Яна Александровна Хасанова
Конспект организации совместной продуктивной образовательной деятельности с детьми «Тряпичная кукла-оберег»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность изготовления тряпичных кукол в образовательном процессе связана с возможностью развития у детей мелкой моторики рук. Изготовление тряпичных кукол обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, все это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того развивает фантазию, образное мышление, способность концентрировать внимание.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Публикация «Конспект организации совместной продуктивной образовательной деятельности с детьми „Тряпичная кукла-оберег“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Цель: Формирование представлений о разнообразии народного декоративно - прикладного искусства: обереговая кукла.
Задачи:
обучающие
• Расширять знания детей о народной игрушке - тряпичной кукле.
• Формировать творческие способности в создании кукол оберегов.
• Закреплять умение изготавливать кукол из тряпочек, умение обматывать нитками, соблюдая плотность наматывания.
• Совершенствовать мелкую моторику.
• Обогащать речь детей с помощью пословиц о труде.
• Расширять словарный запас (оберег).
• Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.
развивающие
• Развивать у детей творческие способности, воображение, индивидуальное самовыражение при выполнении разнообразных поделок с использованием ткани и ниток.
воспитательные
• Воспитывать интерес к народной игрушке, трудолюбие, аккуратность
Предварительная работа
• Рассказывание детям об «Истории тряпичной куклы»
• Рассматривание иллюстраций тряпичных кукол, тканей.
• Чтение русской народной сказки «Василиса Премудрая» в обработке А. Н. Афанасьева, просмотр мультфильма
• Совместное изготовление кукол родителей с детьми
• Сюжетно- ролевые игры «Семья», пение песенок
• Заучивание пословиц о труде.
• Заучивание народных потешек, игры «У Тёти Моти»
• Проведение Мастер-класс для родителей «Изготовление тряпичных кукол»
Оборудование: тряпичные куклы, лоскутки ткани, разноцветные клубки ниток, ножницы.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, гости званые,
Гостьюшки, наши желанные
Много гостей, много и новостей
А чтоб мастер-класс был веселей
Заиграй музыка скорей.
Звучит музыка «Скачут по дорожке», дети двигаются по кругу подскоками, сопровождают потешку движениями:
Скачут по дорожке белые сапожки - это не сапожки, а у Кати ножки.
(Выходят в круг дети у кого сандалики белого цвета и танцуют, остальные хлопают в ладоши) – повтор 3 раза
Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними. (Дети здороваются с гостями.)
Воспитатель: Я сегодня приглашаю вас на выставку, которая посвящена тряпичной кукле. Давайте посмотрим, какая она.
Воспитатель: Почему куклу назвали тряпичной?
Предполагаемые ответы детей: Потому что она сделана из тряпочек.
Воспитатель: Правильно. Она сделана из разноцветных тряпочек-лоскутков.
Воспитатель показывает разноцветные лоскутки ткани.
Воспитатель: Ребята, как ещё можно назвать такую куклу? (оберег, веснянка, берегиня)
Воспитатель: А кто в старину делал эти куклы?
Предполагаемые ответы детей.
Эти куклы делали мамы, бабушки.
Воспитатель: Правильно, эти куклы в старину делали бабушки, мамы для своего сына или дочки.
Воспитатель: А как же она ее делала? Кто расскажет?
Предполагаемый ответ ребенка: Мама собирала разноцветные тряпочки, складывала их в коробочки, рвала на полоски и скручивала куколку.
Воспитатель: для чего они их делали?
Предполагаемые ответы детей: Они их делали для того, что бы дети играли, не плакали и не баловались. Они говорили «Поиграй, мое дитя, и не балуйся»
Воспитатель: Почему у куклы нет лица?
Предполагаемые ответы детей:
В старину люди верили в нечистую силу: леших, Бабу ягу, Кощея, домовых. Они боялись их и хотели уберечь себя от злых сил. Для этого они и делали разные предметы и верили, что они их оберегут.
Воспитатель: Правильно ребята. С куклой не только играли, она служила оберегом, оберегала человека от болезней и не чистой силы, беды, приносила счастье, оберегала дом.
Оберегом служила не только тряпичная кукла. Оберегом служили маленькие букетики и мешочки с сушеный травой, желуди, веточка цветущей рябины, чеснок, горох.
Оберег вешался над кроваткой ребенка.
Обереги изготавливали и дарили самым близким и любимым людям.
А вы хотите его сделать и подарить? Для кого?
Воспитатель: Чтобы сделать красивую куклу оберег, нужно потрудиться. Какие вы знаете пословицы о труде?
Предполагаемые ответы детей:
«Без труда не выловишь рыбку из пруда»,
«Семь раз отмерь, один раз отрежь»,
«Кто не работает, тот не ест»,
«За всякое дело берись смело»
«Дело мастера боится»
Воспитатель: Давайте, ребята, отправимся в мастерскую добрых дел и сделаем тряпичную куклу оберег, а наши гости нам помогут.
Создавая куклу - оберег нужно соблюдать некоторые правила:
• Обереги не могут быть изготовлены для себя
• Обереги изготавливаются только по доброй воле, никто вас не может заставить
• Самые сильные обереги те, которые изготовлены вашими родственниками мамой, папой, бабушкой, братом или сестрой
• В процессе создания оберега нужно думать о том человеке, для которого вы его делаете. Если вы будете постоянно думать об этом человеке, он действительно защитит этого человека от беды.
Воспитатель предлагает сесть за столы и изготовить куклу оберег из ткани.
Воспитатель. Посмотрите, что нам нужно для изготовления куклы?
Предполагаемые ответы детей: Для работы нам нужны разноцветные тряпочки, ножницы, нитки.
Воспитатель рассказывает и показывает технику изготовления куклы.
Родители помогают детям изготовить кукол.
Воспитатель: Ребята, когда будете обвязывать куколку нитками, не забудьте загадать пожелания для близких, чтобы не болели, чтобы не случилось несчастья, чтобы были веселыми, счастливыми и т. д.
Рассматривание работ.
Воспитатель: Вы все потрудились молодцы, вложили в свою куколку любовь, доброту, старание. Куколка будет служить оберегом.
А сейчас мы поиграем
У Маланьи у старушки (хлопают в ладоши)
Жили в маленькой избушке (сложить руки углом. Показать избушку)
Семь сыновей (показать семь пальцев)
Все без бровей (очертить брови пальцами)
Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами
(Показать длинный нос растопыренными руками)
Вот с такими усами
(Очертить пальцами длинные гусарские усы)
Вот с такой головой
(Очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой
(Показать руками большую окладистую бороду)
Они не пили не ели
(Одной рукой поднести ко рту чашку, другой ложку)
На Маланью все глядели
(Держа руки у глаз похлопать ресницами)
И все делала вот так
(Ребенок показывает любое движение).
Воспитатель. Вы ребята молодцы. У нас было интересно. Спасибо.