Шлюханова Тамара
Конспект занятия по познавательному развитию «Комнатные растения» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: расширять и обобщать знания детей об объектах экологической тропы в детском саду.
ЗАДАЧИ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: закреплять умение детей узнавать и называть объекты на экологической тропинке детского сада. Совершенствовать навыки по уходу за растениями. Продолжить формирование основ экологической культуры через общение с комнатными растениями.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Комнатные растения“ в старшей группе» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать навыки исследовательской деятельности детей в ходе совместной деятельности. Развивать любознательность, трудолюбие. Развивать воображение и логическое мышление; развивать умение «входить» в образ растения.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия. Воспитывать бережное отношение к природе.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: наблюдения за неживой и живой природой. Чтение рассказов о природе, заучивание стихов, пословиц, примет, загадывание загадок. Ежедневный уход за растениями уголка природы.
Составление картосхемы экологической тропы для участка детского сада, на которой указываются и отмечаются значками стоянки экологической тропинки.
Хозяином экологической тропы стал сказочный герой – Кот в сапогах.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
ОБОРУДОВАНИЕ: комнатные растения, лейки, мягкие тряпочки для протирания листьев, грабли и палочки для рыхления, иллюстрации комнатных растений, природных зон: пустыня, джунгли, д/и «Собери растение», мультимедийная установка, аудиозапись лирической музыки, Э. Григ «Утро».
СЛОВАРЬ: экология, пустыня, джунгли, Южная Америка, Амазонка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. В руках у каждого ребёнка зеркало.
Воспитатель. Внимательно рассмотрите свои глаза. Какого они цвета? Для чего людям нужны глаза? (Ответы детей.)
Звучит аудиозапись лирической музыки.
Какие красивые у вас глаза! Они такие лучистые и ясные, искрятся добротой и любовью. Ваши глаза видят всё: и красоту заснеженных деревьев, и нежность цветов, и синеву неба. Они видят тех, кто ждёт вашей помощи: засохший цветок, голодную птичку, упавшего товарища, - и помогают вам совершать добрые поступки. Ваши глаза восхитительны и неповторимы. Я люблю ваши глаза! Посмотрите в свои глаза. Полюбуйтесь ими.
В мои глаза вошли
Поля, моря, леса.
Мои зрачки - огонь,
В них солнце задремало.
Посмотрите в глаза друг другу и подарите друзьям добрые взгляды.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
На экране появляется изображение хозяина экологической тропы – Кота в сапогах.
Кот. – Здравствуйте, мои маленькие друзья! Я тоже очень рад видеть ваши глаза, в которых отображается весь мир!
А вы узнали меня? (Дети отвечают). Да, я живу на участке детского сада, и каждый день вижу, как вы гуляете, наблюдаете за природой, рассказываете о ней, работаете в огороде, поливаете растения. Я даже знаю, что вы составили схему экологической тропы нашего детского сада. А пока вас не было в группе, я успел её спрятать. Сможете её найти? Тогда слушайте подсказку.
Не влево, вправо от меня
Сделайте 4 шага.
А потом вперёд идти,
Сделать до шагов 5.
Посмотрите вы налево,
Карту забирайте смело!
(Дети находят карту).
Воспитатель. – Да, действительно, это карта – схема нашей экологической тропы. А знаешь, уважаемый Кот, что наши дети не только составили её, но и могут ориентироваться по ней? Можешь загадать ещё загадку.
Кот. – Я хочу узнать, какой объект находится между Царством удивительных пеньков, где я живу, и вашим огородом? (Дети отвечают: уголок природы, комнатные растения).
Я не просто так вас спросил об этом. Я мало знаю о комнатных растениях. Расскажете мне о них?
Воспитатель. - Уважаемый Кот! Я думаю, дети с удовольствием расскажут о комнатных растениях, назовут их и покажут, как за ними ухаживают.
Посмотрите, как много в нашей группе комнатных растений. А как вы думаете, для чего нужны эти растения? (Чтобы было красиво). Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи.
Ребята, вы уже знаете, что каждое растение имеет свое название. Сейчас моя помощница Чучелка поиграет с вами. Она будет прятаться в цветочных горшках, а вы назовёте растение, которое в нём растёт.
Дидактическая игра «Назови растение»
Воспитатель. - Ребята, а растения живые или не живые? (живые)
Правильно, растения живые и чтобы они всегда оставались здоровыми, мы должны правильно ухаживать за ними. Но, чтобы узнать, как правильно ухаживать за растениями мы должны отправиться в путешествие. А пока отдохнём.
Физкультминутка (музыка Э. Грига «Утро»).
Наши нежные цветки
Распускают лепестки (плавное раскрывание пальцев).
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет (помахивание руками перед собой).
Наши алые цветки
Закрывают лепестки (плавное опускание рук,
Тихо засыпают,
Головой качают.
Воспитатель. - Уважаемый Кот! Ты поможешь нам отправиться в путешествие?
Кот. – Конечно, я же сказочный Кот! Отгадайте, где вы сейчас окажетесь?
На экране картинка с изображением пустыни.
Воспитатель. - Как вы думаете, куда мы попали? Это пустыня. Здесь очень жарко, земля песчаная и каменистая, совсем нет растительности и очень мало воды. Вода находится глубоко под землёй. Но посмотрите, что это за зелёный великан стоит. Что это? (кактус). Кактусу необходимо для роста много света и тепла, мало воды и ещё он не любит, когда на него брызгают воду.
На экране картинка с изображением с изображением Амазонки.
Воспитатель. - Это Южная Америка – леса Амазонки. Амазонка – это река. Поэтому в этих местах много воды и тепла. Ещё это место можно назвать джунгли. Здесь много растительности, гигантские деревья, а всю землю покрывает, что? (папоротник) Поэтому папоротнику для роста и развития нужно много воды и тепла.
Воспитатель. – Спасибо, уважаемый Кот.
За каждым комнатным растением необходимо ухаживать по – своему: кто-то любит много воды, а кто-то нет; кто-то любит много света и тепла, а кто-то любит тень.
У нас в цветочных горшках карточки – схемы для растений. Расскажите Коту в сапогах, как мы ими пользуемся.
Дидактическая игра «Кому что нужно» (дети рассказывают об условных обозначениях).
Воспитатель. - Молодцы, ребята, справились с заданием. Итак, давайте сделаем вывод. Что же нужно растениям для жизни? (Свет, тепло, вода и воздух)
И чтобы растения всегда оставались здоровыми, мы должны правильно ухаживать за ними.
Выполнение трудовых действий.
Воспитатель раскладывает на столе орудия труда: лейки, мягкие тряпочки для протирания листьев, грабли и палочки для рыхления.
1 группа детей поливает растения, воспитатель комментирует его действия:
- Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов.
2 группа детей рыхлит землю в горшках.
- Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растения.
3 группа детей протирает листья растений.
- Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными очищают от пыли мягкой кисточкой или обрызгивают их.
- Я думаю, наши растения остались довольны. Давайте их рассмотрим.
- Листья растут на стебле, который держится в горшке с помощью корня, который находится в земле. (Дети рассматривают схему растения).
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Собери растение».
Воспитатель. - Есть комнатные растения, которые называются растения – лекари. Они помогают людям справиться с болезнями. Вот послушайте загадку:
Лист горбочком, с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет.
Зато лечит нас
В любой день и час!
Вы догадались, о каком растении - лекаре говорится в этой загадке? (алоэ)
В народе его называют столетником. Это растение помогает лечить раны, заболевания желудка, насморк и кашель.
Воспитатель. - Дети, а у вас есть любимое комнатное растение? Может быть, оно есть у нас в группе или изображено на наших картинках. Нарисуйте своё любимое комнатное растение в подарок Коту в сапогах.
(Дети по своему выбору садятся за заранее приготовленные столы и рисуют. Звучит музыка).
Воспитатель. - Уважаемый Кот, теперь ты знаешь, что за комнатными растениями нужен постоянный и индивидуальный уход. Эти зеленые питомцы отблагодарят нас чистым воздухом, красивыми цветами, листвой, если вы будете за ними тщательно следить и ухаживать.
Кот. – Да, мои маленькие друзья, я увидел, что и в вашем групповом природном уголке вы знаете, любите растения и умеете за ними ухаживать. А теперь я с вами прощаюсь, но с нетерпением жду встреч на нашей экологической тропе.
III. ИТОГ ЗАНЯТИЯ: - Ребята, вам понравилось наше занятие? Что больше всего вам понравилось? Что узнали нового? На этом наше занятие закончилось. Всем спасибо!