Щанкина Олеся
Конспект ООД по развитию речи и основы грамотности в старшей группе «Освоение звукового анализа слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД Конспект ООД по развитию речи и основы грамотности
в старшей группе на тему :
«Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие)»
(Варенцова Н. С., Обучение грамоте, занятие 19)
Программное содержание :
Освоение звукового анализа слов.
Темочки:
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Звуковой анализ. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.
Обучение умению проводить графические линии.
Материал
Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова юла, фишки красного, синего и зеленого цветов, мяч.
Раздаточный: картинки-схемы слова юла, указки, фишки красного, синего и зеленого цветов.
Ход занятия
Воспитатель: Давайте начнем наше занятие со светлой доброжелательной улыбки. Подарите свою улыбку соседу слева, справа, улыбнитесь мне и нашим гостям. И пусть это хорошее настроение сохраниться у нас на протяжении всего занятия.
Воспитатель: Ребята предлагаю Вам начать наше занятие с игры.
Ответы детей…
Игра "Назови пару" Воспитатель называет твердый согласный звук, дети придумывают соответствующую ему мягкую пару, затем мягкий согласный звук, а дети твердую пару. Игра проводится в кругу с мячом.
Проводя эту игру, следует помнить о том, что звуки ж, ш, ц не имеют мягкой пары, а звуки ч, щ, й- твердой пары.
Ответы детей…
Воспитатель: Молодцы.
Звуковой анализ слова "юла". Воспитатель говорит детям "секрет" : "Согласный звук й всегда мягкий; это самый короткий звук нашей речи".
Особое внимание педагог обращает на произнесение звука и : он произносится без призвука гласного и не подменяется названием буквы. Этот звук присутствует и в йотированных гласных (например, ягоды, армия, маяк, каюта, юбка, ежик, пьет и т. п.).
Воспитатель: Ребята загадаю Вам загадку. Отгадав ее узнаем, какие слова будем сегодня разбирать.
Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто-бы жучок,
Захочет — вскачь пойдет немножко,
Захочет — ляжет на бочок.
(Юла)
Воспитатель: А теперь, давайте разделим на слоги слово "ЮЛА". Сколько слогов в слове?
Дети: ответы
Воспитатель: сейчас мы проведем звуковой анализ слова "ЮЛА"
Дети: ответы
Воспитатель: назовите гласные звуки
Дети: ответы
Дети на слух определяют "волшебные" звуки в этом слове – звуки, который можно пропеть, при произношении которого во рту не встречаются преграды (гласный Ю, А).
Воспитатель: уберите второй твердый согласный
Дети: ответы
Воспитатель: уберите первый гласный
Дети: ответы
Воспитатель: Какой звук остался
Дети: ответы
Воспитатель: звуковой анализ какого слова мы проводили?
Дети: «ЮЛА»
Воспитатель: Ребята продолжаем с вами играть.
Воспитатель: А теперь пришло время отдохнуть.
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим.
Голову поднимем выше,
И легко-легко подышим.
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
И на месте пошагать.
Игра "Живые звуки". К доске выходят три ребенка, каждый из них будет обозначать один из звуков слова ЮЛА. Воспитатель предлагает им выполнить различные задания, например: "Звук ю, спой свою песенку. Звук л назови свою пару (ль). Звук а, хлопни в ладоши".
Воспитатель: Ребята продолжаем с вами играть.
Игра "Назови слова". Дети называют слова со звуком й.
Воспитатель: Молодцы ребята. Что мы сегодня с Вами делали на занятие?