Екатерина Гольцова
Конспект ОД в старшей логопедической группе «Звуки [з]-[з’]. Буква З»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема ОД: "Звуки [з]-[зь]. Буква З".
Цель: дифференциация звуков [з]-[зь] в словах, обозначение на письме буквой З.
Задачи:
-обучающие: закрепить знания о правильном произношении звуков [з]-[зь], давать характеристику звукам, научить обозначать звуки [з]-[зь] буквой З.
-развивающие: уточнять артикуляционный уклад при произнесении звуков, автоматизировать правильное произношение звуков в словах, в чистоговорках, развивать фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук, зрительное и слуховое восприятие, уточнять словарный запас. -воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к занятиям, самоконтроль за своей речью, умение слушать друг друга.
Публикация «Конспект ОД в старшей логопедической группе „Звуки [з]-[з’], Буква З“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
-коррекционно-воспитательные: воспитывать умение дифференцировать твердый звук [з] и мягкий звук [зь] в словах, обозначать мягкость и твердость звуковыми схемами.
Оборудование: настольные зеркала, игрушки, цветные звуковые схемы, две куклы, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь в клеточку, массажные мячики.
ХОД ОД:
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Кто скажет, как еще можно здороваться друг с другом. Дети: Доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли две сестрички. Давайте с ними познакомимся. Это кукла Зоя. Подскажите, пожалуйста, а какой первый звук в имени куклы? Давайте его произнесем! (дети произносят первый звук).
3. Артикуляционный уклад звуков и их характеристика. Логопед: Правильно, конечно это звук [з]. Давайте возьмем зеркала и произнесем этот звук. Какие губы, когда мы произносим этот звук? какие зубы? где находится язык, какой воздух? (на доске схемы помощники)
Дети: Губы в улыбке, зубы видны, слегка разомкнуты, язык за нижними зубами, воздух прохладный.
Логопед: А теперь давайте дадим характеристику этому звуку. А помогут нам наши схемы. Этот звук согласный или гласный? Он твердый или мягкий? каким цветом мы его обозначаем? Дети: [з]- согласный,твердый, обозначается синим цветом.
Логопед: Правильно, молодцы, посмотрите у Зои даже платье синего цвета. Ребята, Зоя пришла к нам сегодня не одна, с ней пришла ее младшая сестричка Зина. Посмотрите и платье у нее зеленого цвета. А вы догадались, какой любимый звук Зины? Какой первый звук в ее имени? Дети: Да, это звук [зь], обозначается зеленым цветом.
Логопед: Давайте произнесем этот звук и посмотрим в зеркале положение губ, зубов и языка. Дети: Отвечают с помощью опорных схем, дают характеристику звукам: [зь]- согласный, мягкий,
обозначается зеленым цветом. Логопед: Ребята, сегодня мы с вами будем учиться различать эти два звука. Скажите, а чем похожи и чем отличаются звуки [з] и[зь]? Дети: Оба звука согласные, одинаково произносятся, но [з]-твердый звук, обозначаем синим цветом, а [зь] мягкий, обозначаем зеленым цветом.
4. Произношение звуков з-зь в чистоговорках:
Логопед: Совершенно верно! Так обрадовались наши сестрички, что решили с вами поделиться своими любимыми чистоговорками. Сейчас мы с вами вместе их проговорим и сделаем нашим пальчикам массаж. А помогут нам мячики-массажеры! Зоя любит чистоговорки с твердым звуком [з], а Зина с мягким звуком [зь].
Дети проговаривают чистоговорки и одновременн катают мячики-массажеры.
За-за –за- во дворе стоит коза
Зу-зу-зу- накормлю травой козу
Зы-зы-зы- отойдите от козы.
Зи-зи-зи- сено козе отвези
Зе-зе-зе- сено я даю козе
Зя-зя-зя- козу дразнить нельзя!
3. Развитие фонематического слуха.
Игры: 1)«Светофорчик», 2)«Подари подарки куклам».
Логопед: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем.
Игра называется «Светофорчик». Я сейчас назову слова, а вы определите какой первый звук в этих словах. Если первый звук твердый [з]- вы поднимаете вверх синий квадрат, а если первый звук [зь]- вы показываете зеленый квадрат. Слова: зелень, зубр, зебра, зубы, зефир, зерно, зеркало, зайчонок.
Логопед: Ребятки, посмотрите, наши сестрички Зоя и Зина играли с игрушками и разбросали их вокруг. А собрать не могут, так как не могут вспомнить, у кого какие игрушки были. Давайте поможем им! Зое в корзинку нужно положить игрушки,в названии которых есть звук [з], а Зине в корзинку положим игрушки со звуком [зь]. Дети берут по игрушке, называют слово и говорят, кому в корзинку надо положить игрушку. (Игрушки: зебра, обезьяна, звезда, козел, замок, заяц, зеркальце, зефир).
4. Физминутка.
Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качнули головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
5. Обозначение звуков з-зь буквой з.
Логопед: Ребятки, а теперь наши героини хотят вас познакомить еще с одной замечательной буквой. Звуки [з] и [зь] на письме обозначаются буквой З. Посмотрите на эту букву и скажите, на что она похожа, на какую цифру? В какую сторону направлена, куда смотрит наша буква влево или вправо?
Дети: Буква З смотрит в левую сторону, похожа на цифру три.
Логопед: Правильно, давайте эту букву выложим букву из гороха.
Наши сестренки Зоя и Зина принесли для вас интересное задание. У каждого из вас в тетрадях есть упражнение, в котором мы видим много букв. Найдите правильно написанные буквы З и обведите их в круг, а неправильно написанные буквы давайте зачеркнем!
6. Итог ОД. Логопед: Ребята, давайте вспомним, чему мы сегодня научились на нашем занятии.
- С какими звуками познакомили нас куклы?
-Чем звуки похожи и чем отличаются друг от друга? - Какой буквой обозначаются звуки [з] и [зь]?
-Ребята, вы такие молодцы! Нашим гостям, кукле Зое и Зине, они говорят вам спасибо.