Ольга Илюшкина
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство со звуком [а] и буквой А»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Звук [а], буква А»
Илюшкина Ольга Николаевна
Конспект занятия в старшей группе «Звук [а], буква А»
Тема: Звук [а], буква А.
Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Знакомство со звуком [а] и буквой А“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- познакомить детей со звуком [а], его характеристикой.
- дать понятие о местонахождении звука в слове;
- познакомить с буквой А, закрепить ее зрительный образ;
- повторить чем отличается звука от буквы;
- учить выделять звук из ряда гласных звуков;
- закрепить знания детей о осени, деревьях осенью;
Коррекционно – развивающие:
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать слуховое внимание,
- развивать артикуляционную, мелкую моторику;
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: картинка с изображением фруктов. Символ звука[а] – красный большой круг, красные ленточки разной длинны, карточка с буквой А. Индивидуальные зеркала, раздаточные листы с заданиями (из тетради Костылевой «200 занимательных упражнений с буквами и звуками» для детей 5-6 лет, красный и простой карандаши.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, названия каких фруктов вы знаете?
- Молодцы ребята!
Артикуляционная гимнастика.
- А сейчас давайте выполним упражнения для губ и язычка. Возьмите зеркала, поставьте их перед собой и начнем делать упражнения.
- «Улыбка» – «трубочка», «Качели», «Часики», «Лошадка», «Грибочек».
- Молодцы. Отложите зеркала в сторону.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
- Ребята, у нас сегодня в гостях кукла Аня. Она приготовила для вас задание:
Послушайте и назовите первый звук в словах :
Логопед показывает картинки: арбуз, автобус, аист, ананас, акула.
- Правильно, во всех словах слышится А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко. А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
Звук [а] – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук[а] живет в красном замке. Звук[а] обозначается красным цветом, потому что он гласный.
- Сегодня на занятии мы будем с вами говорить о звуке [а].
2. Уточнение артикуляции звука.
- Давайте вместе произнесем звук [а]. При произнесении звука[а] губы рисуют большой кружок. Давайте еще раз произнесем звук[а] и посмотрим в зеркало. Молодцы.
- Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука [а](показ символа звука – большого красного круга). Так мы его будем обозначать.
- Ребята я вам буду говорить ряд звуков, если вы услышите звук [а] показываем красный кружок: а-и-у-а-и-у-у-а и т. д.
3. Задания из тетради Костылевой стр. 5.
Ребята, я вам сейчас буду читать стихотворение, а вы как услышите слово со звуком[а] хлопните в ладоши.
4. Игра «Длинный – короткий»
Л. : У меня есть две ленточки: одна длинная, другая короткая. Если я покажу длинную полоску, то вам нужно долго пропеть звук [а], а если покажу короткую – коротко.
- Ребята, сейчас в этой песочнице будут играть дети, у которых имена начинаются со звука [а]. Скажите, дети, будет здесь играть Аня (Ира, Алеша, Андрей, Алена, Оля, Антон, Анжела)
Дидактическая игра «Кто внимательный?»
Дети слушают предложения и называют слова, которые начинаются со звука [а] :
- У Антона большой автобус.
- Аня ела вкусный арбуз.
- Андрею купили новый автомобиль.
- Алена любит апельсин.
5. Пальчиковая гимнастика.
«Апельсин»
Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)
6. Работа на раздаточном материале по Костылевой.
- Ребята, Аня принесла для вас еще одно интересное задания. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их. Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука [а].
- Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук [а].
7. Знакомство с буквой А.
- Ребята, посмотрите, что у меня нарисовано. Это буква А. ребята, запомните, звук[а] на письме обозначается буквой А.
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
- Найдите букву А на своем листочке в левом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и выполните штриховку простым карандашом. А в левом углу раскрасьте кружок в красный цвет, ведь вы теперь знаете что звук[а] обозначается красным цветом. Запомните это!
- Послушайте правило отличия звука от буквы : звуки мы слышим, произносим и поем, а буквы мы пишем, видим и читаем.
- Давайте попробуем выложить букву А из счетных палочек, веревки.
- А теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе.
8. А теперь ребята нужно посмотреть на картинки, назвать их, определить место звука в слове и раскрасить нужный кружок красным цветом. (задания по Костылевой стр 5).
Аня просит помочь ей обвести фрукт по контуру соответствующим карандашом, а потом раскрасить его.
III. Итог занятия.
- Ребята, кто приходил сегодня к нам на занятие? (кукла Аня)
- Назовите первый звук в имени куклы А – а – ани (звук [а])
- Мы сегодня с вами познакомились со звуком [а].
- А с какой буквой мы познакомились?
- Каким цветом обозначается звук [а]?
- Что мы с вами сегодня делали на занятии?
- Молодцы, вы сегодня хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
- Давайте попрощаемся с куклой Аней.
- Наше занятие окончено.