Баянова Юлия Владимировна
Конспект ООД по рисованию «Роспись кувшинчиков» в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:Закрепить знания, умения самостоятельно рисовать узоры по мотивам росписи народных мастеров, передавая её характерные особенности.
Программные задачи:
Обучающие:
- продолжать обучать особенностям городецкой, хохломской, дымковской, филимоновской росписи изделий, колорите, основным элементам узора;
- закрепить приемы рисования концом кисти точки, спирали, травинки, завитки, волнистые и прямые линии;
Публикация «Конспект ООД по рисованию „Роспись кувшинчиков“ в старшей группе детского сада» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Посуда. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
- закрепить навыки рисования элементов городецкой, дымковской, хохломской, филимоновской росписи (розочки, бутоны, ягодки, листики, полоски, сетка, волнистые дуги и др.);
- учить самостоятельно составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его по центру, заранее продумав;
- расширять знания детей об истории народного промысла.
Развивающие:
- развивать чувство цвета при составлении узора;
- развивать память, мышление, творческое воображение;
- расширять словарный запас (керамика, окрестность, Русь, мастера – умельцы, обжиг, и т. д.);
- способствовать развитию детского воображения, художественного творчества.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность и творчество;
- воспитывать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор;
- эмоциональную отзывчивость;
- умение оценивать работу сверстников.
Материалы: картинки с элементами городецких, дымковских, хохломских, филимоновских узоров, акварельные краски, кисти, салфетки бумажные, баночки с водой (непроливайки, палитра, готовые бумажные заготовки для росписи: кувшин.
Предварительная работа:
- знакомство с процессом изготовления изделий народных мастеров: свистулек, посуды, предметов мебели, рассматривание и беседа о них;
- чтение книг, разучивание стихотворений, потешек, загадки, рассматривание;
- знакомство с декоративными приемами рисования;
- роспись силуэтов изделий, используя шаблоны;
- рассматривание альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур.
Ход ООД:
Воспитатель:
- У всех вас есть дома посуда, здесь в детском саду вы тоже кушаете из посуды. А из чего сделана она? (Из стекла, из пластика, из металла)
- А кто знает, в старину из чего делали посуду? (Из дерева, глины, фарфора)
- Верно, давно на Руси начали делать посуду из глины и дерева. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (обжигают) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре. Со временем форма посуды менялась, ее чем-то украшали. И появились мастера, которые расписывали посуду разными красками.
В одной деревне Нижегородской губернии иконописцы начали расписывать посуду красками. Краски у них были яркие: желтые и красные. И от их живописи и пошла роспись под названием хохлома. Со временем купцы стали возить их изделия на ярмарки, и все на Руси и за границей узнали, что есть такая красочная посуда.
Воспитатель показывает элементы хохломской росписи.
- В другой деревне Дымково рядом с городом Вятка в девятнадцатом веке появились расписанные керамические игрушки для детей. Залежи глины и песка в тех местах стали причиной изготовления мастерами глиняных кувшинов и крынок. На потеху детям также изготавливали яркие весёлые игрушки. Лепкой и росписью игрушек занимались исключительно женщины либо дети. Узор на дымковской игрушке всегда геометрический, состоящий из кругов, полос, клеток. Кроме своеобразной росписи игрушка выделяется тем, что её отделывают золотом.
Воспитатель показывает элементы дымковской росписи.
- Производство филимоновских игрушек возникло на базе изготовления посуды из глины, залегающей вблизи села Филимоново. Эти игрушки – разнообразные свистульки. Отличительная особенность – удлинённая форма изделий, что связано с особенностями местной глины. Роспись свистулек по сей день ведут только гусиным пером.
Воспитатель показывает элементы филимоновской росписи.
- Городецкая роспись зародилась в Поволжье, в деревнях Нижегородской губернии. Они были расположены неподалёку от крупного села под названием Городец. Там проходили ярмарки, на которых торговали изделиями мастеров. Отсюда и появилось название – Городецкая роспись.
Воспитатель показывает элементы городецкой росписи.
Я дарю тебе кувшин,
В нем не водится маг-джинн.
Но ты все-таки проверь,
Вдруг завелся он теперь?
Когда стал кувшин твоим,
Все могло случиться с ним! (интернет-ресурсы)
- Ребята, что не так с кувшином? (Он белый, не расписанный)
- Вы хотите почувствовать себя в роли народных мастеров и расписать каждый свой кувшин? (Да, хотим)
- Мы немножко отдохнём и расписывать начнём.
Физкультминутка «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться, рисуя руками круг)
Только стукни - разобьются.
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес. (сделать большой круг)
Автор Нищева Н.
- А теперь возьмите каждый по кувшину, и начнем их разрисовывать. У каждого из вас получится свой неповторимый кувшин. Вы можете использовать элементы любой народной росписи: дымковской, городецкой, хохломской, филимоновской. Выписывайте кружочки, линии, точки, розочки, бутоны, ягодки, листики прямые и волнистые линии, толстые и тонкие полосы. Но стиль росписи должен быть узнаваем.
Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
Далее дети самостоятельно разрисовывают кувшинчики. За образец можно взять любой элемент с выставки росписей. Каждый воспитанник рисует сам в выбранной им технике. Стоит обратить внимание каждого на цвете выбранного стиля росписи и напомнить про преобладающие в каждой технике оттенки. Цвет можно регулировать водой. Ребятам нужно показать, как нажимом кисти можно регулировать яркость цветов, каким образом одной кистью наносить тонкие и толстые линии. Напомнить, что начинать лучше с самых больших элементов узора. Можно предложить ватные палочки для нанесения красивых пушистых кружков. Обязательно проконтролировать, что каждый ребёнок понял разницу в техниках. Воспитатель должен следить за посадкой детей, осанкой, помогать индивидуально нуждающимся в этом воспитанникам.
Рефлексия. Анализ рисунков.
- Давайте полюбуемся нашими кувшинами. Ребята, мы с вами были сегодня путешественниками, исследователями и мастерами по росписи кувшинов. Вам понравилось? (да) А что вам понравилось?
- Ребята, посмотрите, какая красивая посуда у нас получились, она засветилась и окончательно стала нежной, весенней. И впрямь на кувшины не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично!
- Какие узоры в росписи вы использовали? (розочки, кружочки, точки, линии - волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие, листья, цветы)
Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самый красивый кувшин и ответить на вопросы:
- Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?
- Что особенного в этой работе? Чем отличается от других эта работа?
- Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера! Молодцы, все старались создать красивые народные узоры.
Оформление выставки "Роспись кувшинов"