Наталья Логачева
Конспект организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Если добрый ты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной деятельности
по социально-нравственному воспитанию
с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «Если добрый ты».
Цель: создать доброжелательную атмосферу для образовательной деятельности; формировать представление у детей о доброте, как важном человеческом качестве.
Задачи:
Публикация «Конспект организованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Если добрый ты“» размещена в разделах
Образовательные: уточнять представления детей о понятиях «добро», «зло», «доброжелательность», их важности в жизни людей. Учить оценивать поступки окружающих на примере сказочных героев.
Развивающие: развивать связную речь, логику, мышление, способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.
Воспитательные: воспитывать навыки культурного общения.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа:
1. Чтение произведений: «Что такое хорошо и что такое плохо», М. Скребцов «Как научиться доброте?».
2. Рассматривание иллюстраций хороших и плохих поступков из прочитанных произведений о доброте.
3. Разучивание пословиц и поговорок, стихов о доброте, мирилок.
4. Слушание и разучивание песен, игр о доброте.
Материал: аудиозапись песни о добре из мультфильма про кота Леопольда; опорные схемы для поиска проблемы; демонстрационный материал - «Добрый паровозик»; алгоритмы пословиц о добре; макет солнышка без лучиков и отдельные лучики по количеству детей; шапочки героев минисценки; магнитики-смайлики с пожеланием здоровья, счастья и добра; памятки «Рецепт Счастья».
Ход организованной деятельности:
(звучит фрагмент песни из мультфильма про Кота Леопольда
«Если добрый ты», дети проходят в группу и строятся по кругу)
Приветствие: дети проговаривают строчки стихотворения по очереди, начиная с воспитателя.
Воспитатель: Что такое добро?
1 ребенок: Это счастье кусочек,
2 ребенок: Это свежего воздуха ветра глоточек.
3 ребенок: Ты его подари, и оно вам вернется.
4 ребенок: У кого-то сильней просто сердце забьется.
5 ребенок: Не купить это слово и не продать.
6 ребенок: Подарить его можно иль просто отдать.
7 ребенок: Безвозмездно,
8 ребенок: Не требуя денег обратно.
9 ребенок: Это все очень просто и очень понятно
Воспитатель: Я сегодня хочу подарить всем добро.
Как вам, дети, на сердце стало тепло? (Да)
Пусть же каждый его ощутит, улыбнется
И улыбкой оно к вам тот час же вернется!
1 этап: Мотивационно-ориентированный.
Сюрпризный момент: воспитатель показывает детям конверт с письмом
- Ребята, нам в группу пришло письмо от кота Леопольда, который живет в стране Доброты.
Проблема: Он пишет, что к нему пришли друзья и нарушили там правила Доброты. Одному ему не справиться, поэтому, он просит вас о помощи разобраться в этой ситуации и восстановить эти правила.
Решение проблемы: Поможем коту Леопольду? (Да) Вы, ребята, добрые, потому что мы много раз беседовали о доброте. Думаю, мы вместе справимся. Тогда я вам предлагаю отправиться в страну Доброты на поезде. Но, для начала нам надо вспомнить, что мы знаем о доброте и в какие игры умеем играть, а для этого предлагаю составить свой план.
2 этап: Поисковый.
(согласно очередности выполнения заданий дети расставляют опорные схемы
в окошки вагончиков на демонстрационном «Добром паровозике»)
1. Мы знаем и расскажем пословицы и поговорки о добре.
2. Девочка: «Я расскажу стихотворение про добрые слова».
3. Мы вспомним и поиграем с пальчиками в мирилки.
4. Я вам предложу упражнение с солнышком, где вы будете учиться думать и отвечать на вопросы.
5. Двигательная разминка: «Тропинка доброты».
6. Игра-инсценировка.
7. И мы продолжим этот день акциями добра в нашем детском саду.
- Ну, вот и составили план. Теперь, предлагаю занять места в поезде.
(дети садятся тройками напротив друг друга, имитируют поездку в поезде. Звучит музыка, поезд отправляется)
3 этап: Практический.
Краткая беседа на тему: «Что такое добро?».
- Ребята, вы знаете, что такое доброта, а что значит «быть добрым»? (ответы детей). Знаете, ребятки, а добро бывает разное. Одно добро - это сокровища : книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже потрогать руками. Другое добро можно услышать - это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро? (ответы) Правильно, каждый человек должен иметь добрую душу, добрые слова, чтобы всем помогать, кто попал в беду и, конечно, всех любить. А как говорят о таких людях? Какие они? (добрые или «доброжелательные).
- Доброта – это яркое, доброе, светлое чувство. Про добро пишут сказки и рассказы, сочиняют песни, придумывают пословицы. Давайте их вспомним. Выходим на станцию: «Пословицы и поговорки», посмотрите на опорную схему, которую мы поместили в первый вагон. А чтобы вам легче было вспомнить, используем вот такие схемы (алгоритмы пословиц).
1, 2. Пословицы и поговорки о добре :
1. При солнышке тепло, при матушке – добро.
2. Доброе слово и кошке приятно.
- К этой пословице подходит прекрасное стихотворение. Нам его может рассказать…
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались сами.
А, может не слова, дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Вы знаете? Они живут у каждого из нас
На дне души до времени хранимы.
Для того, чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы!
3. Доброе сердце лучше богатства.
4. Доброе слово лечит, а злое – калечит.
5. Злой плачет от зависти, а добрый – от радости.
- Посмотрите на наш добрый паровозик. Мы уже выполнили 2 задания первого вагончика. Во втором вагончике, какое задание? Это - пальчиковые игры. Ну, а мы в них поиграем, пока будем ехать дальше.
(дети под музыку занимают свои места на стульях)
- Своё название мирилки получили от слова «мир» - мириться и дружить. Это короткие стихотворные строчки, которые проговаривают дети после ссоры. При этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга. Вот давайте мы и поиграем с пальчиками и расскажем мирилки.
3. Пальчиковая гимнастика: мирилки
Ручку за ручку Хватит нам уже сердиться,
Мы крепко возьмем, Веселятся все вокруг!
Раньше мы дрались, Поскорей давай мириться:
А теперь нипочем! Ты мой друг! И я твой друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде будем!
- Так, приехали! Станция называется «Солнечная». Посмотрите на третий вагончик. Какое здесь задание нас ждет? Правильно, игра с солнышком и двигательная разминка. А вот и оно нас встречает, но почему-то своими лучами не обогревает. Вот мы сейчас ему их и добавим. Но, чтобы добавить лучик, надо будет каждому из вас подумать и ответить на мой вопрос: «Что такое доброта?» Готовы? (да)
4. Упражнение с солнышком «Добро вокруг меня»
- Что такое доброта?
- Доброта – это : любить близких, забота о родных, радовать окружающих, не ссориться с друзьями, помочь бабушке перейти через дорогу, уступить место в автобусе, здороваться при встрече, делиться с другом игрушкой, защищать слабого, не завидовать, заботиться не только о человеке, но и о животных и растениях и т. д.
- Молодцы! Справились с заданием, и солнышко засияло яркими лучами, которые освещают нам тропинку, ведущую в страну Доброты. Вот по ней мы и пойдем, двигательную разминку проведем.
(дети идут змейкой по группе с проговариванием текста
и имитации движений физминутки)
5. Физминутка: «Тропинка доброты».
По тропинке доброты вместе мы шагаем
И про добрые дела никогда не забываем
Всем всегда поможем дружно,
Потому что это нужно
Добрым быть веселей,
Улыбнись нам поскорей
Мы в ладоши хлопаем: раз, два, три,
На наши добрые дела, посмотри.
- Вот мы и пришли в страну Доброты.
(звучит музыка, к детям выходит кот Леопольд)
Леопольд: Здравствуйте, ребята. Я очень рад, что вы пришли. Мои друзья, ежата, лисята и медвежата, здесь ссорятся, не хотят делиться игрушками. Вот хочу их правилам доброты научить, чтобы они всегда их знали и никогда не нарушали.
(на экране появляются картинки ссорящихся зверят)
- Мы с ребятами тебе поможем. Расскажем и покажем, как нужно быть добрыми и правильно поступать твоим друзьям. Посмотрите на четвертый вагончик. Эта схема обозначает, что мы должны надеть шапочки или маски для какой-то сказки. Но, только это будут не сказки, а игровые истории, которые приключились с друзьями кота Леопольда.
(воспитатель вызывает некоторых детей
и предлагает им выбрать себе шапочки героев минисценки)
Продуктивная деятельность :
обыгрывание игровых ситуаций в стране Доброты.
Описание: педагог рассказывает сюжет минисценки, а дети, предварительно надев соответствующие шапочки или костюмы для ее героев, выполняют необходимые действия, сопровождая их диалогом. Сценка заканчивается на плохом моменте поступка и детям предлагается найти правильный выход из сложившейся ситуации.
1. Ситуативная игра-история: «Машина»
( в ролях участвуют пятеро детей: котик, мама котика,3 ежика)
Зайчику мама купила машину:
Кузов нарядный, красивые шины,
Пульт управления, мощный мотор.
Зайчонок довольный помчался во двор.
Ежик с друзьями машину увидел, и вот:
Молча у зайчонка ее он берет.
Чудо-игрушку они хотят отнять,
Но, зайчонок им не готов уступать.
И говорит он, надувшись, Ежу:
«Я с вами, ребята, совсем не дружу»
- Ребята, остановим эту ситуацию! Скажите, правильно поступили Ежата и Котик? Они сейчас добрые? (нет) Давайте подумаем, как нужно поступить по-доброму.
Выход из проблемной ситуации:
Ежик с друзьями сказали: «Мы с тобою тоже друзья.
Очень мила нам машина твоя.
Дай нам, пожалуйста, с ней поиграть,
Её аккуратно мы будем катать».
Зайчонок ответил: «Конечно, берите,
Кнопку для старта скорее нажмите!».
2. Ситуативная игра-история: «Помощь Бельчонку»
( в ролях участвуют пятеро детей:
2 лисенка, мама лисят, ежик, бельчонок)
Однажды, сестричек лисят мама послала на почту,
Потому, что ей письмо отослать надо срочно.
С лисятами ежик вместе пошел,
Ведь, с друзьями в дороге всегда хорошо.
Слышат в лесу они плач чей-то громкий,
И увидели под елью Бельчонка:
«Я в незнакомое место попал,
Маму и дом свой родной потерял».
«Ой, ты нас, бельчонок, здесь подожди,
Много у нас еще дел впереди.
Если с тобою будем возиться,
Почта, наверно, успеет закрыться!»
- Ребята, вернем эту ситуацию назад! Скажите, правильно ответили Бельчонку ежик и лисята? Они сейчас добрые? (нет) Давайте покажем, как нужно поступить по-доброму.
Выход из проблемной ситуации:
«Бедный малыш, мы поможем тебе
И одного не оставим в беде.
Маму свою ты найдешь вместе с нами,
Будем теперь мы с тобою друзьями».
Леопольд: Как интересно вы рассказали, друзья!
Буду спокоен и радостный я!
Звери лесные правилам доброты научились
И навсегда уже подружились.
И теперь, под Новый год,
Дружно водят хоровод!
(появляется картинка, где звери дружно водят хоровод)
За это я вас своими плюшками угощаю,
В другой раз к себе в гости приглашаю!
- Спасибо, Леопольд! Нам очень приятно, что мы тебе помогли.
Ждут нас в саду другие дела,
Так что скорей возвращаться пора.
(дети садятся на стулья и под музыку уезжают на поезде в группу)
4 этап: Рефлексивно-оценочный.
- Ребята, вот мы и вернулись в группу. Где же мы были? А кого мы помирили? Вы такие молодцы! Знаете, как нужно поступать в спорных ситуациях, рассказали пословицы о добре и если, вдруг, поссоритесь, знаете, как можно помириться. Вам понравилось путешествие? Я сейчас проверю, какое у вас настроение с помощью вот этих весов. Предлагаю выбрать по одному смайлику и положить его в ту чашу весов, которая вам подходит.
Упражнение с весами:
дети выбирают себе нужный смайлик и кладут на чашу весов (первая чаша весов – с веселыми смайликами, а вторая чаша весов – с грустными смайликами). Если чаша весов опускается вниз, значит на ней больше смайликов, а та, которая остается вверху – с меньшим количеством смайликов. Дети приходят к выводу: после занятия настроение у большинства веселое или грустное.
5 этап: Последующая работа.
- Ребята, наше с вами путешествие хоть и подошло к концу, но мы все равно сегодня продолжим день Доброты. Для того, чтобы узнать, что нам предстоит еще сделать, посмотрите на план:
1. Мы проведем акцию «Подари улыбку людям», а для этого – пройдемся по детскому саду и заглянем на минуточку к нашим друзьям, детям младшей и средней группы, и к сотрудникам нашего сада, чтобы подарить им вот такие магнитики-смайлики с пожеланием здоровья, счастья и добра и памятки «Рецепт Счастья» для хорошего настроения. Скажите, а к каким работникам детского сада мы сможем зайти? Кто из взрослых здесь работает? Правильно, это: заведующий, методист, медсестра, музыкальные руководители, повара, делопроизводитель, завхоз, охранник, помощники воспитателя. Но, вот некоторые педагоги и руководители, присутствуют у нас на занятии, и им мы можем вручить смайлики прямо сейчас, а к остальным отправимся позже.
2. Посмотрите на план. Какой еще добрый поступок ждет нас сегодня? Мы, когда выйдем на прогулку, покормим птиц, положим корм в кормушки.