Папки-передвижки

Конспект ОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов по мнемотаблицам «Зимняя пора»

Нина Демидова
Конспект ОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов по мнемотаблицам «Зимняя пора»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель - продолжать учить детей составлять рассказ с опорой на схему,

Задачи – формировать представления детей об основных признаках зимы, типичных зимних явлениях в природе, формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в подборе эпитетов к словам,

Формировать умение детей составлять связный рассказ по опорным схемам, расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символические схемы, развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки слов, упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде и числе; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

Публикация «Конспект ОД по развитию речи в старшей группе „Составление описательных рассказов по мнемотаблицам „Зимняя пора“» размещена в разделах

развивать умение согласовывать движения с речью;

закрепить умение образовывать уменьшительную форму существительных;

упражнять в согласовании существительного с числительными; развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание, воображение

Воспитывать отзывчивость, доброту, заботу и любовь к природе,

умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Методы и приемы: наблюдение, объяснение, вопросы и ответы, показ схем, чтение худ. слова, физ. минутка, рассказы детей, игровые, словесные, д. и. «Какой, какая?». «Что делает?», совместное рассказывание с ребенком, оценка детских рассказов, загадывание загадки,сюрпризный момент

Предварительная работа: наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций зимы, чтение худ. литературы, заучивание стихотворений, описание погоды, дидактические игры.

Оборудование: репродукция картин о зиме; картинно-графические схемы признаков зимы; магнитная доска, корзинка со снежинками, мяч

Организационный момент.

Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними, но сделаем это особенно, чтобы наши гости запомнили таких хороших детей.

Коммуникативная игра “3дравствуйте”.

- Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп (3 раза хлопают в ладошки).

- Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ (3 раза топают ножками).

- Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх (3 раза слегка похлопывают по щекам)

- Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок (качают головой).

- Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип (гладят кончик носа).

- Здравствуйте, наши гости! (протягивают руки вперед).

- Здравствуйте!

(дети садятся)

Когда я зашла в группу, то увидела на столе загадочную корзинку и не могу решить, кто же ее нам принес? А вы как думаете? (Предположения детей) Я сейчас посмотрю, что же там лежит и может все выяснится. Ой, снежинка с загадкой читаю:

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал? (зима)

Ребята, посмотрите, конечно это Зима! Это она нам принесла корзину с загадками и просит, чтобы мы рассказали о ней все, что знаем!

Ребята, поможем Зиме узнать, что же бывает зимой?

Дети, а что же такое зима? (Время года, такая пора, это просто погода)

-После какого времени года приходит зима? (После осени)

-Назовите все зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)

- А какая бывает зима? (Снежная, морозная, белая, волшебная и т. д.)

Кто из вас любит зиму? Почему?

-Какое время года придет за зимой? (Весна) Молодцы!

Посмотрите,Зимушка принесла корзинку и предлагает нам поиграть. (достаю из нее снежинку, на ней задание)

Снежинка № 1

Вот вам первая снежинка

И на ней задание.

Вы скажите мне друзья,

А какая бывает зима?

(Дети встают в круг).

Воспитатель задаёт вопрос, бросая мяч:

Зима какая? - холодная, суровая, лютая, вьюжная, морозная, злая, долгая, длинная, сказочная, волшебная, красивая.

- снег какой? - белый, холодный, рыхлый, пушистый, сверкающий, искристый, воздушный, блестящий, хрустящий.

- мороз какой? - сильный, трескучий, злой.

- снежинка какая? - красивая, маленькая, ажурная, белая, лёгкая, мохнатая, пушистая, красивая, прозрачная, холодная.

- лёд какой? - холодный, прозрачный, бьющийся.

-Молодцы, вы знаете много красивых слов.

Снежинка № 2

«Так бывает зимой?». Взрослый произносит слова и словосочетания по очереди, дети хлопают, если это бывает зимой, и стоят спокойно если нет.

Слова для игры: снегопад, метель, цветут цветы, идёт дождь, мороз, солнце, лёд, вьюга, снежинки, жара, падают листья, кругом сугробы, снеговик, горка, спеют ягоды.

Снежинка № 3

Игра “Назови ласково» с мячом.

- Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег – снежок, сосулька – сосулечка,

мороз – морозец, дерево – деревце,

Ветер - ветерок,горка – горочка,

лёд – ледок, холод – холодок,

Зима – зимушка, санки – саночки (садятся)

Снежинка № 4

Зимушка прислала нам схемы-картинки и хочет, чтобы мы рассказали о зиме, опираясь на эти картинки. Но прежде давайте вспомним правила красивой речи: не спешить, не торопиться, говорить ясно. Четко и красиво, используя все слова эпитеты о зиме.

(Выставляется схема)

Мы расскажем по каждой картинке и у нас получится интересный рассказ.

Беседа по вопросам:

Что мы можем сказать о солнце зимой? (холодное, светит, но не греет. День короткий, а ночь длинная.).

Дети, скажите мне какая погода зимой. (Холодная, снежная, вьюжная.)

Какое небо зимой? (пасмурное, холодное, серое, хмурое). Что происходит с реками зимой (Мороз сковал реки льдом и укрыл снежным покрывалом)

Что происходит зимой с деревьями? (они отдыхают, спят, укрывшись снегом, а елки стоят зеленые).

На улице холодно, как одеваются зимой люди, чтобы не замерзнуть? (Одевают зимнее пальто и шубы, теплые шапки, варежки и шарфы,обувают валенки и теплые сапоги.)

Как можно играть детям зимой?

Что делают, как живут и что едят зимой птицы и звери? (Зимующие птицы не бояться снега, но в большой мороз им бывает холодно. Поэтому птицам надо помогать.)

(Зимой небо серое. Солнце светит, но не греет. Зимой идет снег. Дует холодный сильный ветер. Деревья стоят голые. Заяц надел белую шубу, теперь лиса и волк не увидят его на снегу. Медведь спит в берлоге. Люди одеваются тепло. Зимующие птицы не бояться снега, но им бывает холодно. Поэтому птицам надо помогать. Вешать кормушки и подкармливать их. Дети катаются на лыжах, на санках, лепят снеговиков). Зимой отмечают самый радостный и веселый праздник – новый год.)

А теперь будем составлять рассказ, а схема нам поможет.

1) Рассказывают 6 детей - каждый по одной картинке.

2) Рассказывают 2 детей, каждый по 3 картинкам.

3) Ребенок рассказывает только по заданной картинке, которую ему обозначил другой ребенок.

- Дима, о чем бы ты хотел, чтобы рассказал Максим?

Физминутка:

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

(Дети поднимают руки вверх, кружатся.)

Мы снежинки- балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

(Разбегаются по группе, выполняя танцевальные движения.)

Встанем вместе мы в кружок-

Получается снежок.

(Встают в тесный круг)

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

(Разбегаются. Взмахивают руками вверх, вниз, в стороны).

4) Слабый ребенок рассказывает вместе с воспитателем. Прием совместного рассказывания.

- Ваня очень хочет тоже рассказать, а я ему в этом помогу.

- Теперь Зимушка знает, какая бывает она. Ребята, вы очень много рассказали о ней.

А за то, что вы помогли мне, она хочет угостить вас снежными комочками, вот она сколько налепила (в корзинке лежат снежки)

-Ребята, а разве можно их есть? Почему? (Можно заболеть, грязный)

- Не расстраивайтесь, ребята, у нас осталась еще одна снежинка с заданием, мы сейчас выполним его и снежные комочки превратятся в сладкие.

Снежинка №5

Игра «Посчитай снежинки»

Вместе с детьми считаем снежинки, согласовывая существительное снежинка с числительными.

Одна снежинка,

Две снежинки,

Три снежинки,

Четыре снежинки,

Пять снежинок.

(снежные комочки превращаются в сладкие)

-Спасибо вам, ребята. Это Маше, она хороший рассказ составила, это Вове, он полными предложениями отвечал и т. д. Что же интересного вам запомнилось сегодня? Ответы детей и воспитателя

Зима пусть еще послушает стихотворение о себе, которое написал Иван Суриков чтение ребенком стихотворения «Зима».Спасибо за замечательные рассказы о зиме.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группеКонспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине «Ежи» в подготовительной группе Цель: развивать диалогическую речь детей. Задачи: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, развивать.

Конспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа «Птицы» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Составление описательного рассказа «Птицы» в средней группе Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей, составлять описательный рассказ,.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Прогулка в осеннем парке»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине «Прогулка в осеннем парке» НОД в средней группе по развитию речи "Составление рассказа по картине "Прогулка по осеннему парку". Цель: учить детей составлять небольшой.

Конспект НОД по речевому развитию «Составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам»Конспект НОД по речевому развитию «Составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам» Цель: учить составлять по предметным и сюжетным картинкам с использованием предлогов; отвечать на вопросы по содержанию прослушанного текста;.

Конспект занятия по развитию речи. Составление описательных рассказов об игрушках Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме: «Буратино в гости к нам пришел».

Конспект занятия «Составление рассказов о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках» в средней группе ОВЗКонспект занятия «Составление рассказов о дымковской, филимоновской, каргопольской игрушках» в средней группе ОВЗ Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: учить детей составлять описательный рассказ.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группыКонспект занятия по развитию речи на тему «Составление рассказа по скороговорке» для старшей группы Задачи: учить детей связно и живо рассказывать, не отступая от поставленной темы; упражнять детей в образовании названий детёнышей животных.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посудеКонспект занятия по развитию речи в старшей группе «В магазине посуды». Составление описательного рассказа о посуде Задачи: Связная речь: Учить детей составлять описательный рассказ о предметах посуды; учить подбирать слова-антонимы; упражнять детей в.

НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи»НОД по развитию речи в старшей группе «Составление рассказа по картине «Ежи» Программное содержание: формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину; -учить составлять.

Составление описательных рассказов по мнемотаблице «Осень» Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия) I. Организационная информация Лобачева М. В. МБДОУ № 5 г. Сорочинск Примечание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов по мнемотаблицам «Зимняя пора»
Опубликовано: 15 декабря 2019 в 16:37
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ОД по развитию речи в старшей группе «Составление описательных рассказов по мнемотаблицам «Зимняя пора»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Демидова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД