Светлана Мокина
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «Знакомство с согласными звукам [М] и [М’] и буквой М»
▼ Скачать + Заказать документы
МО «Дубровская СОШ» дошкольное отделение
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте
Тема: «Знакомство с согласными звуками
[М] и [М'] и буквой «М»
в старшей группе компенсирующей направленности для детей
с ТНР (ОНР II-III уровень речевого развития)
Подготовила : учитель-логопед
Мокина С. О.
Публикация «Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте „Знакомство с согласными звукам [М] и [М’] и буквой М“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Согласные звуки
- Темочки
Цель: познакомить детей с согласными звуками [М] и [М'] и буквой (М);
Образовательные задачи:
- характеристика звука с использованием схем;
- упражнять в различении твердых - мягких согласных звуков в слогах, словах;
- совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове); выделение заданного звука из потока звуков;
- закреплять умение отвечать на вопросы;
- познакомить с буквой М;
- активизировать словарь;
Развивающие задачи:
- развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук.
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей. Воспитывать навыки оказания взаимопомощи в коллективе.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: карточка с изображением буквы «М» (шрифт чёрный, кружки (зелёный, синий, красный, предметные картинки, где присутствует звук «М», наборное полотно, Д/И «Паровозики из Ромашково».
Раздаточный материал: фишки синего и красного цвета для звукового анализа слова, зеркала для артикуляционной гимнастики, карточки для определения твёрдых и мягких звуков (синие, зелёные, предметные картинки, где присутствует звук «М».
Ход занятия:
Звенит колокольчик (воспитатель даёт звонок для начала НОД) – дети встают полукругом.
Логопед: Доброе утро ребята, я рада видеть вас, сегодня мы с вами продолжим знакомиться с новыми звуками и буквами, Вы готовы?
Дети: Да, готовы.
Логопеды: Проходите и встаньте к своим стульчикам.
Дети подходят к стульчикам.
I. Организационный момент:
Логопед: Сядет тот, кто придумает слово со звуком (Н, К, Д, П) в начале слова.
Дети называют слова (нос, кот, дом, пальма и т. д.)
Логопед: Ребята, сядьте правильно, сейчас мы с вами как всегда в начале поиграем в игру «Весёлый язычок», возьмите зеркала - артикуляционная гимнастика: «Улыбочка» - «Хоботок» «Заборчик» - «Птенчик», «Часики», «Качели», «Чашечка».
Логопед показывает карточки, дети выполняют артикуляционную гимнастику.
Повторение изученного материала:
Логопед: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.
Дети: А, О, У, Ы.
Логопед: Они какие?
Дети: Гласные.
Логопед: Почему мы их так называем?
Дети: Потому что их можно пропевать свободно, легко, с голосом, воздух выходит свободно и не встречает препятствия.
Логопед: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
Дети: Красным.
Логопед: Вы мне рассказали про гласные звуки и буквы. А какие еще бывают звуки и буквы?
Дети: Согласные.
Логопед: Какие звуки называют согласными?
Дети: Звуки при произнесении которых воздух встречает преграду из губ, зубов или языка называют согласными.
Логопед: Какими могут быть согласные звуки?
Дети: Они могут быть звонкими если горлышко дрожит или глухими, если произносим их без голоса и горлышко молчит.
Дети: Могут быть твёрдыми или мягкими.
Логопед: Назовите, какие согласные звуки вы знаете.
Дети: Д, Н, К, П.
Логопед: Молодцы, ребята вы совершенно правы!
II. Введение в тему:
Логопед: А теперь проверим у кого самые внимательные ушки?
Логопед: Ребята, я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте: мак, мох, муха, море, Маша…
Логопед: Какой один и тот же звук слышится в начале слов?
Дети: Звук М!
Логопед: Молодцы! Да, все эти слова начинаются на звук [М]. Мы сегодня будем знакомиться со звуком [М].
Характеристика звука (К) – по схеме
Логопед: Возьмите зеркала в руки. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально).
Логопед: Воздух выходит свободно?
Дети: Нет, воздух встречает преграду
Логопед: Что ему мешает?
Дети: Губы.
Логопед: Звук [М] какой?
Дети: Согласный, твёрдый.
Логопед: Каким мы его обозначаем цветом?
Дети: Синим. (логопед выставляет кружок синего цвета)
Логопед: У нашего звука [М] есть братец звук [Мь] - произнесите звук [Мь]
Логопед: как мы его произносим?
Дети: Мягко
Логопед: Значит это звук какой?
Дети: Согласный, мягкий.
Логопед: Каким цветом мы его обозначим?
Дети: Зелёным. (логопед выставляет кружок синего цвета)
Логопед: А для того, чтобы это всё получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Симофорчики». Я буду называть звуки, а вы должны будете поднять синий кружок, если услышате звук М; а если Мь – зелёный (дети играют сидя за столами)
Физкультурная минутка.
Мы пришли в зимний лес (ходьба у стульчиков)
Сколько тут вокруг чудес (круг руками)
Справа березка в шубке стоит (правая рука в сторону)
Слева ёлка на нас глядит (левая рука в сторону)
Снежинки порхают кружатся (руки фонариком изображаем вращение)
И на землю красиво ложатся (присесть).
Дифференциация звуков [М] и [Мь].
Игра «Подари подарок паровозику из Ромашково».
Ход игры:На коврографе два паравозика из Ромашково - один с зелёной, другой с синей трубой. Дети по очереди подходят к наборному полотну, называют картинки, определяют какой звук в слове М или Мь и выставляют под соответствующий паровозиком. Каждый ребенок «одаривает» паровозик с синей и с зеленой трубой.
Логопед: Ребята, сегодня у нас гости. Это паровозики из Ромашково. Они очень любят путешествовать. В этот раз они к нам приехали из страны звуков. Посмотрите внимательно, чем они отличаются?
Дети: У паровозиков трубы разного цвета. Одна синяя, а другая зеленая.
Логопед: Совершенно верно. Паровозики очень любят подарки. Давайте подарим им картинки. Картинки с твердым звуком [М] какому паровозику подарим?
Дети: Паровозику с синей трубой!
Логопед: Правильно! А картинки с мягким звуком [Мь]?
Дети: Паровозику с зеленой трубой!
Логопед: Правильно. Ребята, а вы любите дарить подарки?
Дети: Да, очень любим!
Логопед: Предлагаю вам, подарить каждому паровозику по одной картинке, со словами: «я дарю тебе мыло и так далее».
Дети по очереди выходят к наборному полотну и выкладывают картинки под соответствующим паровозиком.
Игра: Шифровальщики.
Логопед: Ребята, а давай те поиграем в шифровальщиков и выложим с помощью кружков схему слога «ма». (звуковой анализ слога «ма» с выкладыванием схемы).
Логопед: А теперь давайте выложим с помощью кружков слог «ми». (Звуковой анализ слога «ми»). Давайте сравним, чем эти два слова отличаются?
Дети: Они отличаются гласным звуком. В слоге «ма» второй звук гласный звук А, а в слоге «ми» второй звук-гласный И.
Знакомство с буквой М.
Логопед: Ребята, что мы можем сказать про звуки?
Дети: Мы их слышим и произносим.
Логопед: А буквы?
Дети: Видим и пишем.
Логопед: Итак, наш звук [М] на письме обозначается буквой М. Вот она.
(Изображение печатной буквы вывешивается на наборном полотне.)
Логопед: Давайте напишем эту букву в воздухе.
«Палочка, палочка, а посередине галочка.
Логопед: А теперь давайте выложим букву М из палочек.
Дети выкладывают букву.
Рефлексия:
Логопед: Итак, ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?
Дети: С буквой М.
Логопед: Какой звук она обозначает?
Дети: Звук [М].
Логопед: Какой это звук?
Дети: Согласный
Логопед: А согласный звук бывает каким?
Дети: Твёрдым и мягким.
Логопед: Правильно.
Логопед: А что вам больше понравилось?
Ответы детей.
Логопед: Выберите смайлик соответствующий вашему настроению и поместите его на доске.
Дети крепят на доску смайлики.
Логопед: Вы очень хорошо работали, молодцы! До свидания!