Наталья Филиппова
Конспект ОД в старшей группе по развитию речи «Составление сюжетного рассказа по картине «Мы строим дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать социальную ситуацию развития познавательно-речевой активности по лексической теме «Игрушки».
Задачи:
1. Создать условия для развития умения составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины;
2. Создать условия для формирования умения подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей;
3. Создать условия для уточнения и закрепления правильного произношения звуков [ш] и [ж], умения дифференцировать эти звуки.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
4. Создать условия для формирования умения отчетливо и внятно произносить слова со звуками [ш] и [ж], умения делить двухсложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове.
5. Создать условия для формирования умения работать в подгруппе и паре, для развития коммуникативных умений и навыков.
Материал: картина «Мы играем в кубики. Строим дом»; медведь (мягкая игрушка); картинки с изображениями животных (предметов, в названиях которых есть звуки [ш] и [ж]; счетные палочки, мяч, сундучок.
Ход занятия.
Дети сидят за столами.
Воспитатель: Ребята, посмотрите - кто к нам пришел в гости? Это Мишка! Давайте поприветствуем его! Мишка почему то очень грустный, давайте спросим – что у него случилось. (имитирует беседу с медведем). Оказывается, он хотел со зверятами в лесу построить себе игрушечный домик, но у них ничего не получилось. Что же делать? (ответы детей – научить его, рассказать ему) Конечно, нужно рассказать мишке как нужно строить дома из кубиков, а в это нам поожет вот эта картина (выставляет на стенд картину «Мы играем в кубики. Строим дом». После рассматривания картины воспитатель проводит беседу по вопросам:
- Кто нарисован на этой картине? (Дети: мальчики и девочки.)
- Что делают дети? (Играют, строят дом.)
-Как можно назвать эту картину? («Строим дом»; «Мы играем»; «Дети строят дом».)
- Что делает этот мальчик? (Ставит на дом флажок.)
- Как можно сказать об этом по-другому? (Укрепляет флажок наверху постройки; прикрепляет флажок и т. п.)
- Что делает другой мальчик? (Возит на машине кубики.)
- А по-другому как можно сказать? (Везет строительный материал; разгружает машину; помогает строить дом.)
- Что делает девочка? (Привезла кукольную мебель.)
- А по-другому как об этом сказать? (Везет машину с кукольной мебелью; играет вместе с мальчиками.)
Воспитатель: давайте вы разделитесь на пары и придумаете рассказы по этой картине. Сначала расскажите, как он называется. Потом расскажите, где играют дети, что они делают. Придумайте для своего рассказа интересный конец — что будут делать дети дальше.
Дети придумывают и рассказывают. Если они затрудняются придумать концовку, воспитатель предлагает образец: «Дети построили дом и поселили в нем своих кукол. Хорошо куклам в красивом и уютном доме».
Воспитатель: Молодцы! Какой интересный рассказ вы придумали. И Мишке он очень понравился, теперь он сможет научить своих друзей строить домики из кубиков. А в благодарность за помощь, Мишка дарит вам сундучок, но чтобы посмотреть что в нем, нужно отгадать загадки:
Нет ни рук, ни ног у зверя,
И не нужно, не потеря!
Он легко в траве скользит,
А приблизишься – шипит! (змея)
- Правильно это змея. (воспитатель достает картинку змеи) А как шипит змея?
- шшшш (показываем руками, как ползает и шипит змея)
- Какой звук мы слышим?
- шшш.
- Правильно молодцы. Это согласный звук.
- А теперь следующая загадка:
В темноте летает кто-то
Издавая громкий звук
Кто там спорит с самолетом?
Ну конечно, майский…(жук) (воспитатель достает картинку жука)
- Как жужжит жук?
- жжжж (показываем руками, жужжим)
Какой звук мы слышим?
- жжж
- Правильно! Звук [ж] тоже согласный звук.
Воспитатель: Я буду произносить звуки громко, вы повторяйте их потише. Глаза закройте. (звуки [ж] и [ш] поочередно) проводится игра «Эхо»
- Ребята, а в каких названиях животных вы еще слышите звуки [ж] и [ш]? Я принесла вам картинки. Поищем, не спрятались ли в них эти звуки.
Дети называют предметы, животных, выделяя голосом звуки [ж] и [ш] и проговаривая затем эти звуки изолированно.
- Молодцы, все верно назвали, хорошо язычком поработали, а теперь давайте разомнемся с наши гостем:
Проводится физкультминутка: «Вверх рука и вниз рука»
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок.
Воспитатель: Ребята! В сундучке у Мишки оказались счетные палочки, давайте присядем за столы и рассмотрим их.
- с этими палочками можно играть в разные игры, расскажите например, в какие (выкладывать узоры, считать и т. д.) А я вам предлагаю с помощью этих палочек разделить слова можно на части (слоги). В имени Миша — две части: Миии — шааа рисует на доске два квадратика). Первая часть ми, вторая ша. Поэтому я нарисовала два квадратика. Части слова можно еще прохлопать: ми – первый хлопок (слог, ша- второй хлопок (слог).
— У Миши лапа. В слове лапа тоже две части: лаа — паа. Первая часть. ла, вторая часть. па. Давайте прохлопаем слога в слове. Сколько слогов я произнесу, столько палочек вы отложите. Будьте внимательны: лааа. пааа.
— А вот еще какое слово есть — лыжи. Послушайте, сколько частей в этом слове: лыыы — жиии. Посчитайте на счетных палочках. Какой первый слог? Какой второй?
Если остается время, аналогично анализируется слово рама, вата, шило, шина, мыши, жаба, лужа.
- Молодцы ребята, вы все верно сделали, и Мишка очень рад, что счетные палочки, которые он вам подарил, так вам пригодились. А теперь я вас приглашаю на ковер. Взгляните, какой яркий мяч лежит на нем, давайте мы с ним поиграем.
Игра с мячом «Назови ласково»:
Шуба теплая - шубка тепленькая
Лиса хитрая - лисичка хитренькая
Заяц белый - зайчик беленький
Ветка короткая - веточка коротенькая
Ворона черная - вороненок черненький
Снег белый - снежок беленький
Мишка добрый – Мишенька добренький и т. д.
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, Мишке уже пора в лес, и он благодарит вас за то, что вы помогли ему и научили очень многому. Давайте вспомним – чем именно вы помогли Мишутке, что вам понравилось.