Татьяна Абрамова
Конспект организованно образовательной деятельности по развитию мелкой моторики во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Колосок»
Открытый показ
Конспект организованно образовательной деятельности
по развитию мелкой моторики во второй младшей группе
по теме «Умелые пальчики»
Подготовила воспитатель:
Абрамова Татьяна Михайловна
2019-2020гг
Интеграция областей: «Речевая деятельность», «Познавательная деятельность», Социально-коммуникативная деятельность».
Публикация «Конспект организованно образовательной деятельности по развитию мелкой моторики во второй младшей группе» размещена в разделах
Цель: Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук.
Задачи:
- Учить детей различным приемам самомассажа.
- Развивать тактильную чувствительность сложно координированных движений пальцев и кистей рук в играх с предметами (прищепки, карандаши, крупы).
- Совершенствовать артикуляцию и мелкую моторику, координацию речи с движениями.
- Активизировать речь, стимулировать использование детьми в активной речи слова, обозначающие название пальчиков.
- Использовать в работе по развитию мелкой моторики нетрадиционные приемы (рисование пальчиком по манной крупе, наполнение воздушных шариков фасолью).
Оборудование: небольшой сундучок; воздушные шарики по количеству детей; пакетик с фасолью; поднос для фасоли; дид. игра «Прищепки»; нестандартное оборудование «Веселые карандаши»; подносы с манной крупой.
Ход занятия.
Воспитатель: - Дети, посмотрите, мы сегодня не одни!
Гости в группу к нам пришли
Чтобы вежливыми быть
Нужно «Здравствуйте!» говорить.
Давайте поздороваемся с нашими гостями!
(Дети здороваются и вместе с воспитателем встают в круг.)
Воспитатель: - Встаньте дети, встаньте в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: - Сегодня вас ждут интересные задания, а выполнить их нам помогут наши помощники. Кто они, вы узнаете, отгадав загадку.
Пятерка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Без них нам трудно жить на свете:
Не сможем шить, носить, держать.
Вот такие «пять да пять».
Угадайте, как их звать? (Пальчики)
Воспитатель: - Верно, эти помощники — наши пальчики, дружные и послушные. На каждой руке живут пять пальчиков. У каждого пальчика есть свое имя. Давайте вспомним, как зовут наши пальчики.
(Дети массируют каждый пальчик).
-Это большой пальчик – он как толстый мальчик.
Десять порций каши съел, от того и растолстел.
-Этот пальчик указательный – он самый внимательный.
Все увидит, но не скажет, только сторону укажет.
-Средний пальчик – это тот, что в середочке живет.
Следующему пальчику имени не дали,
-Вот так безымянным его и прозвали.
-А этот пальчик маленький – мизинчик называется,
На нем рука кончается!
Кто-то стучится.
Воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь.
— Слышите, к нам кто-то пришел.
Ребята, кто то оставил возле нашей двери волшебный сундучок.
Что же в этом сундучке лежит?
Не пора ли нам его открыть?
Что ж, попробуем открыть сундучок. (Пытается приподнять крышку, не получается).
Что же это получается?
Сундучок не открывается!
Воспитатель: - Я думаю, что сундучок можно открыть только послушными пальчиками. Давайте покажем гостям, какие послушные у нас пальчики, что умеют.
(Дидактическая игра с прищепками). «Чего не хватает?»
Воспитатель раздает детям заготовки различных фигур.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, этим картинкам (заготовкам) чего-то не хватает. Давайте дополним их с помощью прищепок.
Воспитатель: - А теперь наши пальчики поиграют с веселыми карандашами.
Пальчиковая гимнастика с использованием нестандартного оборудования «Веселый карандаш»
Карандаш в руках катаю,
между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
быть послушным научу.
Упражнение «Догонялки»
Взять пособие за низ правой и левой рукой, большим и указательным пальцами. Перебирать пальцами вдоль карандаша от одного конца до другого.
Упражнение «По ямкам»
Положить ладонь на стол, раздвинуть широко пальчики, пособие «перепрыгивает» через пальчики «по ямкам», вперед и обратно. То же повторить с другой рукой.
Упражнение «По кочкам»
Раздвинуть широко пальчики одной руки, второй рукой пособием «прыгать» по пальчикам «по кочкам», вперед и обратно. То же повторить с другой рукой.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите нашим гостям очень понравились ваши пальчики, гости улыбаются и очень рады, что ваши пальчики такие ловкие! Давайте покажем, как ваши пальчики играют.
Физминутка:
1. Руки в стороны, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вперёд, в кулачок,
Разожми и на бочок.
Руки вниз, в кулачок,
Разожми и на бочок.
2. Раз, два, три, четыре, пять. Сжимать и разжимать пальчики
Вышли пальчики гулять.
Вот кулак (показывают кулачок,
а вот ладошка. (показывают ладошку).
На ладошку села кошка. (кулачок кладут на ладошку).
И крадется потихоньку, (перебирать пальчиками от ладошки до плеча по руке).
Словно мышка там живет.
Кошка мышку не нашла,
развернулась и ушла. (перебирают пальчиками в обратном направлении).
(Воспитатель выставляет на мольберт картинку солнышко.)
Воспитатель: - Почему стало так светло и тепло?
( ответы детей: - солнышко появилось)
Воспитатель: - Предлагаю вам, показать гостям, как ваши пальчики умеют рисовать солнышко. С чего начинают рисовать солнышко? ( ответы детей: с круга)
Что потом следует нарисовать? ( ответы детей: лучи).
Мы продолжим играть с пальчиками. (пальчиковая игра)
По ягодке по маленькой.
Я кладу в корзинку
По ягодке по маленькой
Спелую малинку
Раз, два, три, четыре, пять.
Будут пальцы рисовать
А теперь нарисуем в воздухе:
Мы кружок нарисовали
И лучики добавили.
Получилось солнышко!
Наши пальчики устали.
Мы руками потрясем
И рисовать опять начнем. (Повторяют два- три раза)
Воспитатель: - А теперь, предлагаю нарисовать на подносах с манной крупой.
Дети подходят к подносам с манной крупой и рисуют пальчиками солнышко на крупе, добавляют глазки и улыбку)
Рефлексия
Воспитатель: - Ребята, вы все молодцы! Гостям очень понравилось у нас в гостях! Вы показали, какие у вас пальчики послушные, давайте попробуем открыть сундучок.
Дети открывают сундучок.
Воспитатель его приподнимает и показывает, что в нем находится:
- Сундучок наш, наконец,
Свою крышку приподнял!
Что же он от нас скрывал?
Да здесь же игрушки лежат!
И пакетик с фасолью.
Вы сможете наполнить свои шарики фасолью и поиграть с ними.
Дидактическая игра «Шарики с фасолью»
Воспитатель высыпает фасоль на поднос, дети наполняют шарики фасолью, воспитатель завязывает их.
Воспитатель: - Скажем «спасибо!» гостям.
Дети прощаются с гостями:
-До свиданья, до свиданья,
Приходите к нам опять,
До свиданья, до свиданья,
Будем вместе мы играть.
Список литературы:
Антакова-Фомина Л. В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук» // Тез. Докл. 24-го Всесоюз. Совещ. по проблемам ВНД). - М. : Просвещение, 1974. - С. 12-25.
Бадалян Л. О. Детские церебральные параличи. - М. : Просвещение, 2009. - 196 с.
Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М. : Астрель, 2009. - 143 с.
Борисенко М. Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005. - 204 с.
Гаврина С. Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 165 с.
Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. СПБ. : Литера, 2005. - 220 с.
Нугаева Р. Р. Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника // Молодой ученый. - 2013. - №7. - С. 401-404.
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 304 с.
Самоанализ занятия:
Цель: Проработать с детьми различные приёмы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук
Задачи :
-учить детей различным приёмам самомассажа.
-Развивать тактильную чувствительность сложно координированных движений пальцев и кистей рук в играх с предметами (прищепки, карандаши, крупы,
-Совершенствовать артикуляцию и мелкую моторику, координацию речи с движениями.
-Формировать познавательны интерес, эмоционально-положительные взаимоотношения между воспитанниками.
Занятие проводила с детьми младшей группы, присутствовало 13 детей. У детей данной группы ещё формируются навыки учебной деятельности. Но дети легко идут на контакт со взрослым. Умеют слышать и слушать воспитателя (взрослого).
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
В занятие внесла мотивацию: приглашение волшебный сундучок.
В дидактической игре «Чего не хватает», дети дополняют с помощью при щепок к заготовкам. (капельки, ножки, крылышки, лепестки, ветки к ёлочке, и т. д.)
С помощью нестандартного оборудования, использовали «Весёлый карандаш». Дети выполняли различные задания. «Догонялки», «Пор ямкам», «По кочкам». Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения.
Организованная образовательная деятельность состояла из взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия, использовались: Загадка, пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики».
Был проведен сюрпризный момент «Волшебный сундучок»,
Дидактическая игра «Чего не хватает, Физкультминутка «Кулачок» и «Кошка».
– самомассаж «По ягодке по маленькой».,
Рисование на крупе (манка, рисование в воздухе. (солнышко, дидактическая игра «Шарики с фасолью»(дети наполняют шарики фасолью и грают с ними.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности.
Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Использованные методы: наглядные, словесные, практические; приемы: пояснение, показ, вопросы, художественное слово, поощрение, похвала, помощь ребенку, игровой прием - направлены на оптимизацию индивидуального развития каждого ребенка, на приобретение им познавательных, речевых, двигательных, практических умений и навыков.
На протяжении всего занятия дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу.
Использованные методы соответствовали изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем группы.
Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач.
Длительность занятия 15 мин, что соответствует нормам Сан Пина
Анализируя, проведенное занятие можно сказать, что поставленные задачи были успешно выполнены. Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.
Логичность построения занятия позволила провести его, не выходя за рамки времени, отведенного на выполнения задания.
Думаю, что игровая мотивация вызвала интерес у детей и активность была достаточно высокая.
Дети порадовали меня тем, что доброта детской души, их любознательность чувствовалась на протяжении всего занятия.
МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Колосок»
Самоанализ
Организованно образовательной деятельности по развитию мелкой моторики
в младшей группе
по теме:
«Умелые пальчики»
Подготовила и провела воспитатель:
Абрамова Т. М.
Декабрь 2019 год