Марина Леонтьевна Чеботарёва
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Идёт волшебница зима…»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на 24.12.2018
Тема: «Идёт волшебница зима.»
Подготовила: воспитатель Овчаренко Марина Леонтьевна
Цель: Продолжать формирование знаний и представлений о зиме, развивать наблюдательность детей, продолжая знакомить их с явлениями природы.
Задачи:
Обучающие
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Идёт волшебница зима…“» размещена в разделах
- Закрепить в сознании детей признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом;
- упражнять в подборе эпитетов, сравнений к заданному слову, передавать в словах настроение, впечатление;
- приучать детей выразительно читать наизусть стихотворения, интонационно передавая нежность, любование картиной зимней природы;
- расширять представления о пейзажной лирике А. С. Пушкина;
- обогатить словарь детей образной лексикой.
Развивающие
- развивать воображение, умение использовать в описании точные по смыслу слова и образные выражения;
- развивать умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.
- развивать эстетические чувства от слушания красивой музыки П. И. Чайковского.
Воспитательные
-воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.
Используемые технологии: личностно-ориентированные, коммуникативные, технологии здоровье сбережения.
Используемые методы: проблемный, наглядный, информационный.
Формы работы: интеграция – сочетание интеллектуальной, ситуативной (игровой, двигательной деятельности; групповая, индивидуальная работа.
Оборудование: волшебный сундучок, письмо, музыкальное произведение П. И. Чайковского «Времена года. Зима»; иллюстрации с зимними пейзажами русских художников (А. К. Саврасов, И. И. Шишкин); отрывки из романа в стихах «Евгений Онегин», мяч, гуашь белого цвета (по количеству детей, тонированные листы бумаги на каждого ребенка, кисти.
Ход занятия.
Здравствуйте, ребята (обращаю внимание детей на волшебный сундучок.) ребята посмотрите все сюда. Это ведь волшебный сундучок. Давайте откроем его и посмотрим, что там лежит. Да тут лежит письмо! Давайте прочитаем от кого оно.
Дети здороваются.
«Дорогие ребята. Здравствуйте!
Пишет вам Снегурочка, из зимнего леса. У нас случилась беда. Пока Дед Мороз проверял свои владения, в лесу разгулялись и налетели сильные метели. Они открыли волшебный сундук Деда Мороза, где находятся волшебные слова о зиме и унесли их с собой. Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, Деду Морозу собрать все эти слова.
Снегурочка.»
Ребята, скажите пожалуйста какое сейчас время года? Зима.
Ребята, а вы любите зиму? Да!
Почему вы любите зиму? Потому что, можно кататься на коньках, санках, лыжах. Играть в снежки, лепить снеговиков.
Действительно, зима веселая пора. На нашей планете под названием Земля, много разных стран, но в каждой стране зима разная. Есть такие страны в которых никогда не бывает снега. Их так и называют – жаркими странами.
Ребята, а мы в какой стране мы с вами живем? В России.
Скажите пожалуйста какая же у нас русская зима? Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.
Поэты, художники, композиторы передают свое настроение зимы в музыке, стихах, в красках. (звучит музыка, воспитатель обращает внимание на зимние пейзажи русских художников, размещенные на стенде в группе).
Глядя на эти картины, мы с вами увидели, как художники, используя краски, передают настроение зимы. На первый взгляд посмотришь, все картины одинаковые, но если приглядеться, то можно увидеть, что они все разные и это все потому, что зимой природа как будто отдыхает, спит, но остается очень красивой и завораживающей.
Приложение. Картины.
(Воспитатель предлагает детям отдохнуть и поиграть).
Физкультминутка «Белоснежное серебро». В. И. Ковалько.
Солнце землю греет слабо, Руки вверх,вниз.
По ночам трещит мороз, Руки на поясе, наклоны в сторону
Во дворе у снежной бабы Руки на поясе, повороты вокруг себя.
Побелел морковный нос. Дети показывают нос.
В речке стала вдруг вода Прыжки на месте.
Неподвижна и тверда.
Вьюга злится Дети кружатся.
Снег кружится
Заметает все кругом Имитируют движения руками.
Белоснежным серебром.
Ребята, не только художники в своих картинах передают настроение зимы, а многие писатели, поэты, композиторы описывали в своих произведениях зиму – красавицу.
Давайте вспомним, как зиму описывает великий русский поэт А. С. Пушкин.
Дети читают заранее выученные стихотворения (отрывки из романа в стихах «Евгений Онегин»).
***
Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница – зима.
***
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волшебными коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленой;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы.
Ребята, вы услышали, как поэт называет зиму? Волшебница, матушка.
Почему? Волшебница потому, что все сделала волшебным.
Матушка потому, что заботится о лесе, укрывает деревья снегом, дает отдых природе.
Чтобы порадовать нашу зимушку, давайте поиграем в игру, которая называется «Зимние слова».
(Дети встав в круг, передают мяч друг другу и называют «зимние слова»).
Ребята, а что такое снег? Много, много снежинок…
Если долго смотреть, как идет снег, то кажется, что ветер играет снежинками мелодию, которую мы не слышим. А они танцуют то быстрее, то медленнее. На что похоже движение снежинок, когда дует тихий – тихий ветерок? На медленный танец, на вальс.
А когда дует сильный ветер? Что это? Вьюга, метель…
Давайте каждый из вас придумает танец снежинок. Вы все маленькие, пушистые снежинки. А представить вам это я предлагаю под мелодии П. И. Чайковского «Времена года. Зима.». Звучит музыка, дети импровизируют.
Молодцы, ребята. Вы показали в своих танцах и мягкую, и вьюжную, суровую зиму. Видите, какая она бывает разная.
Ребята, зима – волшебница! Она околдовывает природу, украшает ее невиданными нарядами. Великолепен вид зимнего леса. Деревья, кусты опушились блестящим инеем, по которому скользят солнечные лучи, осыпая все холодным блеском серебра. В лесу светло и тихо, воздух мягок. Вся земля покрыта сияющим, белым, мягким снегом. Воздух морозный, звонкий, так и хочется гулять в этом волшебном лесу.
Игровая ситуация: «Мы художники».
Задание: подумайте и расскажите, что вы изобразите на своей картинке, если она будет называться «Волшебница — Зима». Дети рисуют зимний лес.
Вот, ребята сколько слов о зиме мы сегодня с вами узнали и вспомнили. Теперь каждый из вас, сейчас подойдет к столу на котором лежат волшебные снежинки, скажет ей зимнее слово, которое запомнил и положит в конверт. Этот конверт мы пошлем Деду Морозу.
- О каком времени года мы говорили?
- Какая у нас русская зима?
- Что такое снег?
- Ребята, вам понравилось наше занятие? Что понравилось вам больше всего?
Рефлексия:
Если чувствую себя хорошо, комфортно, то беру картинку – со снежинкой, если нет, беру картинку – с дождинкой (капелька).
Напомните, какому настроению соответствует какая картинка:
Картинка со снежинкой - восторженное; радостное, теплое;
светлое, приятное; спокойное; картинка с дождинкой (капелька) - неудовлетворенное, грустное; тревожное, напряженное; упадок, уныние.
- На этом наше занятие подошло к концу, спасибо вам за внимание.