ОЛЬГА ШИРОКОВА
Конспект ООД по опытно-исследовательской деятельности «Свойства льда» в средней группе
▼ Скачать +Заказ
Цель: пробудить интерес у детей к исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей со свойствами льда (холодный, гладкий, скользкий, твердый, прозрачный, хрупкий);
- Активизировать и обогащать словарь детей.
Развивающие:
- Развивать навыки проведения опытов;
- Развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опытов;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности;
- Воспитывать культуру общения.
Публикация «Конспект ООД по опытно-исследовательской деятельности „Свойства льда“ в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Средняя группа
- Темочки
Методы и приё мы:
• Игровой: встреча со снеговиком.
• Практический: опыты.
• Словесный: вопросы поискового характера.
• Наглядный: схемы.
Словарная работа: хрупкий, прозрачный, скользкий.
Предварительная работа:
• Чтение сказок, стихотворений, загадывание загадок.
• Беседа на тему: «Как появляются льдинки?».
• Игры и наблюдения на прогулке за льдом.
Материал и оборудование: ведёрко, кубики льда, фартуки для детей, салфетки тканевые для вытирания рук, молоточек, дощечка для разбивания льда, тарелка одноразовая, стакан, лист белой бумаги, полоски цветной бумаги, таз с водой в центре песка и воды, стаканы непроливайки с водой, гуашь, кисточки для рисования, формочки, одноразовые ложки, схемы для закрепления материала.
Ход НОД:
Сюрпризный момент.
Приходит Снеговик.
Снеговик: Я весёлый снеговик,
К снегу, холоду привык,
Я пришёл к вам в гости
И принёс вам леденцы.
Достаёт из ведёрка кубики льда и «угощает» детей.
Воспитатель наблюдает за реакцией детей. Потом, от имени детей вежливо отказывается, объясняя, что лёд есть нельзя.
Воспитатель: - Ребята, объясните снеговику, почему нельзя есть лёд.
Дети: - Холодный, можно заболеть.
Воспитатель: - Снеговик, не расстраивайся, нам как раз для занятия нужен лёд.
- Ребята, я приглашаю вас со снеговиком в нашу лабораторию, чтобы узнать побольше о льде.
Опытно – исследовательская деятельность.
Ребята одевают фартуки, встают к столам и экспериментируют со льдом.
Опыт 1. Лёд - холодный, гладкий и скользкий.
Воспитатель: - Ребята, возьмите лёд в руки, потрогайте его.
Дети берут, трогают лёд.
Воспитатель: - Ребята, какая льдинка?
Дети: холодная (2-3 ребенка)
Воспитатель: - Лёд холодный.
- А теперь попробуйте пальчиком погладить ваши льдинки. Какие они? (гладкие, скользкие).
Вывод: На ощупь - лёд холодный, гладкий и скользкий.
Опыт 2. Лёд твердый, но хрупкий.
Воспитатель: - А теперь попробуйте пальчиком надавить сверху на кусочек льда. Какой он? (твёрдый или мягкий).
Дети: твёрдый (2-3 ребенка).
Воспитатель: - Лёд твёрдый и нам не удастся поломать его руками.
Воспитатель берет молоточек и стучит им по льдине. Ударяет сильнее, льдинка лопается.
Воспитатель: - Ну, вот, лёд разбился, и так легко! Почему? Лёд хрупкий. Поэтому легко разбивается.
Вывод: Лёд хоть и твёрдый, но хрупкий.
Опыт 3. Лёд сохраняет форму.
Воспитатель берёт тарелку с льдинкой, показывает её детям и перекладывает лёд в стакан.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, льдинка изменилась или осталась прежней? Дети: - Осталась прежней.
Воспитатель: - Форма льдинки не изменилась, потому что лёд - твердое вещество и не меняет свою форму.
Вывод: Лёд сохраняет свою форму.
Опыт 4. Лёд бесцветен и прозрачен.
Воспитатель: - А теперь, ребята, посмотрите, какого цвета лёд?
Воспитатель показывает детям лист белой бумаги и уточняет лёд такой же белый, как этот лист бумаги?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - Лёд бесцветен.
Воспитатель: - Ребята, перед вами лежат полоски цветной бумаги, положите на них льдинку, что вы видите?
Дети: - Бумагу.
Воспитатель: - А почему её видно?
Дети: - Потому что лёд прозрачный (2-3 ребенка).
Вывод: Лёд прозрачный, через него мы можем видеть предметы.
Опыт 5. Лёд не тонет в воде.
Воспитатель: - А теперь попробуем наши льдинки положить в таз с водой и посмотрим, что будет происходить.
Дети подходят к столу, где находится таз с водой, опускают в него льдинки и наблюдают.
Воспитатель: - Что же происходит со льдом?
Дети: - Лёд плавает, не тонет.
Воспитатель: - Оказывается лёд легче воды, вот и не тонет. Посмотри, Снеговик, как наши льдинки плавают.
Вывод: Лёд не тонет, потому что он легче воды.
Опыт 6. Лед тает.
Воспитатель: - Ребята, положите ваши льдинки на тарелочку.
- Мы с вами сейчас немного отдохнём.
Пальчиковая гимнастика
Мы с тобою лёд возьмём (сжимаем кулачки)
И ладошками потрём (трём ладошки)
С пальцев капает вода (встряхиваем)
Подевался лед куда? - (разводим руками)
Надо пальчики согреть (приставляем подушечки пальцев)
Друг о друга потереть (трём подушечки пальцев)
Если рядом друг всегда
Не страшны нам холода (ладошки скрепляем в замок)
Воспитатель: - А теперь вернёмся к тарелке со льдом.
- Посмотрите, ребята, в тарелке появилась вода.
Дети смотрят.
Воспитатель: - Лёд начал таять. Почему лёд таит? (в группе тепло.)
Вывод: Лёд тает в тёплом помещении и превращается в воду.
Опыт 7. Цветные льдинки.
Воспитатель: - Ребята, Снеговик принёс нам бесцветные льдинки, а давайте с вами сделаем цветные льдинки.
- Для этого нам надо добавить краску в воду, разлить в формочки и выставить на мороз, объясняю, что вода на морозе замерзает и превращается в лёд. Вода у нас с вами после окрашивания получилась цветная, а значит и льдинки будут цветные.
Вывод: Цветная вода на морозе замерзает и становиться цветным льдом.
Воспитатель: - Когда вода замерзнет и превратится в цветные льдинки, мы возьмем их с собой на прогулку и будем выкладывать различные узоры на снегу.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами славно поработали, теперь можно отдохнуть.
Физкультминутка:
Я мороза не боюсь (шагаем на месте)
С ним я крепко подружусь (хлопаем в ладоши)
Подойдет ко мне мороз (подзываем ладошками к себе)
Тронет щеки, тронет нос (трогаем щеки, нос)
Значит, надо не зевать (хлопаем в ладоши)
Прыгать, бегать и скакать (прыжки на месте)
Итог занятия
Снеговик: - Ребята, расскажите мне, пожалуйста, еще раз про то, какой лед. А то я совсем запутался, а мне так хочется все запомнить.
Воспитатель: - Снеговик, это не беда. Сейчас всё вместе вспомним.
Закрепление свойств на схемах. (холодный, гладкий, скользкий, твердый, хрупкий, прозрачный, в тепле тает).
Воспитатель: - Запомнил снеговик?
Снеговик: - Да! - Ой, ребятки, вы такие молодцы! Я подарю вам льдинки, но не простые, а сладкие. (Снеговик угощает детей, прощается и уходит).
Воспитатель: - Ребята, сегодня вы узнали, и показали Снеговику удивительные свойства льда.