Татьяна Антипова
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Звуки [ш], [ж]» по лексической теме «Наш город»
▼ Скачать + Заказать документы
в старшей логопедической группе по лексической теме
«Наш город». Звуки [ш], [ж]
Публикация «Конспект занятия в старшей логопедической группе „Звуки [ш], [ж]“ по лексической теме „Наш город“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Коррекционно-образовательные задачи. Расширение представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме «Наш город» (город, Белая Калитва, река, Калитва, улица, площадь, музей, кинотеатр. прекрасный, красивый, великолепный; возникать, стоять, раскинуться, возвышаться, впадать). Совершенствование умения составлять описательный рассказ по предложенному плану. Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [ш] и [ж] в словах). Совершенствование умения петь легко, естественным голосом, с динамическими оттенками, не форсируя звук, делать логические ударения.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви к родному городу.
Оборудование. Магнитная доска, фотографии и открытки с видами Белой Калитвы, карточки по числу детей, контейнер с карандашами, магнитофон, кассета с записью музыкального сопровождения, мяч, карточка с ребусом, картинки для игры «Поможем Жене и Шуре».
Предварительная работа. Экскурсии с родителями по центру города. Посещение кинотеатров, детских игровых площадок, музея, других достопримечательностей. Просмотр слайдов с видами Белой Калитвы, уточнение и расширение словаря по теме, расширение знаний о родном городе. Разучивание упражнения «детский сад»
Ход занятия
1. Организационный момент. [Уточнение словаря по теме. Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона. ]
Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает детям встать около стульчиков. На столе перед детьми лежат открытки с видами города.
Логопед. Посмотрите на открытки, которые лежат перед вами. Сначала сядет тот, у кого на открытке Караул-гора.
Ребенок садится.
Логопед. Теперь сядет тот, у кого на открытке горы Две сестры.
Садится второй ребенок.
Логопед. Можно сесть тому, у кого на открытке река Донец.
Садится третий ребенок.
Логопед. Настя, а что у тебя на открытке?
4-й ребенок. У меня Введенский храм.
Логопед. Правильно. И сегодня мы с вами будем говорить о нашем родном городе и его достопримечательностях.
2. Составление рассказов о достопримечательностях Белой Калитвы по предложенному логопедом плану. [Развитие связной речи. ]
Логопед помещает открытки на магнитную доску.
Логопед. Выберите знакомое место и расскажите об одном из них, которое вы хорошо знаете. Скажите, что это за место, чем оно знаменито, почему оно вам нравится.
1-й ребенок. Я хочу рассказать о стадионе. Это место, где проходят спортивные мероприятия, праздники для детей, большие концерты. На стадионе большое зеленое поле для игры в футбол, беговые дорожки вокруг поля.
2-й р е б е н о к. Я расскажу о театральной площади. Это главная площадь нашего города. Она очень большая и красивая. На площади находится Дом Культуры, там проводятся праздники, устанавливается городская новогодняя елка, проходят демонстрации.
3-й ребенок. На этой фотографии - Донец. Это главная и самая большая река нашего города. Донец красивый, широкий, глубокий. По Донцу ходят катера, плоты, небольшие лодки.
4-й ребенок. У нас в городе есть Школа искусств. Школа искусств- одно из самых красивых зданий Белой Калитвы. Его украшают колонны, скульптуры.
Логопед. Вы замечательно рассказали о любимых местах родного города. Я могу гордиться вами. Молодцы!
3. Работа с карточками. [Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушении письменной речи. ]
Логопед раздает детям карточки, ставит на стол контейнер с карандашами, а на доску помещает фотографии стелы Белой Калитвы.
Логопед. Посмотрите, что нарисовал для вас художник.
Дети. Это стела при въезде в Белую Калитву.
А теперь обведите и раскрасьте стелу на картинке. Внимательно посмотрите на фотографии, чтобы правильно подобрать цвета.
Дети выполняют работу. Логопед оценивает ее.
4. Упражнение «Весенний дождь».[Координация речи с движением. ] Логопед выключает магнитофон и предлагает детям сделать упражнение
Капля – раз, прыжок
Капля – два, прыжок
Очень медленно сперва, 4 прыжка
А потом, потом, потом увеличивается темп
Все бегом, бегом, бегом. быстрый темп
Мы зонты свои открыли, руки поднять
От дождя себя укрыли. кружимся
5. Игра с мячом «Раздели на слоги» [Совершенствование навыка слогового анализа слов. ] Логопед берет в руки мяч.
Логопед. Давайте поиграем с мячом. Я буду бросать вам мяч и называть слова, а вы будете ловить мяч и делить их на слоги.
Логопед. Калитва.
1 -й р е б е н о к. Ка-лит-ва. три слога.
Логопед. Стадион.
2-й ребенок. Ста-ди-он. Три слога. Логопед. Казаки
3-йребенок. Ка-за-ки. Три слога. Логопед. Площадь
4-й ребенок Пло-щадь. Два слога. Логопед. Молодцы! Очень хорошо!
6. Игра «Экскурсия». [Уточнение словаря по теме «Наш город». Автоматизация звука [р] в предложении. ]
Логопед убирает мяч, приглашает детей за стол, помещает на доску фотографии с видами Белой Калитвы.
Логопед. А теперь игра «Экскурсия». Я придумываю предложение и называю в нем одну из достопримечательностей нашего города, а вы будете повторять предложение и каждый раз добавлять еще по одной достопримечательности. На экскурсии мы видели Железнодорожный вокзал.
1-й ребенок. На экскурсии мы видели Железнодорожный вокзал и Музей.
2-й ребенок. На экскурсии мы видели Железнодорожный вокзал, Музей и Введенский храм.
3-й ребенок. На экскурсии мы видели Железнодорожный вокзал, Музей, Введенский храм и Школу искусств.
4-й ребенок. На экскурсии мы видели Железнодорожный вокзал, Музей, Введенский храм, Школу искусств и Высоту Бессмертия.
Логопед. Хорошо. Давайте повторим последнее предложение все вместе.
Дети. На экскурсии мы видели Железнодорожный вокзал, Музей, Введенский храм, Школу искусств и Высоту Бессмертия.
7. Разгадывание ребуса «Калитва». [Совершенствование навыков звукобуквенного анализа. ]
Логопед убирает фотографии и помещает на доску карточку с ребусом.
Логопед. Подумайте, название какой реки спрятано в этом ребусе. Дети. Калитва
Логопед. Как вы догадались?
Дети. Первый рисунок — кал.
Логопед. Давайте напишем это слово. Один ребенок пишет слово на доске.
Дети. Вторая картинка — битва Из этого слова нужно убрать первую букву. Останется итва
Логопед. Давайте добавим этот слог к первому слову.
Один из детей дописывает слог. Дети хором читают название реки.
8. Игра «Поможем Жене и Шуре». [Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [ш] и [ж] в словах).]
Логопед помещает на доску плоскостные изображения двух мальчиков, а на столе раскладывает небольшие предметные картинки, на которых изображены ножницы, ножовка, лыжи, флажок, шнурки, шапка, машинка, чашка.
Логопед. Последняя игра сегодня не связана с нашим городом. Давайте просто поможем мальчикам разобрать предметы, изображенные на картинках. Жене отдадим предметы со звуком [ж] в названиях, а Шуре — со звуком [ш].
Дети расставляют картинки рядом с изображениями мальчиков. Логопед контролирует выполнение задания.
8. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались сегодня, что им было интересно делать, а затем оценивает деятельность каждого ребенка.