Галина Пименова
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
Тисульский детский сад №4
Структурное подразделение Урюпинский детский сад
Конспект организованной образовательной деятельности
по «Познавательному развитию» на тему:
«Волшебница – вода»
Для детей 5-6 лет
Воспитатель
Пименова Галина Геннадьевна
Высшая квалификационная категория
2017
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию „Волшебница вода“» размещена в разделах
Цель: Познакомить детей со свойствами воды, развивать навыки проведения лабораторных опытов
Задачи:
Обучающие:
• формировать познавательный интерес, опираясь на исследовательскую деятельность,
• способствовать пониманию необходимости экономного использования воды как природного ресурса,
• создавать условия для проведения лабораторных опытов,
• развивать способность самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи.
Развивающие :
• развивать образное мышление, воображение,
Воспитывающие:
• привить навыки экологически грамотного поведения в быту.
Предварительная работа: Беседы «Вода в природе», «Какая бывает вода?», загадывание загадок о воде и ее состоянии в природе, рассматривание альбомов и иллюстраций о воде, игры «Мы капельки», «Я маленькая капелька», чтение экологической сказки «Как люди речку обидели».
Материалы и оборудование:
Глобус, стаканчики, вода, кубик, трубочки для коктейля, блюдца, чашки, баночки, ложечки, сахар, песок, варенье, молоко, мяч, кукла Грязнулька.
Структура занятия:
1. Вводная часть (5-7 минут)
Загадывание загадки
Рассматривание глобуса и вводная беседа о воде.
Чтение стихотворения
2. Основная часть (20 минут)
Проблемная ситуация: исчезла вода
Проведение опытно – экспериментальной деятельности
3. Заключительная часть (3 минуты)
Подведение итогов
Ход ООД:
Воспитатель. Ребята, тему нашей беседы вы узнаете, когда отгадаете мою загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать
На землю падает опять (вода).
Ребята, где мы встречаемся с водой? ( Дети отвечают: в реке, море, луже, колодце).
А сейчас мы с вами рассмотрим глобус – маленькую копию нашей планеты Земли. Вода на глобусе обозначена, каким цветом? (дети отвечают – голубым)
Кажется, что воды на Земле много – вот, сколько голубой и белой краски на глобусе. А какую воду мы пьем? Соленую или пресную? (Дети отвечают, что пресную воду).
Человек не может пить соленую воду, а ее на Земле намного больше, чем пресной. Ведь в морях и океанах вода соленая. Есть на Земле такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду. Давайте посмотрим на глобусе, где есть такие места – это, конечно же, пустыни, каким цветом они обозначены на глобусе? (дети отвечают, что желтым).
Там очень мало воды, поэтому там редко живут люди. Ведь без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды всего три дня.
Читаю стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане.
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется
Средь высоких стройных елей,
Рушится потоком селей,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда.
Ребята, а у нас в детском саде, где мы берем воду? Дети отвечают, что в кране.
А знаете, я сегодня пошла к раковине, вымыть руки и на самом краешке крана увидела маленькую прозрачную каплю воды. Она просто вся искрилась от чистоты и тихонечко смеялась. И тут из-под раковины, из самого дальнего угла вылез маленький всклоченный грязный человечек. Он подбежал к капельке, схватил ее и спрятав в большое ведро, бросился в свой темный угол приговаривая: «Вот и последняя капелька теперь моя». Я кран открыла, а воды нет, может он у нас воду украл? А вот и следы какие-то грязные. (Идут по следам и находят конверт с письмом)
Читаю письмо: «Я гном Грязнулька, единственный и могущественный повелитель всего вокруг забираю себе всю вашу воду и буду ею владеть. Но я ужасно великодушный и поэтому даю вам возможность вернуть ее себе. Хоть вы меня не видите, но я вас прекрасно слышу и вижу, и если вы мне расскажете про воду, какая она, то я так и быть верну ее вам. Но мне кажется, у вас ничего не получится и вода навсегда моей останется».
Ребята, что же нам делать? Как вернуть воду? Придется рассказывать о воде. Вы сможете? Что мы знаем о воде?
Ой, я кажется придумала, чтобы правильно рассказать нам нужно узнать все с помощью специальных опытов.
Проводится опытно-экспериментальная деятельность.
Опыт 1. Вода жидкая, может течь.
Даю детям по 2 стаканчика: один с водой, другой пустой и предлагаю аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода, почему?
(Дети отвечают, что она жидкая).
Правильно. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана.
Опыт 2. Вода не имеет формы.
Ребята, у вас на столе лежит кубик. Какой он формы? Он квадратный. Если мы положим его на блюдце, на ладошку, опустим в стакан – изменит ли он свою форму? Нет, он так и останется квадратным. А есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведем следующий опыт. Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку. Дети выполняют задание.
Ребята, что же происходит с водой, когда мы наливаем ее в разные емкости? Она принимает форму той емкости, куда мы ее налили. Что показал нам опыт? Какую форму имеет вода? Дети отвечают, что вода не имеет формы.
Вывод: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который ее наливают.
Опыт 3. Вода прозрачная.
Ребята, а какого цвета вода? ( Перед детьми стоят 2 стаканчика с ложечками: один с водой, другой с молоком). В каком стаканчике видны ложки, в каком нет? Почему? Дети отвечают, что молоко не прозрачное, а вода прозрачная.
Вывод: Вода прозрачная, а молоко нет.
Ребята, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких реках? Дети отвечают, что нет, потому что им ничего не было бы видно, куда плыть, как прятаться от хищников, они могут наткнуться на какие-то предметы.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Хорошо – плохо»
Проводится игра с мячом «Хорошо – плохо»
Правила игры такие: Я бросаю мяч и говорю» «Вода - хорошо», а вы мне отвечаете, почему хорошо, а когда «Вода плохо» - говорите, почему плохо.
Дети отвечают, что хорошо: можно напиться, полить растения, купаться, мыться, мыть посуду, стирать белье, бегать по лужам, красиво когда фонтаны, можно плавать на лодках, кораблях, т. е. путешествовать и т. д.
Плохо: можно простудиться под дождем, утонуть, наводнение может разрушить дома, можно заболеть, если пить плохую воду, если долго идет дождь растения могут погибнуть и т. д.
Опыт 4. Вода растворяет некоторые вещества.
Ребята, в воде некоторые вещества растворяются, а некоторые нет. Возьмите 2 стаканчика с водой, в один положите речной песок и попробуйте размешать его ложкой. Растворился песок или нет? Нет.
Возьмем другой стаканчик и добавим в него сахарный песок, размешаем его ложечкой. Что теперь произошло? Сахар растворился в воде. Ребята, когда мы пьем чай, мы постоянно размешиваем сахар в чае. Если бы он не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай. А если бы на дне реки был сахарный песок, что было бы? Дети говорят, что сахар в воде растворится и на дно нельзя будет встать.
Вывод: Вода растворяет некоторые вещества.
Опыт 5. Вода не имеет вкуса и запаха.
Предложить детям попробовать через соломинку воду, есть ли у нее вкус? А запах? Дети пробуют воду и отвечают, что она ничем не пахнет и не имеет вкуса. А сейчас добавим в нее ложку варенья, что случилось с водой? Дети отвечают, что у нее появился цвет и запах. Давайте попробуем ее на вкус. Какая она стала? Дети говорят, что она кисленькая стала, а раньше была безвкусной.
Вывод: Вода не имеет вкуса и запаха.
Ребята, мы сегодня узнали о воде много нового. Давайте повторим, какая она: жидкая, прозрачная, не имеет формы, без запаха, растворяет некоторые вещества.
Грязнулька, ты нас слышишь? Ребята, давайте его поищем (ищут по следам, находят грязную куклу).
Грязнулька. Ладно, возвращаю я вам вашу воду.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, нравится Грязнульке всегда быть плохим? (Ответы детей). А как мы сможем ему помочь? Давайте его для начала искупаем и переоденем. Может теперь он станет добрее.
Дети моют и переодевают куклу. Посмотрите, какой он стал чистенький. Теперь он уже не Грязнулька. Давайте придумаем ему новое имя и оставим жить в нашей группе.
( Дети придумывают имя: Чистюлька, Малышок, Здоровячок и др.)