Лариса Кициёва
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: организовать речевую деятельность детей, направленную на активизацию словарного запаса на тему: «Осень»;
способствовать развитию фразовой речи и уточнению лексико-грамматических категорий;
пробудить интерес к слову.
Задачи:
1. Организовать мотивацию к активизации словарного запаса к теме: «Осень».
2. Организовать практическую деятельность по активизации словарного запаса, развитию фразовой речи и уточнение лексико-грамматических категорий.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию „Золотая осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
3. Организовать контроль и рефлексивную деятельность детей.
Демонстрационный материал: картинки с признаками осени, картинки листьев деревьев – рябины, осины, берёзы, дуба, клёна; конверт, указка.
Раздаточный материал: раскраски (на осеннюю тему).
Предварительная работа: Проведение ежедневных наблюдений в живой и неживой природе. Чтение произведений художественной литературы. Целевые прогулки в сквер. Разучивание физкультминуток, загадок, игр, стихотворений об осени.
Ход деятельности.
1. Организационно – мотивационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я получила письмо от Осени. Она приглашают нас в осенний лес полюбоваться природой, отдохнуть. Вы хотите погулять по лесу?
Дети: Да!
Воспитатель: Но вот беда, в этот лес можно попасть только в заколдованном виде. Что – же делать? Во что же нам превратиться, ребята? (Ответы детей).
Тогда давайте превратимся в листочки и тихонько пролетим в лес. Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда скажем волшебные слова:
«Раз, два, три, покружись
И в листочки превратись.
(Дети повторяют слова, кружатся).
Воспитатель: Превратились в листочки и полетели! (Под музыку «листочки» летят в «лес»). Вот мы уже и в лесу. Теперь можно снова превратиться в ребятишек. Давайте скажем волшебные слова.
Дети: Раз, два, три, покружись
В ребятишек превратись!
(Дети повторяют слова, кружатся).
Воспитатель: Молодцы. Посмотрите, ребята, как красиво, тихо в осеннем лесу. В лесу не одно дерево, а много …
Дети: Деревьев.
Воспитатель: В лесу не одна шишка, а много …
Дети: Шишек.
Воспитатель: В лесу не один зверь, а много …
Дети: Зверей.
Воспитатель: Молодцы, а теперь поиграем.
2. Пальчиковая игра: «Листья».
Ветер по лесу летал «Летают» по кругу.
Ветер листики считал
Вот дубовый, вот кленовый, Загибают пальчики
Вот рябиновый, резной.
Вот с берёзки – золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. «Бросают листочки».
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим листья, они принадлежат разным деревьям?
Дети: Да!
Воспитатель: Найдите листья берёзы. (Находят, показывают). Найдите листья липы, клёна, рябины. Все ли листья одного цвета?
Дети: Все листья по цвету разного цвета – красные, жёлтые, бурые.
Воспитатель: Как называется явление, когда падают листья?
Дети: Листопад.
Воспитатель: С чем можно сравнить падающие осенние листья?
Дети: С порхающими бабочками, с золотыми рыбками, плавающими в воде, с пёрышками.
Воспитатель: Правильно. Осень прислала нам картинки, посмотрите на них, и назовите признаки осени. А, чтобы их внимательно рассмотреть, давайте присядем на эти пенёчки.
(Дети рассматривают картинки).
Воспитатель: Ребята, как осенью изменяется долгота дня?
Дети: День становится короче, а ночь длиннее. Солнышко светит меньше и совсем не греет.
Воспитатель: Что происходит в природе? Когда начинаются холода?
Дети: Начинают желтеть и облетать листья, исчезают насекомые. Ночью приходят первые заморозки.
Воспитатель: Что происходит, когда исчезают все насекомые?
Дети: Птицы улетают в тёплые края.
Воспитатель: Что происходит с животными?
Дети: Они делают запасы на зиму, готовят тёплые норы, дупла. Одни животные меняют шубки на тёплые, а другие впадают в спячку.
Воспитатель: Правильно, ребята. А теперь давайте поиграем в игру, которая называется: «Хорошо-плохо».
3. Игра: «Хорошо – плохо».
Воспитатель: Девочки будут говорить, когда осень – это хорошо, а мальчики – когда осень – это плохо.
Девочки: Осень это хорошо, потому что поспевают овощи и фрукты; желтеют листья, всё становится золотым; можно бегать по опавшим листьям, они весело шуршат под ногами; дети идут в школу и встречаются со своими друзьями.
Мальчики: Осень это плохо, потому что часто идёт дождь, мама не пускает гулять; на улице грязь.
Воспитатель: Верно. А сейчас мы узнаем, какие дары нам принесла осень. Приглашаю всех на весёлую зарядку. (Дети выходят в середину группы и встают в круг).
4. Динамическая пауза: «Подарки осени»
К нам пришла подруга осень –
Так нарядна, весела!
Расскажи нам, осень, просим,
Что с собою принесла?
Может быть конфеты?
Нет!
Может быть игрушки?
Нет!
Может быть котлеты?
Нет!
Может быть хлопушки?
Нет!
Принесла грибов корзины,
Сладких яблок урожай,
Кисти красные рябины,
Виноград, арбузы, дыни…
Кто что любит? Налетай! Идём по кругу.
Руки на поясе, наклоны в стороны
Вытягиваем руки вперёд ладонями вверх
Руки на поясе. Покачиваем головой из стороны в сторону.
Вытягиваем руки вперёд ладонями вверх
Взмахиваем руками.
Вытягиваем руки вперёд ладонями вверх.
Руки на поясе, топаем ногами.
Вытягиваем руки вперёд ладонями вверх.
Взмахиваем руками.
Идём по кругу, кулаки сжаты, несём что-то тяжёлое.
Руки вверх, в стороны.
Приседаем.
Бежим к центру круга.
Воспитатель: Какая щедрая осень! Ребята, а как по-другому можно сказать об осени?
Дети: Осень урожайная, добрая, удивительная.
Воспитатель: Правильно. Какие красивые, интересные слова вы сказали об осени– осень щедрая, урожайная, добрая, удивительная.
Воспитатель: Молодцы! Правильно, а всё ли вы знаете о природе? Сейчас узнаем, поиграем в игру, которая называется: «Что не так»? Кому я передам осеннюю веточку, тот меня и поправит. Итак, слушайте внимательно.
5. Игра: «Что не так».
Воспитатель: Сентябрь – это летний месяц.
Ребё нок: Нет! Сентябрь – это осенний месяц.
Воспитатель: Желуди растут на липе.
Ребё нок: Нет! Желуди растут на дубе.
Воспитатель: После осени наступает лето.
Ребё нок: Нет! После осени наступает зима.
Воспитатель: Берёза – это хвойное дерево.
Ребё нок: Нет! Берёза – это лиственное дерево.
Воспитатель: Весной листья желтеют и опадают.
Ребё нок: Нет!Осенью листья желтеют и опадают.
Воспитатель: Апельсины и мандарины – это овощи.
Ребё нок: Нет! Апельсины и мандарины – это фрукты.
Воспитатель: Огурец, помидор и картофель – это ягоды.
Ребё нок: Нет! Огурец, помидор и картофель – это овощи.
Воспитатель: Мама сварила картофельное повидло.
Ребё нок: Мама сварила картофельное пюре.
Воспитатель: Под берёзой вырос подосиновик.
Ребё нок: Под берёзой вырос подберёзовик.
Воспитатель: Мухоморы и поганки – самые вкусные грибы.
Ребё нок: Нет. Мухоморы и поганки – ядовитые грибы.
Воспитатель: Боровик – это несъедобный гриб.
Ребё нок: Нет. Боровик – это съедобный гриб.
Воспитатель: Молодцы, вы настоящие знатоки природы.