Юлия Мусина
Конспект интегрированной ООД по познавательному развитию в старшей логопедической группе «Секреты бересты»
Задачи ООД
Образовательные:
-расширить представления детей о березе как символе России;
- обобщить и закрепить знания детей о строении и пользе березы;
- продолжать формировать умение проводить наблюдения за объектами живой природы, делать выводы и умозаключения, соблюдать правила безопасного поведения при проведении опытов и наблюдений.
Развивающие :
- развивать грамматически правильную речь, умение подбирать слова- признаки;
-совершенствовать художественно - речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений;
Публикация «Конспект интегрированной ООД по познавательному развитию в старшей логопедической группе „Секреты бересты“» размещена в разделах
Уточнять и конкретизировать представления детей о бересте как гибком, пластичном, легком и прочном материале, удобном для изготовления посуды;
- развивать у детей умение анализировать, сравнивать, обобщать;
-активизировать словарь: белоствольная, многослойная;
Воспитательные:
Продолжать воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, любознательность, интерес к исследовательской деятельности.
Доминирующая образовательная область: ОО «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие (исследовательская деятельность)», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: презентация, мяч, для экспериментирования: кора берёзы, лупа, электронный микроскоп, посуда стеклянная, берестяная; термометр для воды, макет для опыта. Картинки для игры «Четвертый лишний», мнемотаблица, иллюстрация берестяной посуды.
Предварительная работа: просмотр презентаций, наблюдение на прогулке за березой, чтение стихотворений, загадывание загадок, чтение сказок.
Ход ООД:
В. : Ребята, посмотрите, пожалуйста, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. Я вам прочту стихотворение Мустая Карима «О березовом листе»
Взгляни на глобус:
Вот он - шар земной,
На нём Башкирия
С берёзовый листок величиной.
Всего лишь навсего
Не больше
Обыкновенного листка,
Берёза же - великая Россия -
Так зелена, так высока!
- Сегодня мы поговорим с вами о березе. Береза является символом России, а где же мы ее можем увидеть в наших крах? (ее можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки, и даже с окон нашей группы мы можем полюбоваться красотой березы в любое время года. На территории детского сада есть место, где растут много берез. Как называется это место? (Березовая роща).
Берёза – любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов. И сегодня для вас прочитают стихотворения Расул и Аня.
Расул: На поляне, На пригорке
Под окном, среди полей
Белокурая берёзка
Символ Родины моей.
Аня: Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками.
Люблю её, заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Вот какими красивыми словами поэты описывают березу.
А какими же словами вы опишите образ берёзки, мы узнаем в игре
«Продолжи предложение»
(Кудрявая, красивая, стройная, белоствольная, полезная, русская, гибкая, нежная, гордая, золотая, белоснежная).
Ребята, а вы хотите узнать еще больше о березе? (Да)
Хорошо, приглашаю вас на стульчики. (дети садятся)
Презентация «Строение березы»
-Ребята, какая часть березы появилась на экране? (корни). Почему мы их не видим? (потому что они под землёй).
У каждого дерева есть корни. У одних они уходят глубоко в землю, у других расположены неглубоко и раскинуты во все стороны.
-Ребята, как вы думаете, для чего березе нужны корни? Корни не только удерживают березу, но и забирают из почвы, питательные вещества.
-Ребята, а как называется эта часть березы? (ствол). Какого цвета ствол березы? (Белого). Поэтому ее называют белоствольной.
Ребята, повторите? (групповые и индивидуальные ответы детей).
Береза- единственное дерево с белым стволом, сверху он покрыт корой.
-Ребята, а зачем дереву нужна кора? Она, как одежда человека, защищает дерево от морозов и от жарких солнечных лучей. Ребята, как вы думаете, что сейчас появится на экране? Что ещё есть у березы? Правильно, ветви и листья, они образуют крону дерева.
Ребята, как вы думаете, почему березу называют щедрым деревом?
Береза приносит много пользы человеку.
- Люди собирают березовый сок. (Только собирать его надо осторожно, чтобы не повредить дерево). Изготавливают березовые веники. Из почек- лекарство, березовыми дровами топят печь. Из древесины делаю мебель, лыжи. В древности изготавливали посуду из бересты.
В. : Молодцы, ребята. (Обобщение в презентации). На самом деле береза приносит много пользы человеку. Мы с вами уже много знаем о берёзе, а хотите еще больше узнать? И мы откроем с вами ещё некоторые её секреты.
2 часть.
Ребята, приглашаю вас к столам. Хотите посмотреть, что находится под салфеткой? (Да) Я вам приготовила кору березы. А вы знаете, как она называется? (береста) Какого она цвета? (Белая с черными полосками). Какая она? (белая, тонкая, слоёная) А теперь потрогайте её? Какая она на ощупь? (Гладкая). Потрите пальчиком её. Что с ним произошло? (стал белым) Как вы думаете, почему? Кора пропитана особым белым веществом- бетулином. А теперь возьмите в руки и проверьте, легкая или тяжелая?
(Легкая).
Ребята, а чтобы лучше рассмотреть бересту, можно воспользоваться лупой. Посмотрите на срез, и скажите, сколько слоев у бересты? (много). Значит она многослойна. Повторите? Групповые и индивидуальные ответы.
Рассматривание с помощью электронного микроскопа.
Продолжаем рассматривать бересту. Что ещё вы видите? (чёрные чёрточки). Подумайте, как они называются? (чечевички). А как вы думаете, для чего они нужны? (береза через них дышит). Ребята, а теперь с помощью мнемотаблицы закрепим наши знания, и расскажем о бересте.
Опыт (демонстрационный). В древности использовали бересту для изготовления посуды, и считалось, что берестяная посуда сохраняет температуру жидкости дольше, чем стеклянная. Как вы думаете, так ли это? Гипотеза детей. А хотите проверить?
Ребята, опыт проводить буду я, а вы внимательно смотрите. Для опыта мы возьмем посуду из бересты и стекла. С помощью термометра я замерю первоначальную температуру воды и запишу. А сейчас налью воду в берестяную и стеклянную посуду. Через некоторое время проверим температуру воды и выясним, в какой же посуде дольше сохраняется прежняя температура воды.
А сейчас приглашаю вас отдохнуть, встать вокруг березки в дружный хоровод.
Приглашаю вас поиграть. У меня есть вот такой волшебный экран. Посмотрите внимательно и назовите лишнее изображение.
Хорошо, а экран то волшебный и мы сможем проверить ответы, нажав на кнопку. Если лампочка загорится, значит вы выбрали верный ответ. Проверим ответ Шамиля, Расула.
А теперь проверим наш эксперимент.
Вывод: в посуде из бересты температура воды сохраняется лучше, чем из стекла.
Посуда из бересты сохраняет продукты от сырости и плесени. Молоко в берестяной посуде не киснет. Рыба зимой не замерзает, а летом не портится.
В: Вот сколько мы с вами узнали секреты бересты.
Рефлексия.