Светлана Донских
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Знакомство с городецкой росписью»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с городецкой росписью
Тема занятия по ИЗО деятельности: «Знакомство с городецкой росписью»[/b]
Занятие в рамках тематического планирования программы «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС.
Используемая литература:
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. – 2-е изд., испр. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 336с.
Публикация «Конспект занятия по рисованию в старшей группе „Знакомство с городецкой росписью“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
- Конспекты комплексно-тематических занятий. Интегрированный подход. Голицына Н. С. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2014.
- Т. С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Мозаика-синтез. Москва. 2017
Цель: Познакомить детей с городецкой росписью.
Задачи:
Образовательные:
- учить располагать композицию рисунка (узора) по центру;
- учить выделять её яркий, нарядный колорит, композицию узора, мазки, точки, оживки;
- учить правильно выбирать кисть для рисовании различных элементов (широкую для рисования крупных элементов, тонкую для листочков и линий);
- учить подбирать краски в соответствии с колоритом городецкой росписи;
Развивающие:
- формировать эстетическое отношение к предметам декоративно прикладного искусства;
- развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного;
- расширять знания детей о предметах, окружающих нас;
Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за русский народ, его многовековую историю и культуру, умение восхищаться трудом других людей;
- воспитывать уважение к труду городецких мастеров, интерес к их работе
- воспитывать желание помогать друг другу.
Оборудование: наглядный материал «Городецкая роспись»; образец педагога; кисти № 2,№ 4; стаканчики с водой, салфетки сухие и влажные; бумажные шаблоны – разделочная доска.
Предварительная работа:
- рассматривание предметов народного промысла;
- знакомство с особенностями элементов узора, с традициями в изображении и сочетании цветов;
Городецкая роспись — как её нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Жёлтый вечер, чёрный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
Воспитатель: О каком декоративно-прикладном искусстве говорится в стихотворении?
Ответы детей.
Ребята, а как вы думаете, откуда к нам пришла Городецкая роспись? Кто ее придумал? На чем ее рисуют? Ответы детей.
А вы хотели бы узнать об этом? Ответы детей.
Городец- маленький старый город на берегу реки Волга, самый древний в Нижегородской области. Он был основа в 1152 г. Юрием Долгоруким. В городе издавна было налажено кустарное производство домашних прялок. Все части её — и донце, и копылок, и гребёнка — были деревянными, благо леса кругом хватало, и первоначально украшались незамысловатой резьбой. Спрос на прялки постоянно возрастал, и, чтобы увеличить их количество, дубовые вставки стали заменять — сначала частично, а затем и полностью — на яркие, нарядные росписи, выполненные темперными красками и для долговечности покрытые лаком. Таким образом, городецкие мастера стали расписывать разные предметы домашней утвари (разделочные доски, шкатулки, панно, подносы и др.) из дерева в стиле Городецкой росписи, тем самым они прославились сами и прославили свое мастерство.
Городецкая роспись выполняется в три этапа.
Первый — подмалевка, т. е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна.
Второй этап — теневка (или оттенок, т. е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.
Третий этап — оживка (или разживка, т. е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.
Сегодня мы с вами будем учиться украшать разделочные доски Городецкой живописью. Вы готовы превратить свои белые доски в красивые расписные? (ответы детей)
Посмотрите, пожалуйста, перед вами на столе лежит шаблон разделочной доски, стоят краски, кисти (разные, баночки с водой, салфетки). Вы готовы приступить к работе? Ответы детей.
Первое что мы с вами нарисуем это контур нашей разделочной доски, для этого возьмите широкую кисть и красную краску и проведите вдоль всего контура красную, ровную линию. Далее мы с вами нарисуем основные элементы Городецкой росписи – это купавки и розаны. Для это нам снова понадобится широкая кисточка. Мы с вами нарисуем сначала красной краской круг и закрасим середину – это будет основа нашего розана. Дальше над ним располагаем бутоны купавки, они у нас будут нарисованы, синей краской. Нарисуйте три красивых ровных круга и раскрасьте их.
Затем мы с вами будем рисовать листочки, для этого нам нужна зеленая краска. Ребята, не забывайте тщательно промывать кисточку.
Ну вот, ребята, у нас готова основа нашей работы. Чтобы нам с вами работать дальше надо, чтобы краска подсохла. А пока краска сохнет, мы с вами отдохнем:
«Вот помощники мои».
Вот помощники мои, (смотрим на раскрытые ладони)
Их как хочешь поверни:
И вот эдак, и вот так, (отираем руками)
Не обидятся никак.
Раз, два, три, четыре, пять. (хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять.
Постучали, повертели (стучим по столу)
И работать захотели. (потираем руками)
Поработают немножко,
Мы дадим им отдохнуть. (сложили ладони вместе)
Постучали, повертели (круговые движения кистями)
И опять обратно в путь. (хлопаем в ладоши)
Давайте продолжим нашу работу. Нам с вами нужно нанести последние главные штрихи нашей работе – выполнить разбелевку. Для этого нам понадобится тонкая кисточка и белая краска. Мы с вами будем наносить белые штрихи на основу (рисуем точки, капельки и линии). Ребята, посмотрите, как заиграл ваш узор, но для полного завершения мы с вами возьмем черную краски и выполним окончательные штрихи, сделаем оживку. (дети выполняют по показу педагога)
Вот и готовы наши разделочные доски, полюбуйтесь, пожалуйста, какая красота у нас с вами поучилась. Вам понравилось быть городецкими мастерами? Ответы детей.
С каким народным промыслом вы сегодня познакомились?
Когда и где он зародился?
На каких предметах впервые ее стали использовать?
Какие элементы вы сегодня освоили?
Чтение стихотворения
Рисовали мы цветы
Небывалой красоты.
Красоты той нет конца
Это всё для Городца.