Елена Путина
Конспект опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Опасная свеча»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект опытно-экспериментальной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Опасная свеча»
Цель: закреплять знания детей о пожарной безопасности и правилах
поведения при пожаре. Учить детей анализировать, выделять
существенные признаки и делать выводы при осуществлении
эксперимента.
Методические приемы: беседа-диалог, рассматривание иллюстраций,
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Опасная свеча“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
словесно-дидактическая игра, опытно-экспериментальная
деятельность, художественное слово.
Оборудование: плакаты, сюжетные картинки, свеча, спички, деревянные палочки, стеклянная банка, фарфоровое блюдце.
Предварительная работа: беседы, рассматривание картин и плакатов;
чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Пожар», «Рассказ
о неизвестном герое», А. Толстой «Пожарные собаки»; просмотр
мультфильма «Кошкин дом»; сюжетно-ролевая игра «Пожарные».
Ход опытно-экспериментальной деятельности.
I часть. Воспитатель:
Работник отличный, к труду привычный,
И парит и варит, и печет и жарит.
От него тепло, от него светло.
Но когда с ним шалят,
Он становится врагом
И сжигает всё кругом.
(огонь)
Молодцы ребята, правильно отгадали загадку! Сегодня мы поговорим с вами об очень интересном явлении.
II часть. Воспитатель: Мы поговорим с вами об огне. Но сначала я расскажу вам сказку об одном медвежонке. Послушайте внимательно. «Жил-был медвежонок Миша. Вот однажды он остался дома один и пригласил в гости друзей, зайчика и лисоньку и стали они играть. Сначала они построили из кубиков машину. Но вдруг Миша предложил: «Давайте сделаем так, что наша машина попала в аварию и загорелась». Миша принес из кухни спички, зайчик положил в кузов машины газету, лисонька взяла спички и подожгла. Газета загорелась, от неё загорелись кубики, потом ковер на полу и разгорелся пожар. Зверята испугались и спрятались под диван. Хорошо, что тут с работы вернулась Мишина мама и вызвала пожарных. Пожарные приехали и потушили пожар.
А теперь, ребята, ответьте на такие вопросы:
- Как вы думаете, правильно поступили зверята, что спрятались под диван?
- Можно ли играть детям со спичками?
Сейчас мы с вами немного поиграем. Вставайте в круг.
Игра «Похлопаем – потопаем».
Правила игры: воспитатель описывает ситуацию; если в ней дети поступают правильно – участники хлопают, если нет – топают.
Воспитатель: Представьте, что ребенок остался дома один.
- Лена играла в куклы.
- Вася стал играть со спичками.
- Дима рисовал корабль.
- Маша решила погладить своё платье маминым утюгом.
- Саша хотел растопить печку.
- Игорь строил башню из кубиков.
- Вера хочет включить телевизор.
- Зина читает книгу.
Молодцы! Вы знаете, как надо вести себя правильно. А теперь устраивайтесь поудобнее, нас ждет еще много интересного.
III часть. Воспитатель: В древности люди очень боялись огня, потому, что они видели, как огонь уничтожал все на своем пути во время лесных пожаров. Но постепенно люди заметили, что огонь – это свет, тепло и защита от диких животных. Тогда они сами стали разводить костры, используя огонь от пожара. В каждом племени были воины, которые охраняли огонь и следили, чтобы он не потух, подбрасывая в костер сухие ветки.
Со временем люди научились высекать огонь с помощью твердого камня – кремня. Они ударяли одним куском кремня о другой, высекая искры. Искры падали на сухую траву и загорался костер. Так огонь стал лучшим помощником человека: на нем готовили пищу, согревались от холода, отпугивали диких зверей.
Дети отличаются особой тягой к огню, костер для детей – всегда праздник. Они готовы без устали подкладывать в огонь веточки, жарить хлеб.
- Видели ли вы огонь костра, огонек свечи, пламя на поленьях в печи? Расскажите, как выглядит огонь (ответы детей).
- Верно, огонь красный или оранжевый, он очень горячий.
- Давайте зажжем свечу и, как настоящие ученые, как можно больше узнаем об огне.
IV часть. Воспитатель зажигает свечу в подсвечнике.
Начнем вот с чего: внимательно приглядитесь и скажите, какого цвета пламя свечи?
- Внутренняя часть пламени самая светлая; средняя часть – самая яркая, это она освещает всё вокруг; внешняя часть пламени – самая маленькая и почти не видна. Как вы думаете, какая часть пламени самая горячая: нижняя, средняя, верхняя? Давайте это выясним.
Опыт I
Внесем две палочки одновременно в нижнюю и среднюю часть пламени. Какая загорелась быстрее? Та, что бала в средней. А теперь внесем палочки в среднюю и верхнюю части пламени. Теперь какая загорелась быстрее? Та, что в верхней части. Значит верхняя часть самая горячая.
Опыт II
А сейчас мы узнаем из чего состоит пламя. Возьмем белый предмет (чашку, блюдце) и внесем его донышко в верхнюю часть пламени на несколько секунд. Донышко осталось чистым. А теперь внесем чашку в среднюю часть пламени. И что же мы видим? На белом дне чашки черное пятно копоти. Значит средняя часть пламени состоит из сажи, из угля. Вот что делает пламя ярким, красивым.
Опыт III
Накроем зажжённую свечу банкой и посмотрим, что произойдет. Во-первых внутри банки стенки запотели. Во-вторых, свеча погасла. Догадались, почему?
Вы правы, под банкой к свече не поступает воздух. Значит, чтобы потушить огонь, надо прекратить к нему доступ воздуха, например, накрыть очаг пожара плотной тканью.
Скажите, ребята, вы узнали что-то новое и интересное об огне? (ответы детей)
Огонь может быть другом, когда помогает нам готовить еду, согревает от холода, освещает темноту. Но если с ним неправильно обращаться, то он станет опасным. Недаром говорят: «Ночью и днем будь осторожен с огнем». Поэтому мы должны соблюдать правила пожарной безопасности.