Баянова Юлия Владимировна
Конспект ООД по рисованию в старшей группе детского сада «Знакомство с гжельской росписью»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Приобщение детей к истокам народно-прикладного искусства. Познакомить с историей промысла, особенностями гжельской росписи.
Задачи:
Образовательные: Формировать у детей представление, что произведения декоративно-прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению; учить выделять традиционные особенности росписи: белый фон и сине-голубой рисунок.
Публикация «Конспект ООД по рисованию в старшей группе детского сада „Знакомство с гжельской росписью“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Развивающие: Развивать у детей интерес к народному промыслу декоративно-прикладного искусства, правильно накладывать краски, рисовать концом кисти и всем ворсом; развивать художественный вкус, чувство цвета, умение передавать характерные сочетания цветов; развивать моторику рук.
Воспитательные: Воспитывать уважение к русским традициям, чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам своего дела;
прививать интерес к рисованию.
Предварительная работа: беседа, рисование, рассматривание изделий других народных промыслов (хохлома, городец, дымка, слушание народных мелодий, чтение стихов о гжели, рассматривание иллюстраций с гжельской росписью.
Материалы и оборудование: посуда с гжельской росписью; образцы элементов гжельской росписи, альбомные листы с контуром чайника, гуашь синего и белого цвета, кисти для рисования №2 и №3, стаканчики-непроливайки, салфетки.
Ход ООД
1. Организационный момент
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно с севера пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми. (интернет-ресурсы)
Посмотрите, здесь много разных предметов. Давайте их рассмотрим. Какие цвета использовали мастера при изготовлении этой посуды и фигурок? (Синий, голубой, белый) Такая необычная роспись характерна для мастеров из российского городка Гжель.
2. Вводная часть
- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. А почему она так называется, вы поймёте сами, когда послушайте мой рассказ.
Рассказ воспитателя
В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от столицы Москвы стоит деревенька Гжель. Давным - давно жили там смелые да умелые мастера. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду и расписывать её синей краской различных оттенков.
Сами гжельцы любили говорить, что небо у нас в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Украшали свои изделия бордюрами различными, цветами и капельками, полосками и сеточками. Все гжельские узоры сами придумывали.
И вот собрались однажды гжельские мастера и стали думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал. Один мастер слепил чайники. Удивительные чайники получились, с резными ручками, вытянутыми носиками, а на крышке – курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился красоте такой, но лепить чайники не стал. Услыхал он сказку про кита, да сделал маслёнку. На спине вылепил сказочный город с башенками и церквушками.
Третий мастер слепил сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Гжельские мастера большие фантазёры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные широкие, затейливые.
Лепили гжельские мастера причудливые самовары, а также затейливые фигурки людей. Не забывали и про детей. Для них изготавливали разные игрушки: петух с пышным хвостом, мышка норушка, гордый конь, да кошка-задира.
Люди используют гжельскую роспись при обустройстве интерьера. На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
-Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней:
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
3. Физкультминутка
Наши синие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши синие цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.
4. Практическая работа. Продуктивная деятельность
Далее воспитатель предлагает детям побывать в мастерской народных умельцев и поупражняться в прорисовке гжельских узоров.
- Предлагаю вам отправиться в мастерскую (за столы) и нарисовать понравившийся элемент гжельской росписи, расписать чайник.
Посмотрите, как расписала чайник я. Какие элементы использованы в росписи чайника?
А теперь я вам покажу в какой последовательности рисовать эти элементы. Начнём рисовать с цветка трилистника, это самый крупный элемент в рисунке. Сначала рисуем большие лепестки в центре большой кистью, потом чуть поменьше по бокам, и два маленьких внизу цветка. Украсим цветок сеточкой: нанесём косые линии слева направо, а затем в обратную сторону.
Если захотите оттенить цветок бледно – голубым, то краску разведите в палитре (воды в палитре совсем немного, потому что краска должна высохнуть быстро). А теперь пусть цветок подсыхает, а мы возьмём маленькую кисть и нарисуем концом кисти ветку, травку, завитки, по верхнему и нижнему краю. Вы это знаете, и я показывать не буду. Украсим чайник затейливым бордюром в виде спирали или волнистой линии. Не забудем расписать носик чайника, ручку и ножки.
5. Подведение итогов. Рефлексия
По окончании работы отметить, что все хорошо потрудились, а самое главное, попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи.
- Я думаю, что сегодняшняя быль про сказочную гжель вам понравилась. Вы попробовали себя в роли мастеров народного промысла. Какую краску вы использовали в своей работе? Почему?
- Посмотрите, какая красота получилась, какие сказочно красивые узоры и это при том, что в росписи использовался всего один цвет – синий. Ребята, какие красивые рисунки у вас получились, вы настоящие мастера!
В следующий раз мы попробуем себя в роли гончара и даже художника.
Оформление выставки рисунков «Расцветает Гжель васильковая»