Наталия Иванова
Конспект НОД по речевому развитию «Комнатные растения» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
НОД с детьми старшей группы по теме
___
Цель: Создание условий для расширения и активизации словаря по теме.
Задачи:
Уточнить, активизировать, расширить словарь по теме “Комнатные растения”(растение, стебель, лист, цветок, корень, ухаживать, поливать, протирать, опрыскивать)
Активизировать употребление в речи антонимов.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Комнатные растения“ для старшей группы» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными два и пять).
Совершенствовать навык составления предложений с предлогами “на”, “над”, “под”, “с”, “вокруг”.
Совершенствовать синтаксическую сторону речи, составление сложноподчинённых предложений со словами “для того чтобы”.
Закреплять умение составлять рассказы-описания по предложенному плану
Образовательная среда:
характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.
средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.
Предметно-практическая среда: Предметные картинки с изображениями комнатных растений, Комнатные растения (толстянка, герань, бегония, фикус, хлорофитум, фиалка, папоротник, щучий хвост, План-схемы для составления рассказа., игрушечная бабочка.
Ведущая образовательная область: “Речевое развитие”, “Познавательное развитие”.
Планируемые результаты: У детей активизировался, расширился словарь по теме, дети научились согласовывать существительные с числительными “два и пять”, составлять предложения с предлогами, составлять рассказы –описания по предложенному плану, сложноподчиненные предложения со словами для “того чтобы”. У детей развилась тонкая и артикуляционная моторика, координация речи с движением, дети научились сотрудничать в игре и на занятии, развилась самостоятельность, инициативность, ответственность.
Примерный план деятельности
I. Мотивационно-побудительный
1. Оргмомент
- Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться :
“Доброе утро”.
Запустим волну хорошего настроения. Будем улыбатся друг другу. И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Воспитатель: Сегодня, дети, я снова приглашаю вас в волшебный мир природы. Вспомните, что такое природа? (Это деревья, кусты, цветы, камни, песок, земля.) Да, но ничего этого в нашей группе нет. О чем пойдет речь? Вот вам загадка - подсказка:
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут. (Комнатные растения)
- Да, это комнатные цветы, это также часть природы.
- Где они растут? (В комнатах)
- А где в основном стоят они в комнатах, в группе? (В уголке природы)
- Место, где стоят цветы, мы называем Уголком живой природы. Сегодня вы познакомитесь с названиями и пользой некоторых растений. Будем учиться рассказывать о них.
Основной этап
2. Беседа о комнатных растениях и уходе за ними.
- Вы узнали эти растения? назовите их.
1. Это герань.
2. Это фиалка.
3. Этот цветок называется сансевьерия.
4. Это бальзамин.
5. Это комнатное растение- толстянка.
- Молодцы, ребята! Вы узнали все растения.
- Ребята, предлагаю вам вспомнить, почему эти растения называют комнатными? (ответы детей). (Комнатными называют их, потому что эти растения выращивают только в помещениях, так как родина большинства их них – жаркие страны, где круглый год лето, поэтому человек создает и зимой примерно такие же условия, как и летом, иначе они погибли бы)
- А посмотрите на каждое из них. Какие есть части у растений? (Дети по очереди проговаривают, показывают части растений).
Какие у них листья? Стебли? Цветы?
Беседа – сравнение комнатных растений. (сравнить герань и щучий хвост)
Самое полезное растение - хлорофитум. Является чемпионом среди цветов по пользе для человека Это растение очищает воздух от пыли, убивает вредные бактерии. Растения заботятся о нас, а мы должны заботится о них.
- А хотите я вам расскажу про девочку Катю?
Катя леечку взяла, все цветочки полила.
Пусть попьют водички цветочки-невелички.
Мягкой тряпочкой листочки протирала наша дочка,
И опрыскивала их.
Пыль дышать мешает, поры закрывает.
-А вы умеете ухаживать за комнатными растениями?
- А как вы это делаете?
- Зачем нужно ухаживать за комнатными растениями?
Игра “Два-пять” (совершенствование грамматического строя речи.)
-Сейчас я предлагаю пройти на стульчики. Посмотрите, что это у вас под стульчиками? Возьмите картинки и посмотрите: у вас на карточках цифра. Я буду показывать картинку с цветком, а вы называть. Если у вас цифра 2, то вы говорите: две герани.
Ответы детей.
1-й – У меня два колеуса.
2-й- У меня пять гераней. И. т. д.
Молодцы. Вы отлично выполнили задание.
Упражнение “Закончи предложение”.
Предлагаю поиграть в игру “Закончи предложение”. Для этой игры нам понадобится мяч. Я начинаю предложение, а вы продолжаете. Свой ответ начинаете со слов “для того чтобы”. Потом повторяете всё предложение целиком.
- Раз, два, три начало игры.
- Комнатные растения необходимо поливать…
1 -…. для того, чтобы они не завяли.
- Листья на комнатных растениях нужно протирать…
2-…. для того, чтобы они могли дышать.
-Комнатным растениям нужен солнечный свет…
3-… для того, чтобы они могли хорошо расти.
-Комнатные растения нужны человеку…
4-…для того чтобы украшать его дом.
-А для чего ещё комнатные растения нужны человеку…
5-…для того чтобы очищать воздух.
-Комнатные растения нужно удобрять…
6-…для того чтобы растения росли красивыми и здоровыми
- Чудесно! Это были трудные задания. Вы просто молодцы!
4. ФИЗМИНУТКА
Предлагаю вам встать в кружок, так чтобы друг другу не мешать. Представьте себе, что вы цветочки в горшочках.
(Выполняют упражнение “На окне в горшочках”
На окне в горшочках – дети сидят на корточках
Выросли цветочки – медленно поднимаются
К солнцу потянулись, - поднимаются на носочках, руки вверх
Солнцу улыбнулись – руки широко в стороны
К солнышку листочки – ладони повернуть вверх
Повернут цветочки.
Повернут бутоны, - руки над головой соединяются
В солнышке утонут – руки развести широко в стороны.)
5. Упр. “бабочка”. (ставит на стол горшок с геранью, берет бабочку)
- Ой, ребята, посмотрите, кто это? Это бабочка. Она живет среди цветов и очень любит играть с детьми. У нее есть одна любимая игра, и она предлагает вам поиграть. Она любит прятаться, а вы ее будете искать. Ответы детей.
1-й- бабочка сидит на горшке с геранью.
2-й- бабочка летает над геранью.
3-й- бабочка спряталась под листок герани.
4-й- бабочка летает вокруг герани.
5-й- бабочка сидит около герани.
6-й- бабочка спряталась за горшок с геранью.
Бабочке было весело с вами. А сейчас она хочет узнать,что это за прекрасный цветок. Ребята мы расскажем бабочке о этом цветке? Поможет нам схема. Я предлагаю рассказать по очереди, каждый по предложению.
1) Сначала назовите растение;
2) где растет
3) какие части;
4) какие листья по форме, цвету
5) Расскажите как за ним ухаживать
6) какую пользу приносит
Бабочке было весело с вами. Она много узнала о цветке. а сейчас она полетела домой рассказывать своим друзьям.
6. Итог занятия
Наше занятие подошло к концу. Названия, каких комнатных цветов вы запомнили? Как надо за ними ухаживать? Как мы учились отвечать? .Для чего же нам нужны комнатные цветы? (Для уюта, для красоты, для того, чтобы очищать воздух)
- Конечно, цветы действительно создают в помещении уют, комфортную атмосферу, делают интерьер помещений живым и привлекательным, но не только это. Они очищают, увлажняют воздух.