Елена Александровна Валова
Конспект ООД «Познание» в старшей группе «Секреты воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Познание» раздел «Экология» непосредственно образовательная деятельность в старшей группе
«Секреты воздуха»
Е. А. Валова, воспитатель
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания детей о воздухе.
Задачи:
Образовательная:
Публикация «Конспект ООД „Познание“ в старшей группе „Секреты воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
- учить детей определять опытным путем наличие воздуха вокруг нас;
- обобщить и уточнить знания детей о свойствах воздуха и его роли в жизни человека;
- продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности;
- способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова;
- формировать понимание необходимости сохранять воздух чистым, знать источники загрязнения воздуха, понимать опасность загрязненного воздуха для здоровья.
Развивающая:
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
- развивать умение детей решать проблемные задачи;
- формировать умение мыслить логически;
- развивать любознательность, наблюдательность, память, речь;
Воспитательная:
- воспитывать положительное, бережное отношение к окружающему миру;
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать умение проявлять терпимость к мнению товарища;
- воспитывать аккуратность при проведение опытов.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка», «Художественная литература», «Труд», «Здоровье».
Словарная работа: Воздух – невидимка, лаборатория, грудная клетка, смолистый запах.
Предварительная работа: разучивание стихотворений, беседа «Можно жить без воздуха?», просмотр презентации «Воздух».
Материал: Посылка, два воздушных шарика, коктейльные трубочки, одноразовые стаканчики с водой, тазик с водой, свеча, блюдце, полиэтиленовые пакетики, пустой стакан, губка, бумажные салфетки, презентация, карточки «Что загрязняет воздух», лабораторные шапочки.
Ход ООД.
Дети под музыку «Ищу в природе красоту» заходят в группу и занимают свои места.
СЛАЙД 2
Воспитатель: Ребята, вы слышите чей-то голос? Прислушайтесь внимательно.
Раздается голос Земли:
- Я планета Земля, сейчас я очень больна.
И в этом поверьте лишь людей вина.
Дам шанс вам вину за всех искупить.
За это вы должны заботой меня окружить.
Отправлю вам посылку с заданием внутри,
Разгадайте мою загадку и узнайте мои секреты.
Буду я опять здоровой и счастливой
Скажу вам спасибо за это!
Удачи вам мои юные экологи.
Воспитатель: Ребята, смотрите! Вот посылка, о которой говорила нам планета Земля. (Ставит ее на стол. Открыв посылку достает письмо, зачитывает загадку для детей)
СЛАЙД 3
Воспитатель: Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: (Воздух)
СЛАЙД 4
Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о воздухе?
Дети: Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас. (Варя)
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной. (Микаел)
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стёкла
И лежит на них каймой. (Соня)
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Ведь воздух всем необходим. (Артем З.)
Воспитатель: Давайте посмотрим, что Земля нам еще отправила. (Воспитатель из посылке достает два воздушных шарика : один – большой, надутый, а второй - сдутый).
Беседа о свойствах воздуха с дыхательными упражнениями.
1. Ребята, посмотрите один шарик такой веселый, довольный, толстый, большой, а второй – такой грустный, худенький, маленький, как вы думаете почему они такие разные?
Дети: (В грустном шарике мало воздуха, он сдулся и т. д.)
Воспитатель: А что же нужно сделать, чтобы шарик стал круглым, упругим (воспитатель показывает первый шарик) вот таким!
Дети: (Посильнее надуть его)
Воспитатель: Если мы будем надувать шарик, что будет появляться у него внутри?
Дети: (Воздух)
2. Ребята, а давайте поднесём ладошку ко рту попробуем вдохнуть и выдохнуть воздух. Что вы почувствовали?
Дети: (Воздух, движение воздуха.)
Воспитатель: Правильно, значит воздух имеет свойство перемещаться двигаться, а какой воздух?
Дети: (Тёплый.)
3. А теперь отодвиньте ладошку подальше, наберите в грудную клетку воздух через нос, а теперь выдохните на ладошку. Что вы почувствовали?
Дети: (Струю воздуха.)
Воспитатель: А какая струя воздуха?
Дети: (Холодная, прохладная.)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете где же есть воздух, где он находится?
Дети: (Везде, вокруг нас и т. д.)
Игра-эксперимент «Поймай воздух»
А давайте сейчас это докажем и немного поиграем. Возьмем маленькие прозрачные пакетики. Какие они сейчас?
Дети: (Гладкие, худенькие, ровные и т. д.)
Воспитатель: А теперь надо встать, раскрыть пакетик и сделать движение вверх-вниз, вправо-влево и зажать края кулечка. (Дети выполняют.)
Воспитатель: Что с ним произошло? Что лежит внутри мешочка?
Дети: (Он стал толстым, выпуклым, полным, потому что в нем появился воздух.)
Задания в лаборатории.
Воспитатель: А теперь ребята я вам предлагаю пройти в нашу лабораторию, но для начала надо надеть экипировку, чтобы быть похожими на настоящих ученых, исследователей. (Дети надевают белые шапочки и проходят в имитированную лабораторию).
1. Воздух в стакане.
Что воздух есть вокруг нас мы доказали, теперь докажем что воздух есть в этом стакане. (Перевернутый вверх дном стакан дети опускают в тазик с водой).
2. Воздух у нас в грудной клетке. (Дети с помощью трубочки пускают пузыри каждый в своем стакане).
3. Воздух в губке. (Поочередно опускаем губки в тазик с водой).
Воспитатель: Ребята, что мы доказали с помощью этих опытов?
Дети: Что воздух есть вокруг нас и во всех предметах.
Воспитатель: Давайте сейчас займем свои места. Ребята так если воздух находится вокруг нас, почему мы сейчас друг друга видим?
Дети: (Потому что воздух бесцветный, прозрачный.)
Воспитатель: Молодцы, правильно! Ребята, а как вы думаете воздух имеет запах и вкус?
Дети: (Да или нет.)
Воспитатель: Дети давайте носиком вдохнем воздух, а ротиком его выдохнем. Какой запах имеет воздух?
Дети: (Никакого, у воздуха нет запаха….)
Воспитатель: А теперь попробуем «откусить» кусочек воздуха. Какой он на вкус?
Дети: (Воздух безвкусный….)
Воспитатель: Ребята, какие вы можете сделать выводы о воздухе? Какие у него свойства?
СЛАЙД 5
Дети: (Он теплый и холодный, воздух есть везде, он двигается, он прозрачный и не имеет цвета, не имеет запаха и вкуса….)
СЛАЙД 6
Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть и отправиться в лес, подышать свежим воздухом.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете воздух нам очень нужен?
Дети: (Да.)
Воспитатель: А зачем?
Дети: (Дышать).
Воспитатель: Ребята попробуйте задержать дыхание, закройте носик руками. Да, ребята, нам жить без воздуха, нельзя! А кому ещё нужен воздух?
Дети: (Животным, растениям.)
СЛАЙД 7-11
Воспитатель: Правильно, всем живым на земле нужен воздух! У воздуха есть ещё одно свойство, от которого может зависеть наше с вами здоровье, и здоровье нашей планеты Земли.
Воздух может загрязняться. Как загрязняется воздух я вам сейчас покажу.
Показ опыта педагогом.
Опыт со свечой. Воспитатель показывает детям блюдце, закопчённое от свечи, предлагает потрогать блюдце пальцем.
Какой стал палец?
Дети: (Грязный, чёрный….)
Воспитатель: Вот такая же грязь попадает вместе с дымом в воздух, а потом и в наши лёгкие, которыми мы дышим. Вытирайте ручки, грязные салфеточки складывайте в контейнер.
Дидактическая игра «Что мешает воздуху быть чистым?»
Вот на этом столе лежат карточки. Давайте вы подойдете к столу и возьмете ту карточку, на которой изображено то, что загрязняет воздух?
А затем сравним с картинками на экране.
(Дети выполняют задание)
СЛАЙД 12
Ребята, как же загрязняется воздух? Виноваты ли люди в загрязнение воздуха?
СЛАЙД 13
Дети: (Да люди виноваты. Воздух загрязняют заводы, автомобили, пожары, костры и т. д.)
Воспитатель: Ребята, что вы можете предложить, чтобы вылечить нашу планету Земля и отчистить наш воздух?
Дети: (Сажать деревья, не разводить костры, др.)
СЛАЙД 14
Воспитатель: Правильно ребята. Чтобы очистить воздух, надо сажать деревья, кустарники. А когда вы вырастите, можете придумать такие устройства, очистители труб и машин, тогда воздух совсем не будет загрязняться. Чтобы воздух стал как можно чище, свежее и нам легко было бы дышать.
В заключении открытого занятия ребенок зачитывает стихотворение, призывающее беречь Землю.
СЛАЙД 15
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите! (Таня П.)
Земля: Ребята, какие вы все молодцы. Я не сомневалась в том, что вы поможете мне дышать свежим воздухом. Поэтому я и оставила в посылке для вас сладкие подарки.
Консультации по формированию основ экологической культуры дошкольников, картотека элементарных опытов и экспериментов в детском саду, картотека экологических игр.