Светлана Завьялова
Занятие «Тряпичная кукла-оберег»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• Создать условия для изготовления тряпичной куклы
• Продолжать развивать эстетическое восприятие, художественно-творческие способности
• Развивать умение выделять и использовать средства выразительности
• Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения
• Знакомить детей с произведениями народного искусства (поговорки)
• Развивать мелкую моторику, воображение, положительные эмоции
• Воспитывать толерантность, сопереживание, бережное отношение к игрушкам
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
• Развивать полоролевое взаимодействие
Материалы к занятию
• Макет домика
• Фабричные игрушки
• Образец тряпичной куклы
• Ткань, бисер, греча, толстая нить, проволока
• Шкатулка
• Колыбель
Организационный момент.
(звучит народная песня "Колыбельная")
Педагог убаюкивает куклу, призывая детей создать условие для сна куклы - тишину.
Кукла засыпает, Аня укладывает куклу в коляску, а Юра качает.
Вступительная часть.
- Ребята, посмотрите, как много разных игрушек в нашем детском доме. Эти игрушки сделаны на фабриках. А раньше игрушки делали своими руками. Хотите узнать, какие они были? Для этого нам нужно войти в дом. Но для того чтобы дом открыл свои двери, давайте поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем
И в гости приглашаем.
Проходите пожалуйста,
Садитесь за красивый стол,
На красивый стул.
Удивляйтесь!
- Мы проговорили с вами волшебные слова, размяли пальчики и теперь можем зайти в дом. Ой, а кто это нас встречает?
- Нравится вам кукла?
- Из какого материала она сделана?
- Какие части тела мы видим у куклы?
- А чего нет у куклы?
- Куколки не имели лица, считалось, что в безликую куколку не может вселиться злой дух и навредить.
- Давайте сделаем такую же?
Сообщение темы.
- Я предлагаю вам сделать сегодня куклу своими руками и подарить ее ребятам, которые к нам скоро придут, потому что кукла, сделанная своими руками, всегда будет хранить тепло ваших ручек. Сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей куклы, но и научиться делать кукол так, как их делали наши прабабушки.
Объяснение темы.
- Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие инструменты, которыми человек мог пораниться, поэтому тряпочки и нитки, будущих кукол нужно было не резать, а рвать. Для того, чтобы изготовить тряпичную куклу брали лоскут ткани, набивали его другими лоскутками или ватой и делали головку-узелок, связав по бокам получались ручки.
(Во время работы воспитатель рассказывает детям)
- На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла, была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали "вертеть" куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть. Но, кроме игровых кукол, в доме всегда были куклы-обереги, которые отводили от хозяев несчастья и болезни. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.
- Давайте попробуем поставить куклу. Не стоит! Что необходимо для того, чтобы наша куколка могла стоять? (Туловище)
- Туловище набивали разными материалами, а какими именно вы узнаете, пощупав и отгадав материалы в волшебной шкатулке.
- Как вы думаете, что там?
(Дети нащупывают в шкатулке гречу, перемешанную с бисером.)
- Раньше куколок набивали гречкой и другими крупами – они назывались крупяничками, а куколок, которых набивали травами и соломой называли травницами. Но в нашем мешочке гречка и бисер перемешались! Надо разделить их – гречкой мы наполним туловище нашей куколки, а из бисера сделаем бусы.
Поговорки и пословицы:
Дело учит, мучит, да кормит.
Лишнее ремесло за плечами не виснет.
Какова пряха, такова на ней и рубаха.
Творческая работа детей.
- Любили ли раньше дети играть?
- Во что они играли?
- Как вы думаете, чем занимались девочки раньше?
- Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, плели из кудели косы, украшения, шили головные уборы. Девочки старались: ведь по красоте кукол люди судили, какая она мастерица. Затем девочки играли с куклами : «ходили в гости», убаюкивали, пеленали, «справляли праздники», то есть жили вместе с ними кукольной жизнью. В народе считалось, что если девочки охотно и бережно играют в куклы, то в семье будет прибыль, достаток. Так через игру девочки приобщались к заботам и радостям материнства. Но в куклы играли только младшие дочери. Когда они подрастали, мать или старшие сестры обучали их уходу за грудными детьми. Мать на целый день уходила в поле или была занята во дворе, в огороде, и девочки почти полностью заменяли мать. Девочка – нянька целый день проводила с ребенком: играла с ним, успокаивала, если он плакал, баюкала. Иногда опытных девочек – нянек отдавали в другую семью «внаем». Даже в 5-7 лет они нянчили чужих детей, зарабатывая для себя и семьи: платочки, отрезы материи, полотенца, еду. Так и жили: младшие девочки – няньки водятся с малышом, а старшие дочери помогают матери в поле: вяжут снопы, собирают колоски.
А наша Аня сейчас попробует запеленать куколку, которую мы сделали.
- А чем занимались мальчики?
- Сыновья были главными помощниками отца. Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки – самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель. Каждый крестьянин умел мастерски плести лапти. Лапти мужчины плели для себя и для всей семьи. Старались сделать их крепкими, теплыми, непромокаемыми. Отец помогал мальчикам, наставлял советом, похваливал.
Для куколки Юра закрепит колыбельку.
- Как называется кукла, которую мы сделали из тряпочек?
- От чего она будет оберегать?
- Как можно играть с этой куклой?
- Теперь вы прямо как настоящая семья! Дайте своей куколке имя… Какие вы молодцы и рукодельники!
Подведение итогов.
- Как вы думаете, понравится ли новым ребятам наша куколка?
Звучит колыбельная.
- Вам осталось убаюкать свою дочку-куколку.