспитатель: Это что тут стоит очень странное на вид?
Дети:Посылка.
Воспитатель: А как вы думаете: что в ней лежит? (Рассуждения детей). Давайте откроем (Воспитатель и дети открывают посылку). Ой, что же здесь вы видите? (Рассуждения детей).
Дети: Здесь бантики такие яркие, все расписные. Это не бантики, а бабочки!
Воспитатель:А что вы знаете о бабочках?
Дети их собственных наблюдений рассказывают, что бабочки живут летом. Она разные по окраске и по размеру: белые, желтые и другие.
Воспитатель:А где живут бабочки? (Рассуждения детей, воспитатель подводит детей к понятию «луг»).
Воспитатель: Что такое луг? (Рассуждения детей). Что такое луг?
Ковер травы вокруг,
Цветов нарядных венчик,
Звонкие кузнечики,
Мотыльки игривые,
Жуки не торопливые,
С медом сладким пчелки,
Песня перепелки.
А вы бы хотели попасть на луг? А как можно попасть на луг? (Рассуждения детей). Я знаю волшебные слова, которые помогут нам попасть на луг. Давайте я вас научу. Повторяйте за мной: в право, влево повернись, на лугу очутись! (Звучит волшебная музыка). Вот мы и на лугу. А вот и наши знакомые. Дети, кто это?
Дети: Бабочки.
Воспитатель:А что умеют бабочки делать?
Дети:Они умеют летать.
Воспитатель: Покажите, как летают бабочки
Дети плавно машут руками, имитируя движения бабочки, кружатся над ковром-лугом. Воспитатель поднимает с ковра модель бабочки и показывает детям.
Воспитатель: Посмотрите, какая бабочка! Что привлекло ваше внимание?
Дети:Крылья. Они большие, красивые.
Воспитатель: Посмотрите, какое интересное тело у бабочки (Рассуждения детей). Что еще есть у бабочки?
Дети:Ножки. (Дети вместе с воспитателем считают их количество). Их ровно шесть.
Воспитатель:А что еще есть у бабочки? (Усики)
Воспитатель проводит игру «Ласточка и мошки». Педагог рассказывает, а дети показывают жестами и мимикой.
Воспитатель: Бабочки присела отдохнуть на цветочек (Модель бабочки опускаем на цветок). Неожиданно над ней пролетала стрекоза. Как ее можно показать? А потом зажужжала пчела. Как пчелка жужжит? Бабочки вздрогнула, взмахнула крыльями и улетела.
Дети имитируют полет бабочки и рассаживаются на стульчики вокруг импровизированной поляны.
Проводится игра «Бабочки на лужайке»
Воспитатель: Ах, как страшно на лужайке (Дети приседают на корточки).
Нашей бабочке.
Кружит над ней стрекоза (Дети кружатся и машут руками).
И глядит во все глаза
И пчела громко прожужжала (Дети жужжат).
У нее есть жало
И жуки кругом ползут (Дети ползут по ковру-лугу).
Травку сочную грызут!
Ой! Я на что - то наступила (Воспитатель испуганно)
Чуть-чуть не раздавила (убирает ногу с модели жука-коровки).
Воспитатель наклоняется и берет модель жука.
Воспитатель: Кто это, ребята? (Показывает детям)
Дети:Это жук.
Воспитатель: Молча жук сидел в канавке,
Молча жук пополз по травке.
А когда он полетит –
Зажужжит он, загудит.
Проводится речевая игра.
Воспитатель: Что бы наш жучок ни волновался, успокоился, давайте ему ласково скажем: «Жук-жучок, пестрый бочек» (Дети повторяют и поглаживают его). Вот жучок и повеселел. Теперь вместе с ним пойдем по полянке и с разной интонацией и силой голоса повторять про жучка скороговорку:
· весело (шагаем по залитом солнцем лугу)
· отрывисто (перепрыгиваем через цветочки)
· громким шепотом (осторожно идем)
· жалобно (чтобы не обидеть)
Воспитатель: Вот жучок-коровка и бабочки подружились. Посмотрите, чем они отличаются. ( Варианты ответов детей: по цвету, по форме, в величине, по точкам т. д.)
Воспитатель:А чем они похожи?
Дети:Усики есть и у бабочки и у жука-коровки. Крылья есть и у каждого по шесть ножек.
Воспитатель:А как вы думаете, есть ли у них враги?
Дети высказывают варианты ответов.
Воспитатель: Враги насекомых – птицы: они кормятся бабочками и жуками. А как насекомым спасаться от птиц?
Дети: Они убегают и прячутся. (Прячутся за стульчики).
Воспитатель: Бабочки может спрятаться на похожем по ее окраске цветочке. Сядет бабочка на цветок или на стебелек травы, сложит крылышки и так скроется от глаз наблюдателя. А жуки-коровки очень горькие на вкус. Они такие яркие, красные, с черными точками; как будто предупреждают: «Не ешьте нас, мы горькие!». Вот птицы и остерегаются их клевать. А если человек возьмет его в руки, то он притворится мертвым: не шевелится, поднимает ножки и усики. А вот еще некоторые насекомые-жители луга (рассматриваем альбом «Насекомые» : муравьи, стрекоза, жуки).
Игра «Стрекоза и мошка»
Воспитатель: Ребята, а я знаю, в какую игру любят играть насекомые. Она называется «Стрекоза и мошка». Ребята, давайте выберем стрекозу, а для этого посчитаемся (с помощью считалки выбираем стрекозу).
Стрекоза: (воспитатель говорит слова, стрекоза должна поймать мошку, которая не успела присесть на стульчик).
Стрекоза-разбойница
За добычей гонится.
Поскорее, мошки,
Уносите ножки.
Задания на знания.
Воспитатель: Насекомые, жители луга, уже полюбили вас, подружились. А узнаете ли вы их. Я загадаю загадку, а вы подойдите к тому насекомому, который будет отгадкой.
Над цветком цветок летает
И порхает, и порхает.
Дети подходят к бабочке.
Воспитатель: Почему вы думаете, что загадка о бабочке?
Дети: Бабочки похожи на цветочки, они садятся на цветы и сливаются с ними.
Целый день в траве стрекочет
Отковать колечко хочет.
А потом как полетит
И стрекочет, и шумит.
Дети подходят к стрекозе и объясняют свой выбор.
Воспитатель: Нам пора прощаться с жителями луга. Пожелаем им спокойной зимы, а мы их обижать никогда не будем.
Дети и воспитатель каждому их насекомых машут ручками и говорят: «До свидания, бабочка! До свидания, жучок! До свидания, стрекоза! Прилетайте к нам в гости следующим летом!»
Под веселую музыку дети уходят с луга и переходят в игровую зону для игр.
Воспитатель Муртузова З. А.
Отзыв
на организованную образовательную деятельность по познавательному развитию «Путешествие к друзьям насекомым»
Цель организованной деятельности- закрепить представления и знания детей о насекомых, формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов; развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых; воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.
При прохождении занятия чувствовалась, что была проведена большая предварительная работа: чтение художественных произведений из книги «Лесная мозаика» В. Зотова: «Кузнечик», «Майский жук» : игра с элементами драматизации «Ласточка и мошки» и «Стрекозы, бабочки, пчелы, кузнечики» Наблюдение за насекомыми в летне-осенний период на прогулках, знакомство с моделями существенных признаков насекомых, с динамической моделью «Бабочка, складывающая крылья». Аппликация «Бабочка». Лепка из соленого теста «жук-коровка».
Занятие прошло в форме игры- путешествия, дети играя развивались, резвились, обучались.
Цель достигнута, все прошло в соответствии плану, спасибо всему коллективу детского сада «Надежда»