Прасолова Елена Ивановна
Конспект ООД «Удивительные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Согласовано в соответствии
с перспективным планом от 18.04.2018г.
Конспект организованной образовательной деятельности
Тема ”Удивительные свойства воздуха”
Возрастная группа- средняя (4-5 года)
Прасолова Елена Ивановна
воспитатель 1КК
МБДОУ “Детский сад
общеразвивающего вида №150
Воронеж 2018
Цель:
формирование целостного восприятия окружающего мира и развитие интереса к познавательно- исследовательской деятельности детей.
Задачи:
1. Познавательное развитие:
- формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей;
Публикация «Конспект ООД „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах
- развивать процесс познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижений результата;
- познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека;
- закрепить представление детей о свойствах, о способах обнаружения.
2. Речевое развитие:
- развивать умение поддерживать беседу, поощрять попытки высказывать свою точку зрения.
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;
-развивать компоненты устной речи детей: лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи;
3. Физическое развитие:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
4. Социально – коммуникативное развитие:
- продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнера.
5. Художественно – эстетическое развитие:
- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией;
Обеспечение занятия:
стаканчики с водой, трубочки для коктейля, воздушные шары, полиэтиленовые пакеты, колпачки от фломастеров, веера из бумаги, баночки с кусочками апельсина, лука, чеснока, краски, кисточки, листы белой бумаги.
Ход совместной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
Воспитатель: Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: теперь присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)
Воспитатель: Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)
Воспитатель: Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох. А что такое воздух? (дети читают стихи)
Воздух – это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Очень нужен нам с тобой!
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, а что это случилось с синим шариком? Он стал не красивым, маленьким, сморщенным. (он сдутый)
Воспитатель: — А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
(его надо надуть, чтобы он стал большим)
Воспитатель: — Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите? (воздух).
Воспитатель: — Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! Я вижу синий шарик, круглый.
(он невидимый)
Воспитатель: — А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?
Воспитатель: — Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый. Но как же нам это проверить?
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе
Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)
Воспитатель:
Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно здесь узнать
Воспитатель: Итак, начнем наши опыты:
Воспитатель: Ребята, мы сегодня будем исследовать воздух. Вы знаете, как можно поймать воздух? (ответы детей)
Опыт № 1 «Как поймать воздух?»
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты. Что в них? (они пустые) Давайте их сомнем. Посмотрите, пакет легко мнется, почему? (потому что он пустой). Попробуйте поймать воздух.
Воспитатель: Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод: Воздух прозрачный.
Опыт №2 «Чувствуем воздух»
Воспитатель: Дети, а как можно почувствовать воздух? Давайте подуем на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха). А еще воздух можно почувствовать с помощь веера. Возьмите веер и помашите им перед лицом. Что вы чувствуете? (Ветерок).
Воспитатель: ветерок-это движение воздуха.
Вывод: воздух можно почувствовать.
Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Опыт № 3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
Воспитатель: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой мы увидели воздух в виде пузырьков.
Воспитатель: Ну, что мои маленькие ученые не устали? Выходите на физминутку.
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
Воспитатель: Молодцы. Занимайте свои места, продолжим нашу работу.
Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Опыт № 4 «Слышим воздух»
Воспитатель: Музыканты, которые играют на духовых инструментах (труба, орган, горн и т. д.) очень часто его слышат. Музыкант дует в отверстие инструмента, воздух дрожит, получаются звуки. Звуки распространяются по воздуху. Если подуть в баночку или бутылочку, колпачки от фломастера или сдуть шарик, мы тоже услышим воздух.
Воспитатель: возьмите колпачки и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук воздуха.
Воспитатель: А ещё у нас на столе есть шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно сначала наполнить шарик воздухом, а затем растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли колпачки от фломастеров и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Опыт № 5 «Узнай по запаху»
Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Закройте глаза, а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать -духи, апельсин, лимон, чеснок) Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: чистый воздух не имеет запаха, но может присваивать запахи других веществ.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.
Воспитатель: Хотите попробовать?
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. ( показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)
Воспитатель: Молодцы! На сегодня наша работа в лаборатории закончилась и наше занятие подошло к концу. Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? ( Ответы детей: воздух – он невидимый, прозрачный, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов) Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей)
Воспитатель: Какой опыт вам показался интересным больше всего? (ответы детей)
Воспитатель: Как называется техника рисования воздухом?
Молодцы, ребята, вы все были внимательными, активными.