Наталия Овцынова
Конспект ООД по экологическому воспитанию «Что такое заповедник?» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с заповедниками нашей страны.
Задачи:
Развивающие:
Развивать у детей мышление, внимание, память;
Обогащать словарный запас детей.
Обучающие:
Формировать у детей элементарные представления о разнообразии природы; о необходимости охранять животный и растительный мир;
Повторить правила поведения в природе;
Формировать ответственное и бережное отношение к родной природе.
Воспитательные :
Публикация «Конспект ООД по экологическому воспитанию „Что такое заповедник?“ в старшей группе» размещена в разделах
- Заповедники и национальные парки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.
Предварительная работа: рассказ Н. Сладкова «Друг или враг».
Материалы: презентация, карандаши цветные, бумага, красная книга.
Ход занятия:
Воспитатель говорит детям, что природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет (солнце).
- Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он - невидимый, и все же
Без него мы жить не можем (воздух).
- А без воздуха можем мы прожить?
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я.
Кто такая? (вода)
Подмигнет тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий (ягода).
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке (гриб).
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком
И поделится медком (пчела).
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой (рыба).
Воспитатель :
- Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба, и все это - природа. Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека.
-А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы? (Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)
- А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу? (Загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и т. д.)
- Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывал законы развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ.
Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.
Более ста лет назад, был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Что же такое заповедник?
Заповедники - это особое место, где растения и животные оберегаются и охраняются. Это охраняемые человеком участки суши или водного пространства.
Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.
В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.
В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
- Ребята, а вы знаете, что в нашем родном крае находится и охраняется государством Национальный парк «Завидово»?
- Это чудный лесной островок, где живет много животных и растет много растений.
- На эмблеме Завидовского заповедника изображены две фигуры животных. Отгадайте, кто это.
У Него на скалах дом,
Высоко летает Он
Машут два больших крыла
Узнаете? Он (орлан).
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый (лось).
- Правильно, ребята, это фигуры лося и орлана - белохвоста.
- Важной достопримечательностью национального парка стал Шошинский плес Иваньковского водохранилища. Он является наиболее богатым участком водоёма с точки зрения разнообразия и численности рыб и птиц.
- Пойменно-луговые низовья рек Шоши и Ламы являются традиционными местами миграционных скоплений белолобого гуся и серого журавля.
- Однако особой гордостью парка являются крупные хищные птицы, занесенные в Красную книгу Российской Федерации. Среди них наиболее интересен зимующий вид – орлан - белохвост. Он является одним из наиболее крупных пернатых хищников нашей фауны. Размах крыльев этой гордой птицы в среднем около 2,1 м. Вес самцов достигает 3,8 кг, а самок – 6,5 кг, длина тела в среднем 94 см. Местообитания орлана - белохвоста находится, как правило, вблизи больших водоемов.
- Вид занесен в Красные книги МСОП и России, а также в приложение II Конвенции СИТЕС. Во всех регионах Центральной России он встречается в настоящее время редко.
- Отмеченное разнообразие животных существует благодаря исключительному богатству растительного мира. В парке сосредоточены значительные ресурсы лесных ягод. Особенно много клюквы, черники, малины. В национальном парке «Завидово» отмечен 151 вид лекарственных растений. На основе собранных материалов опубликована монография «Лекарственные растения национального парка «Завидово».
- Парк «Завидово» стал первым в нашей стране крупным центром по восстановлению ареалов обитания и акклиматизации ценных копытных животных, таких как пятнистый олень, марал и кабан.
- Национальный парк «Завидово» на протяжении всей своей деятельности занимает особое место в истории государственности России и охране природы.
Физкультминутка «Мы в заповеднике шагаем».
-Давайте, ребята, немного отдохнём и представим, что мы с вами попали в заповедный лес.
Мы в заповеднике, друзья, (шагаем)
И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)
Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)
И каждый встрече с нами рад (киваем головой)
Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)
А это - высится сурово, как солдат (руки вверх)
Одно - раскидистые ветки простирает, (руки в стороны)
Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверх, качаются как ветки).
Заповедники - это островки спасения природы от человека. Заповедники - это наше богатство, золотой фонд нашей страны, которым каждый из нас может гордиться.
Стремительно вникая в опыт древних
И постигая суть его корней,
Я стойкости учился у деревьев,
А ловкости и силе - у зверей.
У птиц учился чувствовать свободу,
У рыб - сосредоточенно молчать.
Поэтому обязан я природу
От всех врагов достойно защищать. (П. Сергеев)
- Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? (Ответы детей).
- Правильно, охранять родную природу надо в любом месте.
Правила охраны природы:
- А теперь давайте с вами поиграем в игру «Запрещается-разрешается», с помощью которого мы вспомним правила поведения в природе.
Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать «запрещается» или «разрешается».
• В лесу шуметь (запрещается)
• Оставлять мусор в лесу (запрещается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Собрать мусор в яму и закопать (разрешается)
• Рвать букеты цветов (запрещается)
• Ходить только по тропинкам (разрешается)
• Ломать деревья и ветки (запрещается)
• Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается)
• Разжигать костры в лесу (запрещается)
• Сажать деревья (разрешается)
• Беречь лес от пожара (разрешается)
• Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается)
• Разорять птичьи гнёзда (запрещается)
• Ловить бабочек и насекомых (запрещается)
• Разорять муравейники (запрещается)
• Разрушать грибницы (запрещается)
Воспитатель : Сегодня на занятии, мы очень много узнали про заповедник :
- Что такое заповедник?
- Для чего он нужен?
- Какие животные и растения там есть?
- Правила поведения на природе?
Рефлексия: «Солнышко» (зарисовка)
Моё настроение похоже на:
1. Солнышко;
2. Солнышко с тучкой;
3. Тучку;
4. Тучку с дождиком;
5. Тучку с молнией.
Список использованной литературы:
1. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
2. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
3. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.
4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду : прогр. и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О. А. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.