МААМ-картинки

Конспект опытно-экспериментального занятия «Свойства воды» (средняя группа)

Екатерина Решетникова
Конспект опытно-экспериментального занятия «Свойства воды» (средняя группа)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Лукоморье»

Г. Вологда

Конспект опытно-экспериментального занятия

«Свойства воды»

(средняя, старшая группа)

Подготовила:

воспитатель

Решетникова

Екатерина Павловна

Вологда

2016

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

1. Образовательные

Публикация «Конспект опытно-экспериментального занятия „Свойства воды“ (средняя группа)» размещена в разделах

-закрепить знания о круговороте воды в природе

-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность

2. Воспитательные:

- воспитывать умение действовать в коллективе.

- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

3. Развивающие:

- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.

- развивать логическое мышления;

- стимулировать познавательную активность детей.

Материалы и оборудование:

Презентация «Круговорот воды в природе»

На каждого ребё нка: пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, «розетки» разной формы, яйца, баночки пластиковые.

Ход занятия

Организационный момент:

Предлагаю собраться на ковре, образуя круг, взявшись за руки. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой.

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей.

- Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей)

- Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают себе вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.

- Где работают ученые? (в научной лаборатории)

- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

(быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.)

- Но, чтоб попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это?

Загадка:

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

- А что такое глобус?

(Глобус - это модель Земли.)

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

- Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый) .

- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? (леса, горы, пустыни, моря и реки)

- А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?

(Значит, что воды больше)

- Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились.

- В каком виде встречается вода в природе?

На этот вопрос помогут нам ответить загадки.

Показ презентации «Загадки».

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь это-… (дождь)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые… (снежинки)

Сверху одеяло

На землю упало,

Самой лучшей ваты

Мягче и белей.

Травкам и козявкам,

Всем зверушкам малым

Спать под одеялом

До весенних дней. (снег)

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет-

Гвоздь упадет. (сосулька)

Не колючий, светло-синий,

По кустам развешан… (иней)

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошел искать их днем

Ищем, ищем – не найдем. (роса)

Пушистая вата – плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака)

По небесам оравою,

Бегут мешки дырявые,

И бывает иногда

Из мешков течет вода.

Спрячемся получше,

От дырявой… (тучи)

Прозрачен, как стекло

А не вставишь в окно. (лед)

- Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.)

-Как вы уже знаете, вода может быть в разных состояниях. Каких? (ответы)

- Правильно, она может быть жидкой, твердой и газообразной.

- Сейчас мы продолжим с вами разговор о воде.

Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды.

Без пищи мы можем прожить 3-4недели.

Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток.

- Воды тратится очень много. Как вы думаете, как пополняются запасы воды? (откуда в реках и озерах появляется вода)

- Чтобы это узнать, давайте посмотрим презентацию, внимание на экран («круговорот воды в природе»). На ней изображено всё, что происходит с водой в природе (рассказ+ демонстрация).

Капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Когда идёт дождик, капельки воды падают на землю. Капелек много, на земле получаются лужи, ручейки. Текут ручейки и попадают в речку, речка течёт в море. В море воды много, много. Когда солнышко греет, вода испаряется, превращается в пар. Пар поднимается вверх, и получаются облака, ветер дует – облака плывут по небу. Там, вверху холодно, капельки воды становятся больше, тяжелее, облака превращаются в тучки. Когда капельки становятся совсем большие и тяжёлые они падают вниз. Много, много капелек падает вниз, получается дождик, дождик идёт, образуются лужи…. и всё начинается сначала.

И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места.

Для начала скажите мне, пожалуйста, какой цвет имеет вода. А давайте проверим. Сейчас мы с вами проведем эксперимент-это почти как фокусник, который показывает фокусы.

Для этого необходимо на карточках, которые лежат перед вами нарисовать: мальчики - синие трапеции, девочки - розовые конусы. А теперь возьмите прозрачные стаканчики с водой, поместите картинку за стаканчик и посмотрите, видна ли картинка через стакан с водой? Это значит вода какая? Правильно, прозрачная

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

Посмотрите у вас на столе, у меня лежит предмет. Что это? (Камушек)

Если мы опустим его в стакан, потом положим на стол, на ладошку, изменит ли он свою форму? (ответы детей) Нет, в любом месте форма его не меняется.

- А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт

Ребята, посмотрите стаканчики каких интересных форм у меня для вас есть. Поднимите ручку те, у кого дно стакана квадратной формы, а теперь те, у кого треугольной? Наполняем данные формочки водой, и, что мы видим? Что происходит с водой? Какую форму она принимает? Правильно, вода приняла форму той посуды, в которую её налили. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода? (ответы детей)

Вывод: вода не имеет собственной формы, она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

Ребята, попробуйте воду на вкус? Какая она на вкус?

А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

(сладкая).

А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

(солёная).

А теперь снова попробуйте воду. Есть ли у неё вкус? (делается вывод, что у воды нет своего вкуса)

Вывод-вода безвкусная, т. е. не имеет вкуса.

Скажите мне, пожалуйста, а где в природе встречается пресная вода (реки, озера, пруды, а где соленая (моря и океаны)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Итак, вы правильно сказали, что пресная вода содержится в реках и озерах. А соленой водой наполнены моря и океаны

- А вы знаете, что в морской воде плавать легче, потому что она может держать предметы на поверхности? Только из-за того, что в ней содержится много соли. Вы знали об этом?

- Перед вами на столе стоит форма с пресной водой (т. е с водой из-под крана, лежит яйцо. С ним надо обращаться аккуратно, чтобы не разбить его. Возьмите в руки яйцо и опустите в банку с водой. Что случилось с яйцом? (утонуло). Яйцо утонуло, потому что оно тяжелей воды. (Если одно, то добавляем свою пресную воду)

- А теперь во второй банке мы с вами сделаем морскую воду. Для этого вам нужно добавить в банку соль и хорошо перемешать. Опустите туда яйцо. Что с ним произошло? (не тонет). Это потому, что солёная вода тяжелей пресной, поэтому плавать в море легче, чем в реке.

- А сейчас я покажу вам небольшой фокус. Если подлить в банку с солёной водой немного пресной воды, то мы можем увидеть, что яйцо будет плавать посередине банки. Это происходит потому, что если разбавить солёную воду пресной, она уже не будет такой тяжёлой и яйцо немного опустится вниз (дети самостоятельно разбавляют солёную воду)

Заключительная часть.

- О каком веществе мы сегодня с вами говорили?

- Какие свойства есть у воды? (безвкусная, не имеет формы, бесцветная, не имеет запах)

- Расскажите, что на занятии вам показалось самым интересным?

Список используемой литературы:

1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью, старшая и подготовительная группа- М., 2005.

2. Иванова А. И. Естественно- научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - М., 2007.

3. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий» методическое пособие для воспитателей, СПб. : Детство-Пресс, 2011 г.

4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»; М. : Сфера, 2002.

5. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

Интернет-ресурсы

1. Интеренет-ресурсы. Щеглова Е. Ю. Волшебница вода/ https://www.google.ru

Публикации по теме:

Конспект НОД «Свойства воды и круговорот воды в природе». Итоговое занятие совместно с родителямиКонспект НОД «Свойства воды и круговорот воды в природе». Итоговое занятие совместно с родителями Конспект НОД «Свойства воды и круговорот воды в природе»ИТОГОВОЕ занятие совместно с родителями. Воспитатель : Пыркина О. А. Проведено: 6.

Конспект опытно-экспериментального занятия во второй младшей группе «Посадка лука» Конспект опытно-экспериментального занятия во второй младшей группе «Посадка лука» Цель: ознакомить детей с процессом посадки лука, расширить.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Магнит и его свойства» старшая группа .

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. «Свойства воды и воздуха»Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. «Свойства воды и воздуха» Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе и воде. Образовательные задачи: дать.

Конспект открытого занятия «Удивительные свойства воды» 2 младшая группа детский сад №3 «Светлячок» Цели: 1. Организовать деятельность, направленную на формирование знаний о свойствах воды. 2. Создать условия для развития познавательных.

Создание опытно-экспериментального центра в группе ДОУСоздание опытно-экспериментального центра в группе ДОУ Создание опытно-экспериментального центра в группе ДОУ Играть и экспериментировать - значит фантазировать и познавать! Это самое любимое.

Познавательно-исследовательский проект «Свойства воды» (средняя группа) для детей 4-5 лет Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: кратко - срочный Предмет исследования: свойства.

Конспект занятия «Свойства воды» Программное содержание: - Учить дошкольников новой нетрадиционной техники рисования (раздувание капелек трубочкой) - Развивать фантазию.

Конспект занятия «Свойства воздуха» (средняя группа) Программное содержание. Познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигаться, занимает место, лёгкий и т. д.).

Конспект занятия «Вода. Свойства воды» Тема урока: «Вода. Свойства воды» Образовательные цели: развитие основных видов мышления входящих в состав ведущей учебной деятельности;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект опытно-экспериментального занятия «Свойства воды» (средняя группа)
Опубликовано: 12 декабря 2016 в 11:02
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...

23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД