Валентина Грибкова
Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 10 «Огонек» г. Топки.
Особенности организации занятий в форме
совместной партнёрской деятельности
взрослого с детьми».
СЛАЙД № 1 1. Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОУ является занятие. Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.
Публикация «Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми» размещена в разделах
СЛАЙД № 2 В дошкольном учреждении используется три формы занятий :
СЛАЙД № 3 Занятие включает в себя три этапа: начало занятия, основная часть и окончание
СЛАЙД № 5
СЛАЙД № 6 Какие виды занятий можно проводить с детьми :
1. Занятия, объединяющие два вида деятельности детей и решающие задачи каждого из видов деятельности. (Комплексные);
2. Занятия, в ходе проведения которого происходит интеграция различных видов одной и той же деятельности (лепка предметная, лепка сюжетная и т. д.) или техник её выполнения (техника рисования пальцем, техника клякс и т. д., в результате чего происходит усвоение детьми новых приёмов деятельности. (Комбинированные);
3. Занятия, включающие в себя несколько видов деятельности детей, один из которых является ключевым, остальные помогают более широкому и глубокому осмыслению. (Интегрированные);
СЛАЙД № 7 Обучение остается ведущим образовательным процессом дошкольников, который ведет за собой воспитание и развитие.
В процессе организации детских видов деятельности должны быть использованы адекватные формы работы с ребенком.
-Какие формы работы вы используете в работе с детьми?
СЛАЙД № 8
Детская деятельность Формы работы
Двигательная • Подвижные дидактические игры.
• Подвижные игры с правилами.
• Игровые упражнения.
• Соревнования
Игровая • Сюжетные игры.
• Игры с правилами
Продуктивная • Мастерская по изготовлению продуктов детского
творчества.
• Реализация проектов
Коммуникативная • Беседа.
• Ситуативный разговор.
• Речевая ситуация.
• Составление и отгадывание загадок.
• Сюжетные игры.
• Игры с правилами
СЛАЙД № 9 3. Главной деятельностью взрослого с ребёнком становится не научение. Ребёнок должен добывать знания сам. Необходимо на фронтальном занятии давать задания по подгруппам и индивидуально (дифференцировано).
В соответствии с требованиями ФГОС мы должны пересмотреть организацию образовательной деятельности с детьми, в совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.
СЛАЙД № 10 -Как вы понимаете, кто такой партнёр и что такое партнёрская позиция?
Партнер – всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением
Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка :
o Активности;
o Самостоятельности;
o Умения принять решение;
o Пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно;
o Вызывает стремление к достижению;
o Благоприятствует эмоциональному комфорту.
СЛАЙД № 11
Постоянная учительская позиция взрослого, напротив, вызывает пассивность ребенка, невозможность самостоятельно принять решение, эмоциональный дискомфорт, страх сделать что-то не так и агрессию как оборотную сторону страха, как разрядку накапливающегося напряжения.
В разные моменты непосредственно образовательной деятельности партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом (работа со структурой) :
Структура непосредственно образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми :
Этап Действия (позиция) воспитателя
Начало
занятия Для начала это приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» ( или: «Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…»). Как сделать так, чтобы присоединились все дети? Что может помочь? (игровая мотивация – Приложение 1)
Основная часть
занятия Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый, как равноправный участник, предлагает всевозможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее содержание (новые задания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.
Окончание занятия
Особым образом строится и заключительный этап деятельности. Прежде всего, его характеризует «открытый конец» : каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.
СЛАЙД № 12 Партнерская форма занятия требует и определенной организации пространства деятельности :
o максимально приблизиться к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании;
o свободное расположение всех участников (включая взрослого) за реальным круглым столом, на ковре или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования.
o Дети свободно выбирают рабочие места, перемещаются, чтобы взять тот или иной материал, инструмент. Партнер-взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге.
СЛАЙД № 13 От того, как воспитатель решит для себя задачу: «Где я буду», — во многом зависит успех партнерской деятельности; она невозможна при размещении детей за одними столами, а взрослого – за своим столом.
Такая совместная деятельность взрослого с детьми вовсе не означают хаоса и произвола ни со стороны воспитателя, ни со стороны детей.
Для воспитателя это обязательные и спланированные действия.
Дети включаются из интереса к предложениям взрослого, из стремления быть вместе со сверстниками.
СЛАЙД № 14 Если воспитатель правильно подбирает содержания для занятий с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы присоединения к нему детей просто не возникает или возникают временно.
Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми — выбрав для себя цель, сам начинает действовать, становится живым образцом планомерной орга-низации работы. Он не инструктирует и не контролирует детей, но обсуждает замыслы, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы.
Взрослый ведет себя непринужденно, поясняя свои действия, принимая детскую критику и не препятствуя комментированию вслух, обсуждению до-школьниками их собственной работы, обмену мнениями и оценками, спонтанно возникающей взаимопомощи.
В заключении сформулируем существенные характеристики организации непосредственно образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми :
1. Включенность взрослого в деятельность наравне с детьми.
2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения).
3. Свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности.
4. Открытый конец занятия (каждый работает в своем темпе)