Зоя Александровна Андросова
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию
Тема «Волшебница вода»
Цель:развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с водой.
Интегрируемые образовательные области:
познавательное, речевое, социально-коммуникативное,
физическое развитие.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
коррекционно - образовательные:
- ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха;
- уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни;
- закреплять умение работать с прозрачной посудой;
- закреплять умение работать с растворами.
Коррекционно - развивающие :
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать умственные операции : сравнение, обобщение, способность анализировать;
- развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.
Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде.
Познавательное развитие – учить понимать и использовать в познавательно – исследовательской деятельности схемы.
Социально - коммуникативное развитие - развивать навыки свободного общения со взрослыми и сверстниками.
Речевое развитие - формировать у детей умение давать полные ответы на вопросы, развивать связную речь.
Физическое развитие-формировать точные координированные движения в сочетании с речью.
Предварительная работа:
- Беседы о воде и ее роли в жизни человека.
- Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
- Дидактические игры: «Какая бывает вода», «Разрезные картинки».
- «Сказки о природе «Е. Пермяк, «Русалочка» Г. Х. Андерсен и др. ; отгадывание загадок о воде.
- Проведение экспериментов на тему «Превращения воды».
- Изобразительная деятельность:
- лепка «Морское царство»;
- рисование «Золотая рыбка»;
- аппликация «Аквариум».
- Наблюдения за водой на прогулке.
Словарная работа: прозрачная, безцветная, опыты, учёные, исследователи.
Демонстрационный материал:
- символы, обозначающие свойства воды;
- карточки в виде капелек воды с загадками.
Оборудование:
- интерактивная доска, компьютер;
- прозрачные стаканы;
- пластиковые ложечки;
- соль, сахар, лимон, чай;
- салфетки.
Ход НОД.
I. Вводная часть.
1. Организационный момент
Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
– Сегодня ребята у нас гости, поздоровайтесь.
II. Основная часть.
- Ребята, для того, чтобы узнать, о чем сегодня мы будем говорить, отгадайте загадку:
Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без меня вам не прожить!
Вы меня в пруду найдёте
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница – (Вода)
- Молодцы, ребята, правильно отгадали загадку. Сегодня мы поговорим о воде. - Вода в себе хранит много тайн и над раскрытием этих тайн работают многие учёные, исследователи. А вы хотите узнать тайны воды? Тогда прошу вас к столу.
- Ребята, я приглашаю вас в волшебную лабораторию.
- Сегодня к нам на занятие пришла Капелька.
- Ребята, Капелька интересуется, знаете ли вы, кому нужна вода? (Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.) (Показ слайдов)
- А нам, в детском саду, нужна вода? - А для чего? (Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.) - Верно ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
2. Практическая работа
Опыт №1 «Вода – это жидкость, не имеет форму»
- Давайте попробуем, ребята, перелить воду из одного стакана в другой. (Дети переливают воду из одного стакана в другой). Льётся вода? Почему? (Потому что она жидкая.)
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать. У воды нет формы, она жидкая, текучая, принимает форму того предмета, в который её наливают. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. А чтобы вам, ребята, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).
Опыт № 2: «Вода прозрачная, бесцветная»
- Ребята, у вас на столе лежат ложечки. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой.
- Видна ложка в воде? - А как вы думаете? Почему мы их видим? (Потому что вода прозрачная.)
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная.
Физкультминутка «Дождь»
Капля - раз, капля - два,
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом -
Все бегом, бегом, бегом.
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять.
Кап-кап, кап-кап.
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем.
- Ребята, а какой на вкус лимон? (Кислый)
- А конфета? (Сладкая)
- Интересно, а есть ли вкус у воды?
- А сейчас, ребята, я предлагаю вам попробовать воду на вкус. Возьмите стаканы с трубочкой и попробуйте воду. (Детям предлагается кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
- Так есть ли вкус у воды? (Нет) - Что можно сказать про воду? (Вода без вкуса.)
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная (вывешивается символ этого свойства воды).
- Ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, вы услышите аппетитный запах. А есть ли запах у воды?
- Возьмите стакан с водой. Понюхайте. Чувствуете вы какой – нибудь запах?
- Какой можно сделать вывод? (У воды нет запаха.)
Вывод: вода не пахнет, у неё нет запаха (вывешивается символ этого свойства воды).
- Да, ребята, вода не имеет вкуса, запаха.
- А теперь мы с вами попробуем изменить ее. Насыпьте в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует – соль, сахар). Размешайте, а теперь попробуйте воду.
- Какая она стала на вкус? (Вода стала солёная.)
- Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Соль)
Ребята, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
- У воды появился вкус.
- А теперь в стакан опустите пакетик с чаем, что происходит? (Вода закрасилась.)
- Вода окрасилась, значит можно поменять и качество воды.
- Еще добавьте сюда кусочек лимона.
- Понюхайте, что произошло с водой? (У воды появился запах.)
- Правильно! Когда вы первоначально попробовали воду, то она была без вкуса, без запаха. Но потом мы ее изменили, и получился, какой напиток? (Чай)
– Правильно. Ребята, вы просто волшебники.
- Ребята, Капелька приготовила для вас загадки:
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река)
Я и туча, и туман, и ручей, и океан
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)
III. Заключительная часть.
- Мы сегодня, мои маленькие исследователи, много говорили о воде.
- А теперь давайте сами расскажем Капельке, что вы запомнили? (По схеме) (Вода – это жидкость, не имеет формы, не имеет вкуса, не имеет запаха. Вода прозрачная, бесцветная.)
- Ребята, я еще раз вам хочу напомнить, что вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам – растениям, животным, людям. Человеку нужна чистая, пресная вода. Поэтому, ее нужно беречь! Зря не лить, закрывать кран, чтобы она не текла напрасно.
Рефлексия.
- Кому понравилось занятие поднимите солнышко, а кому не понравилось – тучку.
- Молодцы, ребята! Вы были внимательны, с интересом слушали, хорошо отвечали, экспериментировали.
На память о себе Капелька хочет подарить вам своих подружек – «капелек».