Алина Александровна Журено
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Весна идёт, весне дорогу» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Весна идёт, весне дорогу!»
Цель: формирование представлений детей о весне.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать формированию представлений детей о весне, как времени года, о характерных признаках весны, о твердом и жидком состоянии воды;
- способствовать формированию умений понимать закономерности явлений природы.
Развивающие:
- содействовать развитию интереса к изменениям, происходящим в природе; побуждать делать выводы через решение логических задач;
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
- содействовать развитию умений устанавливать взаимосвязь, развитию наблюдательности, речи, мышления, эстетического вкуса;
- обогащать словарный запас.
Воспитательные:
- побуждать детей любить родную природу, ценить красоту природы, беречь ее.
Методические приемы: сюрпризный момент - письмо из леса от Старичка-Лесовичка; мотивация – «Помочь Старичку-Лесовичку разбудить лес, так как наступила весна»; беседа «Признаки весны»; рассказ воспитателя, «Как образуется сосулька»; загадки о весне, сосульке, ручейке; игра с мячом «Весенние слова»; чтение стихотворения А. Плещеева «Уж тает снег, бегут ручьи…»; игра «Что лишнее?», музыкальное сопровождение – А. Вивальди «Времена года. Весна», звуки капели, щебетание птиц; экспериментальная деятельность «Что происходит с сосулькой в теплых условиях»; физкультминутка «Медведь»; художественное творчество.
Средства реализации: А. Вивальди «Времена года. Весна», звуки капели и щебетания птиц, презентация, ноутбук, мультимедийный проектор, конверт с письмом; металлический поднос; мольберт; альбомный лист (по количеству детей, цветные карандаши (по количеству детей, мяч, контейнеры с сосулькой (по количеству детей).
Предварительная работа:
- наблюдения на прогулке за весенними признаками;
- рассматривание картин о весне: А. К. Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Март»; И. И. Шишкин «Лес весной»;
- чтение художественной литературы: Ф. И Тютчев «Весенние воды», «Весна»; С. Маршак «Круглый год», «Апрельский дождь»; Г. Скребицкий «Апрель»; С. Есенин «Черемуха», А. А. Фет «Уж верба вся пушистая» и др.
- заучивание примет, пословиц, стихотворений о весне: Ф. И Тютчев «Весенние воды», «Весна»;
- беседы на темы: «Ранняя весна», «Середина весны», «Поздняя весна», «Признаки весны», «Первые весенние цветы», «Звери весной», «Перелетные птицы».
Ход образовательной деятельности.
(Дети стоят на ковре).
Воспитатель.
- Ребята, когда вы шли в детский сад, вы заметили какое сегодня утро?
(Слайд 1).
Данил.
- Сегодня утро светлое.
Самир.
- Мне утро показалось добрым.
Ксюша.
- Я шла в детский сад, когда утро было ранним.
Воспитатель.
- А какой воздух вы почувствовали?
(Слайд 2).
Арина.
- Я почувствовала свежий воздух.
Кристина.
- А я - чистый.
Айгиза.
- Я почувствовала прозрачный воздух.
Воспитатель.
- Да, сегодня воздух прозрачный, свежий и чистый. Солнце нежное и теплое. Небо высокое и лазурное. Какое настроение у вас в это чудесное утро?
Арсений.
- У меня настроение радостное.
Ринат.
- А у меня просто хорошее.
Воспитатель.
- Мне нравятся ваши лица, и я вижу, что у вас хорошее настроение. Значит, мы можем с вами отправляться в путешествие. Сегодня, дорогие ребята, мы с вами продолжим наше путешествие в сказочный природный мир, в гости. А к кому, вы узнаете, отгадав загадку.
Зеленоглаза, весела,
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла,
То, что всем понравится:
Зелень – листьям,
Нам – тепло
Волшебство
Чтоб всё цвело.
Вслед ей прилетели птицы
Песни петь все мастерицы.
Догадались кто она?
Эта девица.
Дети.
- Весна.
(Слайд 3).
Воспитатель.
- Правильно, сегодня мы отправимся в гости к весне. Весна – это переход от зимы к лету. Солнце ярко светит и припекает. Сегодня Старичок-лесовичок, наш давний друг, прислал нам письмо из леса. Сейчас мы посмотрим, что в нём. «Дорогие ребята! Произошла беда. Весна уже наступила, а лес не просыпается. Помогите, пожалуйста, разбудить зверей, птиц, землю». Поможем ему?
Дети.
- Поможем.
Воспитатель.
- Но нам нужно на чём-то добраться. Ребята, на чем мы отправимся в лес?
Кристина.
- Можно доехать на автобусе.
Риназ.
- Можно долететь на самолёте.
Артур.
- А я бы поехал на поезде.
Ринат.
- Я бы хотел полететь на ракете и т. д.
Воспитатель.
- Я предлагаю отправиться в лес на ковре-самолете. Полетели. (Дети садятся на ковер и слушают музыку. Звучит отрывок музыкального произведения А. Вивальди «Времена года. Весна»).
(Слайд 4).
Воспитатель.
- Ребята, какие эмоции у вас возникли при прослушивании этого музыкального произведения?
Реназ.
- Я почувствовал покой.
Самир.
- Мелодия показалась мне нежной.
Софья.
- Музыка была ласковой.
Рената.
- А я испытала тепло.
Воспитатель.
- Я предлагаю послушать Саиду.
Саида.
Уж тает снег. (Алексей Плещеев)
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
(Слайд 5).
Воспитатель.
- Ребята, о каких признаках весны вы услышали в стихотворении?
Регина.
- Ярче, теплей стало солнце.
Айдан.
- Защебетали соловьи.
София.
- Побежали ручьи.
Воспитатель.
- А какие еще признаки весны вы можете назвать?
Аэлита.
- Дни стали длиннее, а ночи короче.
Артур.
- Небо чаще ясное.
Айнур.
- Щебечут птицы.
Ролан.
- Текут ручьи.
Милана.
- Появляются первые проталины, цветы.
Воспитатель.
- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Весенние слова». Я буду прокатывать вам мяч, а вы будете говорить мне, какая же она – весна.
Дима.
- Весна - солнечная.
Альмир.
- Весна - нежная.
Саида.
- Весна - светлая.
Альшер.
- Весна - радостная.
Воспитатель.
- Ребята, а какие весенние месяцы вы знаете?
Дети.
- Март, апрель, май.
Воспитатель.
- Всё верно. Сейчас у нас конец марта. Вот мы и прилетели в весенний лес. Как же мы с вами сможем помочь Старичку-лесовичку? Что нужно, что бы снег начал таять?
Милана.
- Нужно разбудить солнышко.
Воспитатель.
- Давайте попробуем его разбудить, а помогут нам в этом, угадайте кто?
(Звучат звуки капели).
Растут они вниз головой
И звонко плачут лишь весной.
Что это?
Дети.
-Это сосульки.
(Слайд 6).
Воспитатель.
- Правильно, сосульки.
Когда сосульки плачут,
Мы слышим целый день
Веселую и звонкую
Весеннюю капель.
(Слайд 7).
- Сегодня, когда я шла в детский сад, я увидела много сосулек и решила вам их показать. (Раздаёт каждому ребёнку сосульку). Ребята, потрогайте сосульку. Какая она на ощупь?
Арина.
- У меня сосулька холодная.
Айдан.
- Моя - мокрая.
Шамиль.
- Моя сосулька твёрдая.
Воспитатель.
- А теперь посмотрите на сосульку, сквозь неё. Какая она?
Эмир.
- Моя сосулька длинная.
София.
- А у меня - острая.
Воспитатель.
- Сейчас я расскажу вам, как образуется сосулька.
(Слайд 8).
- Когда снег тает, появляется капелька, она стекает с крыши и застывает, затем следующая стекает и снова застывает, присоединившись к первой капельке. Вот так образуются сосульки. Они состоят из множества капелек.
Какой можно сделать вывод?
Ринат.
- Сосулька – это замерзшие капельки воды, которые превращаются в лед.
Воспитатель.
- Что происходить с сосулькой в тепле?
Арина.
- Она начинает таять.
Воспитатель.
- Возьмите сосульку в руку и приподнимите её над ладошкой. Что происходит с ней?
Софья.
- Сосулька закапала, как будто заплакала.
Воспитатель.
- Правильно, сосулька начинает капать. Почему?
Айдан.
- Потому что в помещении тепло, а сосулька любит холод.
Воспитатель.
- Верно, сосулька начинает таять и превращаться в воду, так как находится в теплых условиях. Если расположить сосульку над металлическим подносом, то мы услышим звуки капели. (Воспитатель с детьми держат сосульки над металлическим подносом). Сосульки капает, звенит капель, солнышко проснулось.
Сияет солнце спозаранку
Снег темный сделался, намок
И распевая звонко песни
Бежит веселый….
Дети.
- Ручеек.
(Слайд 9).
Воспитатель.
- Правильно, ручеек. Солнце светит ярче. От весеннего тепла снег растаял, и побежали, зажурчали, проснулись ручейки. А как вы думаете, какие бывают ручьи?
Данил.
- Ручьи бывают прозрачные.
Кристина.
- Ручьи могут быть быстрые.
Воспитатель.
- А что делают ручьи?
Эмир.
- Ручьи бегут.
Камилла.
- Ручьи журчат.
София.
- Ручьи звенят.
Воспитатель.
- Ребята, а какие звери живут в лесу?
(Слайд 10).
Риназ.
- В лесу живут волки.
Дима.
- В лесу живут медведи.
Ролан.
- В лесу живут лисы.
Аэлита.
- В лесу живут зайцы и т. д.
Воспитатель.
- Что со зверьми происходит весной?
Самир.
- Медведи, ежи, просыпаются после зимней спячки.
Арсений.
- Зайцы, лисы, белки меняют свою зимнюю шубу на летнюю.
Воспитатель.
- Давайте разбудим медведя, выполним физкультминутку.
Физкультминутка «Медведь» (2 раза)
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге (Повороты влево и вправо).
Потянулся он со сна (Потягивания - руки вверх).
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой).
Наклонился взад-вперед, (Наклоны вперед-назад).
Вот он по лесу идет.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот).
Наконец медведь наелся,
И на бревнышке уселся. (Дети садятся).
Воспитатель.
- Ребята, а знаете ли вы, какие первые весенние цветы появляются?
Ролан.
- Первые весенние цветы - подснежники.
Алишер.
- Первой также появляется мать-и-мачеха.
Айдан.
- Еще один весенний цветок называется ландыши.
(Слайд 11).
Воспитатель.
- Вы правы. Они радуют глаза людей своими цветами. А где они появляются?
Кристина.
- Первые весенние цветы появляются на проталинах.
Воспитатель.
- А кто знает, что такое проталина?
Альмир.
- Проталина - это оттаявший участок земли.
Воспитатель.
- Давайте и их разбудим. А для этого поиграем в знакомую вам игру «Что лишнее?». Ребята, что тут лишнее? Как вы думаете и почему?
(Слайд 12)
Регина.
- Лишний кактус, потому что это комнатное растение.
Воспитатель.
- Ты права, Регина. Саида, а как ты думаешь, на этом слайде есть лишнее растение? Если есть, то почему.
(Слайд 12).
Саида.
- На этом слайде лишнее растение - гартензия, потому, что оно является комнатным растением.
Воспитатель.
- Совершенно верно. Альмир, ответь мне, пожалуйста, какое растение лишнее на этом слайде?
(Слайд 13).
Альмир.
- Лишним растением на этом слайде является орхидея, так как она также комнатное растение.
Воспитатель.
- Мне кажется, что ещё не все лесные обитатели проснулись. Как вы думаете, кого мы забыли разбудить? (Звучит музыка, слышится щебетание птиц). Ребята, вы слышите эти звуки? Посмотрите! К нам птицы прилетели!
(Слайд 13).
Воспитатель.
- Какие птицы прилетели к нам из теплых стран?
Дима.
- Из тёплых стран к нам прилетают грачи, скворцы.
Айгиза.
- Так же весной прилетают жаворонки, ласточки.
Воспитатель.
- Вроде всех мы разбудили, но чего-то в лесу не хватает. Как вы думаете, чего?
Камилла.
- Для полного пробуждения не хватает листьев на деревьях.
Воспитатель.
- Это, конечно так, но прежде чем появятся листья, на ветках деревьев набухают почки. Давайте мы дорисуем их.
(Слайд 14).
(Воспитатель раздает детям альбомный лист с нарисованным деревом без почек. Дети рисуют листья на деревьях на альбомном листе карандашами. По окончании работы дети размещают свои работы на мольберте)
Воспитатель.
- Вот мы и помогли Старичку–лесовичку разбудить лес и совершили увлекательное путешествие в мир весны. Пора нам возвращаться обратно в детский сад. Усаживаемся на ковер–самолет и полетели. А пока мы летим, я хочу вас спросить – чем мы занимались в гостях у Старичка-лесовичка?
(Слайд 15).
Дети.
- Отгадывали загадки, разбудили растения, птиц, медведя, деревья. Играли в игры «Весенние слова», «Что лишнее?».
Воспитатель.
- А для чего мы всё это делали?
Дети.
- Мы это делали для того, чтобы разбудить весну.
Воспитатель.
- Мы прилетели обратно в наш детский сад.
В каждом человеке прячется весна,
Если ты печальный - значит, спит она.
Если ты бежишь, смеясь, босяком по лужам –
Это, значит, в вас весна вылезла наружу!
И я хочу пожелать вам голубого, чистого неба, яркого ласкового солнышка и прекрасного весеннего настроения.