Валентина Панфилова
Конспект ООД «Знакомство со звуками [Р], [Р`] и буквой «Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовительная группа
Цель: познакомить детей со звуками [Р], [ Р`] и буквой Р.
Задачи:
1. Познакомить с согласными звуками [р], [р’] и их условным изображением;
2. Закрепление навыков чёткого произношения и различения звуков Р и РЬ в устной речи;
3. Упражнять в делении слов на слоги;
4. Учить определять место звука в словах и обозначать звук на схеме.
5. Развивать мелкую моторику;
6. Воспитывать умение настраиваться на работу, понимать учебную зада-чу и выполнять её самостоятельно.
Публикация «Конспект ООД „Знакомство со звуками [Р], [Р`] и буквой „Р“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Оборудование: лесенка из конструктора, изображение буквы Р; по числу детей: картинки с изображением предметов на букву Р, карандаши (простой, синий, зелёный, карточки с заданиями, баночки с краской, пипетки, листы с напечатанной буквой Р.
Ход деятельности:
Воспитатель: Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости, предлагаю вам поздороваться с ними, а затем вспомнить правила поведения на занятии.
Дети выполняют движения по тексту:
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу, не мешать
Внятно, чётко говорить
Не вертеться, не шалить.
Воспитатель: К занятию, мы готовы, пора нам узнать тему, чем же мы будем заниматься. Для того, что бы это узнать, вам нужно выполнить задание. На столе стоит лесенка и лежат картинки с изображением различных предметов. Каждому из вас нужно взять картинку и поместить её на ступеньку, в зависимости от того сколько слогов в слове которым называется этот предмет.
Дети выполняют задание.
Проверка правильности выполнения задания.
Воспитатель: Ребята, задание вы выполнили, а кто-то догадался что общее у всех этих картинок?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, вы правильно заметили названия всех этих предметов начинаются со звука Р. Действительно, мы сегодня будем изучать звуки [р], [р’] и знакомиться с буквой Р. Скажите, мне пожалуйста, чем отличаются звук и буква?
Ответы детей (Звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем).
Воспитатель: Всё верно, сейчас мы будем учиться произносить звук Р правильно : губы свободны; зубы сближены, но не соприкасаются; кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами и вибрирует; посередине языка идет теплая воздушная струя; “горлышко” работает. На что похож звук [р]?
Ответы детей.
Воспитатель: Дайте, пожалуйста, характеристику звуку Р.
Ответы детей (согласный, твёрдый, звонкий, обозначать на схеме синим цветом).
Воспитатель: Теперь потренируемся, произносить звук р’, он произносит-ся, почти также, как звук р, но не совсем. Средняя часть спинки языка приподнята. Кончик языка чуть прогибается и продвинут вперёд. Как вы думаете, а на что похож этот звук?
Ответы детей.
Воспитатель: Дайте, пожалуйста, характеристику звуку Р`.
Ответы детей (согласный, звонкий, мягкий, на схеме обозначаем зелёным цветом).
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко». Сначала, произношу я одна, потом вы вместе со мной проговариваете и досказываете словечко.
Игра «Доскажи словечко».
Ра-ра-ра – начинается …
Ры-ры-ры – у мальчиков …
Ро-ро-ро – у нас новое …
Ру-ру-ру – продолжаем мы …
Ре-ре-ре – стоит домик на …
Ар-ар-ар – кипит наш …
Ор-ор-ор – созрел красный …
Ир-ир-ир – мой папа …
Воспитатель: Следующее задание такое, я читаю рассказ, вы запоминаете слова которые начинаются на звуки [Р] или [ Р`].
РЫЖИЙ ГОРОД
Одного мальчика дразнили рыжим. Мальчик этот очень переживал и решил уйти из дома, всё равно куда. Лё г пораньше спать и видит сон: как будто он уже ушёл из дома и идёт куда глаза глядят. Смотрит – ворота стоят, а на них написано: «Добро пожаловать в Рыжий город!».
Вошёл он - и ахнул.
В этом удивительном городе всё было рыжим-прерыжим. Рыжие ручьи тек-ли по рыжим травам и впадали в рыжие реки. А над реками рыжие радуги повисли.
Рыжие рыбаки ловили в этих местах рыб и раков.
По радио передавали «Рыжий вальс», и все рыжие-прерыжие люди радостно улыбались.
Тут к нему подошла рыжая-прерыжая девочка: «Ты почему такой груст-ный?».
«Меня все рыжим дразнят», - хмуро ответил мальчик.
«Какой глупенький, - засмеялась девочка. – А ну-ка, посмотри на солнце, какого оно цвета?».
«Ну, рыжего», - робко ответил мальчик.
«И мы – рыжего! Значит, все мы – маленькие солнышки. Радоваться надо.».
И тут мальчик проснулся. Выбежал он во двор, а мальчишки тут как тут: «Рыжий, рыжий, конопатый!». А он только рассмеялся и хитро подмигнул рыжему солнышку…
Воспитатель: Давайте, перечислим слова которые в этом рассказе начина-лись на звуки [Р] или [ Р`].
Дети перечисляют слова, которые запомнили.
Воспитатель: Следующее задание называется «Какое слово лишнее?».
Упражнение «Какое слово лишнее?».
Рысь, роза, рыба, топор (лишнее топор).
Комар, топор, перо, фонарь (лишнее перо).
Перо, ракета, ворона, кровать (лишнее ракета).
Воспитатель: Молодцы, с заданием вы справились хорошо, сейчас я пред-лагаю вам сделать подвижную разминку.
Физкультминутка.
Раз, два – засучили рукава.
Три, четыре – руки вверх, а ноги шире.
Пять, шесть – потянуться и присесть.
Раз, два – закивала голова.
Три, четыре – ноги вместе, руки шире.
Пять, шесть – поиграли, можно сесть.
Воспитатель: Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Как запомнить букву Р?
Каждый может, например,
Руку на бочок поставить
И друг другу Р представить.
Посмотрите, внимательно, а как вы думаете на что похожа буква Р?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, вы правы, на всё на это похожа буква Р. А давайте нарисуем её указательным пальцем правой руки, а теперь левой.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Дети, сейчас пройдите, пожалуйста, за столы и придвиньте к себе карточки. Но перед тем, как мы начнём работать с карточками, разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика с карандашом «ДРУЖНЫЕ БРАТЬЯ»
Руки вытянуть вперёд, ладони обращены друг к другу. Концы карандаша зажаты основаниями больших пальцев. По инструкции и образцу педагога пальцами одной руки прижиматься к подушечкам пальцев другой. Например, указательным пальцем правой руки прижаться к мизинцу левой и наоборот, указательный палец правой руки последовательно встречается со всеми «братца-ми» левой, подушечки пальцев обеих рук последовательно касаются друг друга.
Жили братья – не тужили
Меж собою все дружили.
Крепче дружбы не найдёшь.
Здравствуй, братец, как живёшь?
Работа детей с карточками.
Проверка сделанной работы в карточке.
Воспитатель: Хорошо, все справились с заданием. Новое задание такое, встаньте из-за столов, задвиньте стульчики, придвиньте к себе краску, бумагу и пипетки. На листе у вас напечатана буква Р, вам нужно обрисовать её капельками.
Работа детей.
Воспитатель: Ну что ж со всеми заданиями вы справились, давайте вста-нем в круг и сначала мальчики скажут с какими звуками и буквой вы сегодня познакомились?
- А теперь девочки, что было самым лёгким для вас?
- И вместе расскажете, что было трудным?
На этом давайте закончим наше занятие:
Нас солнца луч смешит и дразнит.
Нам нынче весело с утра.
Позанимались мы отлично
Теперь играть нам всем пора!