татьяна ошнурова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Свойства воды)
Цель: с помощью экспериментальной деятельности показать детям, что мир познаваем, и все явления природы могут быть научно объяснимы.
Задачи:
Знакомить с приёмами элементарного экспериментирования; познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, уточнить представление детей об использовании воды, формировать умение рационально использовать водные ресурсы, уточнить знания воды для всего живого.
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивать исследовательские способности у воспитанников, развивать представления о воде и её свойствах, развивать любознательность, мышление, речь детей, ввести в активный словарь слова: жидкость, бесцветная, лаборатория, развивать вкусовой анализатор.
Воспитывать любознательность, желание участвовать в опытах, учить сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий. Воспитывать бережное отношение к воде.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие, речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Планируемые результаты НОД:
любознательный, активный, проявляющий интерес к исследовательской деятельности к экспериментированию, умеет планировать свои действия; договариваться со сверстниками в совместных действах, определяет свойства воды
Материал и оборудование:
-прозрачные пластиковые стаканчики
-емкости разной формы
-земля (почва)
-соль
-сахар
-молоко
-лимонная кислота
-мука
-ватные диски
-воронки
-салфетки тряпочные
-аудиозапись «Вода»
-трубочки коктейльные цветные
-бутылочки с водой (0,3-0,5л)
-кубики
-шарики
-чайные ложки (пластмассовые)
-экспериментальный лист
-фломастеры
Предварительная работа:
Проведение серии опытов, с водой, наблюдение, чтение сказок А. Толстой «По щучьему велению»; А. С. Пушкин «Золотая рыбка» ; заучивание стихотворений: И. А. Бунина «Родник»; С. Погореловского «Берегите воду».
Ход деятельности:
Организационный момент:
- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро»
Доброе утро солнце и птицам!
Доброе утро приветливым лицам!
- Ребята поздороваемся с нашими гостями, скажем «Доброе утро» (дети здороваются)
- Задумывались ли - вы когда-нибудь, почему мы такими словами приветствуем друг друга по утрам?
(Желаем добра, радостного дня, хорошего настроения)
-Молодцы верно! Очень важно, чтобы именно утро было добрым, ведь оно начинает новый день, дает нам энергию, необходимую для дел, и так приятно видеть с утра ваши улыбчивые лица, сияющие глазка и слышать: «Доброе утро, Здравствуйте!»
(Дети присаживаются на стульчики).
(Звучит запись журчание ручейка).
-Что за звуки вы слышите?
(Это журчит ручеек)
-Что мы можем сказать о воде?
(Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.)
Ответы:
Вот сейчас мы это проверим - так ли это.
1. Вода - жидкость
- Вы сказали: вода льется, течет, переливается. Давайте подойдем к столу. Здесь много посуды. Какая она? (стеклянная).
Инструктаж:
-Как нужно обращаться с такой посудой?
Осторожно. Постараться не ударить ее друг о друга.
Опыт :
-Возьмите бутылочку с водой и налейте немного воды на блюдечко. Выливать нужно медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке.
(Самостоятельная работа детей)
-Почему вы смогли перелить воду из бутылочки на блюдечке? (ответы)
-Почему она растеклась по блюдечку? (ответы)
Вода - жидкая.
-Правильно, ребята. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана.
Вывод:
Вода жидкая, и может течь, ее называют жидкостью.
А каком еще состоянии может быть вода? (в твердом, лёд)
2. Вода не имеет собственной формы.
Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики.
Какой они формы?
Ответы: (Кубик имеет квадратную форму, шарик круглую).
-Если на мы опустим их в таз с водой, положим на стол, на блюдечко, на ладошку. Изменяет ли они свою форму?
Ответы: Нет, в любом месте, они остаются кубиком, шариком. Форма их не меняется.
-А есть ли форма воды?
(Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт.)
Опыт :
Будем наливать воду в блюдце,
-чашечку
-баночку
-бутылочку
(Самостоятельная работа)
-Что происходит с водой, когда мы наливаем ее в баночку?
-Какую форму она принимает?
Ответ: (форму баночки)
-что произошло с ней, когда мы ее налили в чашку, в блюдце?
Ответ: (вода приняла форму этих предметов)
-Правильно, вода приняла форму того предмета, в которой ее налили.
-Что же показал наш опыт? Какую форму имеет вода?
Вода не имеет собственную форму, она принимает форму того предмета, в который ее наливают.
Вывод - вода не имеет собственной формы.
(В экспериментальном листе рисуем условные обозначения воды жидкость, вода не имеет собственной формы).
3. Мы знаем, что без воды невозможно жизнь на земле.
-Скажите, для чего вода необходима?
Ответы (для растений, для животных, человека, приготовления пищи и т. д).
А сейчас предлагаю поиграть. Игра называется
«Хорошо – плохо».
Разделимся на две команды.
Одна команда отвечает на вопрос: «Вода-это хорошо. Почему?»
Другая команда отвечает на вопрос: «Вода-это плохо. Почему?»
Итак, начинаем: «Вода-это хорошо. Почему?»
Ответ: Вода нужна для питья, для того чтобы готовить еду, умываться, мыть посуду, полы, стирать одежду. Водой можно закаляться, вода нужна для того что бы поливать цветы, растения в огороде, а еще в воде живут различные животные и рыбы, возле воды обитают птицы.
-Первая команда отлично справилась с заданием.
Послушаем ответы второй команды:
«Вода-это плохо. Почему?»
Ответ: Бывают наводнения и тогда вода разрушает все на своем пути не жалея ни кого и ничего. Если не аккуратно обращаться с водой и пролить ее на пол, то можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, то можно утонуть.
Молодцы, отлично справились с этим заданием, переходим к следующему опыту.
4. Вода прозрачная жидкость (бесцветная).
Возьмем два стакана один с водой, а другой с молоком. Опустим в стакан с водой цветную коктейльную трубочку.
-Что мы видим? (трубочку видно)
Опускаем в стакан с молоком трубочку.
Ответ: (трубочку не видно в стакане)
(Самостоятельная работа)
Вывод: Через воду трубочку видно, а через молоко нет.
Значит вода прозрачная (бесцветная) жидкость.
(Зарисовываем это свойства воды)
5. Вода – не имеет вкуса.
-А есть ли у воды вкус?
(Дети пробуют воды и высказывают свое мнение)
Затем предложить одной команде размешать в воде
-сахар
-соль
-лимонную кислоту
После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.
-Что изменилось?
У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Вывод: Своего вкуса у воды нет.
Вода растворитель
-Ребята, а почему соль, сахар, лимонная кислота боятся воды?
(Потому что они в ней исчезают, растворяются).
Вывод: Вода является растворителем.
6. Все ли вещества могут растворяться в воде?
Давайте проведем следующий опыт.
Если в воду положить муку, землю она так же исчезнет как соль, сахар.
Давайте проверим.
Попробуем растворить в воде муку, землю.
(Самостоятельная работа в подгруппах)
Ответы: (Одни вещества вода может растворять, а другие нет).
Правильно. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Вывод: Не все вещества могут раствориться в воде.
7. Воду можно очистить.
-Ребята, посмотрите еще раз на ту баночку, куда мы насыпали землю. Она так и осталась в воде. Можно пить такую воду и почему?
(Нет, она грязная)
-Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой? (Ее нужно очистить).
А вы знаете, это можно сделать, но только при помощи фильтра. Самый простой фильтр для очистки мы можем сделать с вами сами из ватных дисков. Посмотрите, как я это сделаю (показать, как сделать фильтр из ватных дисков и установить его в воронку). Теперь попробуйте сделать самостоятельно.
(Самостоятельная работа детей)
Давайте попробуем, как работает наши фильтры.
Мы очень осторожно, по не многу, будем лить грязную воду в баночку с фильтром.
(Самостоятельная работа)
Вода стала чистой.
-Куда же делась земля?
(Вся земля осталось на фильтре)
-Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды.
Итог: Какие свойства воды вы узнали из опытов?
-Вода - это жидкость
-Вода не имеет собственной формы
-Вода может растворять одни вещества и не растворять другие
-Воду можно очистить с помощью фильтра.
-Ребята, вода одна из самых удивительных веществ на планете.
Вода добрый друг и помощник человека.
Я думаю, сегодня, ребята, вы многое узнали нового о воде и ее свойствах.