Лучший педагог года

Занятие «Тряпичная кукла-оберег» (1 фото)

Светлана Завьялова
Занятие «Тряпичная кукла-оберег»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

• Создать условия для изготовления тряпичной куклы

• Продолжать развивать эстетическое восприятие, художественно-творческие способности

• Развивать умение выделять и использовать средства выразительности

• Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения

• Знакомить детей с произведениями народного искусства (поговорки)

• Развивать мелкую моторику, воображение, положительные эмоции

• Воспитывать толерантность, сопереживание, бережное отношение к игрушкам

Публикация «Занятие „Тряпичная кукла-оберег“» размещена в разделах

• Развивать полоролевое взаимодействие

Материалы к занятию

• Макет домика

• Фабричные игрушки

• Образец тряпичной куклы

• Ткань, бисер, греча, толстая нить, проволока

• Шкатулка

• Колыбель

Занятие «Тряпичная кукла-оберег»

Организационный момент.

(звучит народная песня "Колыбельная")

Педагог убаюкивает куклу, призывая детей создать условие для сна куклы - тишину.

Кукла засыпает, Аня укладывает куклу в коляску, а Юра качает.

Вступительная часть.

- Ребята, посмотрите, как много разных игрушек в нашем детском доме. Эти игрушки сделаны на фабриках. А раньше игрушки делали своими руками. Хотите узнать, какие они были? Для этого нам нужно войти в дом. Но для того чтобы дом открыл свои двери, давайте поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем

И в гости приглашаем.

Проходите пожалуйста,

Садитесь за красивый стол,

На красивый стул.

Удивляйтесь!

- Мы проговорили с вами волшебные слова, размяли пальчики и теперь можем зайти в дом. Ой, а кто это нас встречает?

- Нравится вам кукла?

- Из какого материала она сделана?

- Какие части тела мы видим у куклы?

- А чего нет у куклы?

- Куколки не имели лица, считалось, что в безликую куколку не может вселиться злой дух и навредить.

- Давайте сделаем такую же?

Сообщение темы.

- Я предлагаю вам сделать сегодня куклу своими руками и подарить ее ребятам, которые к нам скоро придут, потому что кукла, сделанная своими руками, всегда будет хранить тепло ваших ручек. Сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей куклы, но и научиться делать кукол так, как их делали наши прабабушки.

Объяснение темы.

- Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие инструменты, которыми человек мог пораниться, поэтому тряпочки и нитки, будущих кукол нужно было не резать, а рвать. Для того, чтобы изготовить тряпичную куклу брали лоскут ткани, набивали его другими лоскутками или ватой и делали головку-узелок, связав по бокам получались ручки.

(Во время работы воспитатель рассказывает детям)

- На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла, была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали "вертеть" куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть. Но, кроме игровых кукол, в доме всегда были куклы-обереги, которые отводили от хозяев несчастья и болезни. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. И когда наступала пора, бабушка доставала из заветного сундука волшебных куколок, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.

- Давайте попробуем поставить куклу. Не стоит! Что необходимо для того, чтобы наша куколка могла стоять? (Туловище)

- Туловище набивали разными материалами, а какими именно вы узнаете, пощупав и отгадав материалы в волшебной шкатулке.

- Как вы думаете, что там?

(Дети нащупывают в шкатулке гречу, перемешанную с бисером.)

- Раньше куколок набивали гречкой и другими крупами – они назывались крупяничками, а куколок, которых набивали травами и соломой называли травницами. Но в нашем мешочке гречка и бисер перемешались! Надо разделить их – гречкой мы наполним туловище нашей куколки, а из бисера сделаем бусы.

Поговорки и пословицы:

Дело учит, мучит, да кормит.

Лишнее ремесло за плечами не виснет.

Какова пряха, такова на ней и рубаха.

Творческая работа детей.

- Любили ли раньше дети играть?

- Во что они играли?

- Как вы думаете, чем занимались девочки раньше?

- Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, плели из кудели косы, украшения, шили головные уборы. Девочки старались: ведь по красоте кукол люди судили, какая она мастерица. Затем девочки играли с куклами : «ходили в гости», убаюкивали, пеленали, «справляли праздники», то есть жили вместе с ними кукольной жизнью. В народе считалось, что если девочки охотно и бережно играют в куклы, то в семье будет прибыль, достаток. Так через игру девочки приобщались к заботам и радостям материнства. Но в куклы играли только младшие дочери. Когда они подрастали, мать или старшие сестры обучали их уходу за грудными детьми. Мать на целый день уходила в поле или была занята во дворе, в огороде, и девочки почти полностью заменяли мать. Девочка – нянька целый день проводила с ребенком: играла с ним, успокаивала, если он плакал, баюкала. Иногда опытных девочек – нянек отдавали в другую семью «внаем». Даже в 5-7 лет они нянчили чужих детей, зарабатывая для себя и семьи: платочки, отрезы материи, полотенца, еду. Так и жили: младшие девочки – няньки водятся с малышом, а старшие дочери помогают матери в поле: вяжут снопы, собирают колоски.

А наша Аня сейчас попробует запеленать куколку, которую мы сделали.

- А чем занимались мальчики?

- Сыновья были главными помощниками отца. Мальчики вместе с отцом мастерили из разного материала игрушки – самоделки, плели лукошки, короба, лапти, выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель. Каждый крестьянин умел мастерски плести лапти. Лапти мужчины плели для себя и для всей семьи. Старались сделать их крепкими, теплыми, непромокаемыми. Отец помогал мальчикам, наставлял советом, похваливал.

Для куколки Юра закрепит колыбельку.

- Как называется кукла, которую мы сделали из тряпочек?

- От чего она будет оберегать?

- Как можно играть с этой куклой?

- Теперь вы прямо как настоящая семья! Дайте своей куколке имя… Какие вы молодцы и рукодельники!

Подведение итогов.

- Как вы думаете, понравится ли новым ребятам наша куколка?

Звучит колыбельная.

- Вам осталось убаюкать свою дочку-куколку.

Публикации по теме:

Занятие в рамках кружка «Календарь оберегов. Традиционная тряпичная обереговая кукла» Цель занятия: приобщение обучающихся к историко-культурным традициям родного края. Задачи: Ознакомить- с темой «Обереги и.

Детско-взрослое сообщество «Народная тряпичная кукла»Детско-взрослое сообщество «Народная тряпичная кукла» Цель: Привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества. Задачи: 1. Познакомить с изготовлением.

Кукла-оберег «Валдайский колокольчик»Кукла-оберег «Валдайский колокольчик» Мои ребятишки очень любознательный и трудолюбивый народ! И мы, путешествуя по историческим страницам России, знакомились с национальными.

Интегрированное занятие (музейная педагогика, ИЗО) для детей 6–7 лет «История русской куклы. Кукла-оберег»Интегрированное занятие (музейная педагогика, ИЗО) для детей 6–7 лет «История русской куклы. Кукла-оберег» задачи: - формировать у детей познавательный интерес к истории русской куклы; - познакомить с куклой – оберегом; - развивать у детей.

Каркуша — народная тряпичная куклаКаркуша — народная тряпичная кукла Первый весенний месяц. Прекрасная пора для всего живого. Пробуждается природа. И мы с нетерпением ждем наших друзей - пернатых странников.

Конспект образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности «Тряпичная кукла»Конспект образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности «Тряпичная кукла» Непосредственная деятельность : художественно - эстетическая. Вид деятельности : конструирование. Программные задачи: 1. Знакомство с народными.

Консультация для родителей «Традиционная тряпичная кукла в жизни современных детей»Консультация для родителей «Традиционная тряпичная кукла в жизни современных детей» "Кто в куклы не играл - тот детства не видал" (рус. нар. мудрость) Народная кукла - огромный пласт нашей истории. Куклы сопровождали наших.

Кукла «Вишенка» — кубанская свадебная кукла-оберегКукла «Вишенка» — кубанская свадебная кукла-оберег Кукла Вишенка – кубанская свадебная кукла оберег. Богата кубанская земля. На ней переплелись обычаи, традиции, обряды издавна живших или.

Мастер-класс: тряпичная кукла «Баба-Яга»Мастер-класс: тряпичная кукла «Баба-Яга» Предлагаю мастер-класс куклы БАБЫ-ЯГИ. Кукла БАБА-ЯГА - это мощный оберег домашнего очага. Все окружающее нас пространство – это огромный.

Мастер-класс с родителями «Кукла-оберег»Мастер-класс с родителями «Кукла-оберег» Мастер – класс с родителями «Кукла – оберег» Цель: развитие интереса к истокам народного творчества. Задачи: 1. Формировать представление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие «Тряпичная кукла-оберег»
Опубликовано: 8 ноября 2015 в 04:30
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие «Тряпичная кукла-оберег»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Завьялова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД