Юлия Кудливская
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектировочный компонент
Реализация содержания программы в образовательных областях:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: формирование целостной картины мира, коммуникативная, игровая.
Цель: закреплять представления детей о значении воды в жизни человека, животных, растений.
Задачи:
Образовательные:
• Закрепить знания детей о свойствах воды: прозрачная, не имеет цвета, запаха, вкуса, формы, способность растворять различные вещества. ороде и селе;
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• Учить самостоятельно проводить опыты;
• Познакомить с круговоротом воды в природе.
Развивающие:
• Расширять кругозор детей;
• Развивать любознательность, наблюдательность;
• Развивать связную речь, внимание, память, умение устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы;
• Активизировать и обогащать словарь;
• Формировать интерес к опытнической деятельности;
• Формировать желание делиться своим опытом и знаниями.
Воспитательные:
• Воспитывать бережное отношение к воде как к основному природному ресурсу, развивать экологическую культуру.
Предварительная работа: беседа о воде как источнике жизни для всего живого на Земле; продуктивная деятельность; рассматривание иллюстраций, фотографий.
Материал и оборудование: мультимедийная установка, презентация «Волшебница - вода», аудиозапись «Журчание воды», видео «Круговорот воды в природе», стаканы с водой, сахар, соль, гуашь, ложка, кисть, мяч, фишки.
Организационный компонент
I. Воспитатель включает аудиозапись, привлекая внимание детей, и загадывает загадку:
«Я и тучка, и туман,
Я - река и океан,
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу»
- Ребята, вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить? Да, о воде, и не просто о воде, а о воде – волшебнице. Мы сегодня будем доказывать, достойна ли вода этого звания и на самом деле без неё нельзя обойтись.
Педагог предлагает посмотреть презентацию.
- Ребята, вы уже знаете, всё, что вокруг нас и мы с вами тоже – это природа. Природа бывает живая и неживая. По каким признакам? Как вы думаете, вода – это какая природа?
Дид/игра «Живое – неживое» с фишками (зелёные и синие). Проверить на слайде по окончанию игры(2 слайд).
- Что вы видите на этом слайде? Как Земля и человек связаны с водой (3слайд?
Ответы детей.
- Оказывается, и планета Земля, и человек на 70 % состоят из воды, это больше, чем половина. На глобусе это видно, по какому признаку? У человека показать сложнее, но, проводились опыты, из которых стало понятно, что человек без воды может прожить только от 10 до 14 дней. Потом наступало обезвоживание, кожа выглядела вот так. Страдают все органы и может наступить смерть.
- Ведь мы привыкли, что вода – наша спутница всегда. Где мы встречаемся с ней в жизни и в природе (4, 5 слайд).
- А какая бывает вода?
Дид/и «Вода какая?» с мячом:
холодная, горячая, сильная, слабая, солёная, сладкая, кислая, быстрая, медленная, прозрачная, мутная, бесцветная, цветная, чистая, грязная, пресная, живая, мертвая.
- В каком состоянии вода бывает в природе, вспомните, что мы сегодня рассматривали на прогулке утром (6 слайд? В каких ещё состояниях встречается вода?
- (7 слайд) Найдите на этом слайде воду во всех трёх состояниях.
Ответы детей.
- (8 слайд) Мы с вами уже говорили, что всё в природе взаимосвязано, живая природа не сможет жить без неживой. Кому же нужна вода?
- (9 слайд) Да, вот кому нужна вода, но больше всего она нужна тем, кто живёт в ней. Это?
Ответы детей.
Физминутка:
«К речке быстро мы спустились, (Ходьба)
Наклонились и умылись. (Наклоны, имитация умывания)
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились. (Потянулись)
А теперь поплыли дружно. (Имитация)
Делать так руками нужно.
Вместе раз, это брасс.
Одной, другой – кроль.
Все плывём мы как дельфины.
Тихо плещется вода (Плавные движения руками)
Мы плывём туда - сюда. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки, (Руки вверх)
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем, (Высокое поднимание колен)
А теперь глубокий вдох. (Делаем вдох)
И присядем на песок. (Дети садятся.)
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А потом пойдём домой».
II. Воспитатель:
- А сейчас мы отправляемся в нашу Лабораторию и вспомним, какими свойствами обладает вода.
Проводят опыты дети самостоятельно, воспитатель подсказывает последовательность проведения и помогает во втором опыте.
Опыт № 1: «Вода прозрачная».
2 стакана, в одном налита вода, в 3 налито – какао, камешки, гуашь.
Ход: Попытайтесь увидеть, что лежит в каждом из стаканов. Почему в стакане с водой мы увидели предмет, а в молоке нет? В третий стакан добавить краску.
Вывод: вода прозрачная, но может менять свой цвет в зависимости от того, какое вещество в неё добавили.
Опыт № 2: «3 состояния воды»
2 стакана: 1 с водой, другой – пустой. Цветные льдинки (или предварительно рассмотреть лёд и сосульки). Электрический чайник.
Ход: 1 - предложить перелить воду из одного стакана в другой. 2 – показ льдинок, приготовленных накануне, 3 – вскипятить чайник с водой, предварительно показав его содержимое, во время кипения поднести лист бумаги над паром и дать детям потрогать увлажнённый лист.
Вывод: вода имеет 3 состояния: жидкое, твёрдое и газообразное.
Опыт № 3: «Вода не имеет формы»
Стакан, резиновая перчатка, банка.
Ход: переливать воду из одной ёмкости в другую.
Вывод: вода не имеет формы и может принять форму того сосуда, куда её налили.
Опыт № 4: «У воды нет вкуса».
2 стакана с водой, сахар, соль, 2 ложки.
Ход: попробовать воду на вкус, потом предложить растворить в стаканах сахар и соль.
Вывод: вода не имеет вкуса. Но если мы добавим сахар, то вода станет какой? Она может изменить свой вкус, это зависит от того, что в ней растворить. А значит, вода хорошо растворяет некоторые вещества.
Опыт № 5: «У воды нет запаха».
1 стакан холодной воды, 1 стакан горячей воды, кофе, ложка.
Ход: предложить понюхать воду в первом стакане, потом во втором стакане растворить кофе и дать понюхать.
Вывод: вода не имеет запаха, но может изменить его.
Воспитатель:
- Опыты проведены, давайте подведём итог, какими свойствами обладает вода (10, 11, 12 слайд).
- Ну, а теперь пришло время подвести итог, нужна ли вода, может она носить такое звание «Волшебница – вода»?
- Но человек, к сожалению, иногда забывает о важности воды и поступает с ней вот так (13 слайд). Как вы думаете, что происходит с водой? Кто от этого пострадает?
- (14 слайд) Что нужно делать, чтобы сохранить воду полезной, чтобы наша планета Земля не превратилась вот в такую?
- (15 слайд) Все мы теперь знаем, что воду нужно беречь и не лить напрасно драгоценные капли. А сейчас я хочу у вас спросить, вот вы теперь знаете, что вода есть везде, и на земле, и на небе. Как же это происодит?
Ответы детей.
- Существует круговорот воды в природе, вода с земли, под воздействием солнечных лучей испаряется и превращается в облачко – газообразное состояние. Такое лёгкое облако поднимается вверх, на небо, там холодно, вода возвращается в жидкое или твёрдое состояние и выпадает на землю в виде осадков. Давайте посмотрим фильм про путешествие Капельки – воды.
Просмотр видео.
- (16 слайд) Мы много узнали сегодня о воде и доказали, что она нужна всем:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без воды!