Галина Кузнецова
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Комнатные растения» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закреплять знания детей о комнатных растениях : название, внешний вид, строение, способы ухода, виды размножения.
Материалы: Комнатные растения, горшочки с черенками любого растения и листами для размножения. Лейка с водой, опрыскиватель, палочка для рыхления, таз с водой и тряпочка, кисточка. Луковица одного из лилейных растений.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию „Комнатные растения“ в старшей группе» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: В течение всего года работать с детьми в уголке природы; закреплять названия растений, растущих в группе; правила полива, рыхления; показывать посадку черенка, листа для размножения
Ход занятия:
Воспитатель: Была я однажды в гостях у своей старой знакомой Марии Ивановны. Она выращивает разные растения : бегония, колеус, хлорофитум и многие другие, а герани коллекционирует. Они у нее всякие: белая, красная, розовая, даже оранжевая, а одна как курочка Ряба-пестрая. Есть герань без цветов, но с запахом: листочки у нее пахнут как духи, эта герань так и называется – душистая. Мария Ивановна сказала, что герань называется еще и по- другому –пеларгония, ее родина – Африка. О многих растениях поведала мне Мария Ивановна, а на прощание дала рассаду цветов. О каких растениях мне рассказала Мария Ивановна. (Комнатных растениях.) А почему они называются комнатными? А могут ли они расти на улицах?
(Ответы детей). Посмотрите, какие разные и красивые комнатные растения. А что у них есть общее? Рассмотрим листья какой они формы, какого размера, цвета; какие на ощупь. Вот, например, у герани (пеларгонии) листья округлые, не очень большие, мягкие зелеными, волнистыми на ощупь, зеленые, с темно-зелеными волнистыми окружностями.
На моем оконце-
Настоящий сад
Крупные сережки
Фуксии висят.
Лезет хлорофитум узкий,
Листики свежи
А у пальмы нашей
Листья как ножи.
Знать, в горшочке тесно
Герани яркой
Разрослась чудесно
И цветет так ярко
Вспыхнул угольками
Скромный огонек
Весь горит он ярко
В солнечный денек (Бальзамин)
На окне цветок колючий
Смотрит за околицу.
Вы его не троньте лучше-
Очень больно колется. (Кактус)
Воспитатель описывает и показывает комнатные растения : бальзамин, хлорофитум, сансевьеру, аспарагус, лилию, заферантус, бегонию,фиалку,фикус, каланхоэ, кактус.
Воспитатель: Мы с вами ухаживаем за листочками комнатных растений по- разному, в зависимости от того,какие они. Как вы думаете, какие растения можно протирать тряпочкой? (С плотными, гладкими листьями). Назовите эти растения. (Фуксия,лилия, сансевьеру) Кто покажет как это можно сделать? А с каких мы кисточкой смахиваем пыль – они не любят, когда их обрызгивают водой? (Опущенные листочки)
Назовите их. (Фиалка, кактус) Какие условия необходимы для хорошего роста комнатных растений. (Солнце, воздух и вода). Из чего мы поливаем растения? Когда наливаем в лейку воду? (Не менее чем за день до полива) А вот фиалку мы поливаем в поддон, почему? (Корни маленькие, растут близко к поверхности земли)
Водный режим поддерживает и опрыскивание. При опрыскивании растения остаются свежими, зелеными, особенно любит опрыскивание аспарагус. Как опрыскивать комнатные растения, кто покажет? А какие растения мы никогда не опрыскиваем? (Кактус,фиалку) Когда надо рыхлить землю? (На следующий день после полива) Рыхлить надо неглубоко около стенок горшка, чтобы не повредить корешок, вот так. (показывает). У всех комнатных расений есть листья и корни, а вот посмотрите, что у них разное? (Стебель) У каких растений нет стебля (Сансевьера,лилия) А у каких есть? (Фикус, герань)
Размножаются комнатные растения по-разному : черенками, листочками, луковицами, делением корней. Черенками размножаются растения у которых есть стебель. Назовите их. (Фикус, фуксия, герань, бальзамин,колеус). Комнатные растения, у которых нет стебля, размножаются делением корня (фиалка, бегония, аспарагус) Но такие растения, как фиалка и аспарагус можно размножать и с помощью листа. (Показывает горшочек с посаженным листом). Цветут они каждый год зимой, летом, и весной, некоторые один раз два-три года. Посмотрите и скажите, какие комнатные растения цветут сейчас, опишите их.
Воспитатель: Давайте, ребята, пойдем погуляем по лесу, по лугу, послушаем пение птиц. (звучит звукозапись)
Физкультминутка :
Спал цветок
И вдруг проснулся
(Дети встали)
Больше спать не захотел
(Туловище влево, вправо)
Шевельнулся, потянулся
(Встали на носочки, потянулись)
Взвился вверх и полетел
(Руки влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется
(Потянулись вверх)
Бабочка кружится, ввьется
(Садятся)
Дидактическая игра «Сравни комнатные растения»
Воспитатель: Отгадайте с какого комнатного растения этот цветок. Посмотрите на каланхоэ и герань и скажите, что у них общее? (Есть листья, корни, стебли) Назовите различия. (Листья у каланхоэ твердые, а у герани мягкие, каланхоэ размножается детками, а герань черенками)
Дидактическая игра «Какого комнатного растения не хватает»
Воспитатель : Посмотрите какие прекрасные у нас комнатные растения, загадайте какое-нибудь, придумайте загадку или опишите загаданное комнатное растение, а мы попытаемся отгадать.
Дети по желанию описывают растения.