Надежда Битюкова
Конспект ОД по познавательному развитию детей старшей группы «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей со свойствами воды.
Задачи:
• Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (реки, моря, океаны, озера и т. д.);
• Формировать у детей познавательный интерес к природе;
• Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
• Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу
• Развивать речь, мышление, любознательность.
Приоритетная дополнительная область:
«Речевое развитие»
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию детей старшей группы „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Планируемые результаты:
Представления детей о свойствах воды, о роли и значении воды в жизни человека и живых организмов.
Целевые ориентиры: может поддержать беседу о воде, рассуждает, высказывает свою точку зрения, проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности;
проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: глобус, магнитофон, кассета с записью шума воды.
Раздаточный материал: стакан с водой, стакан с молоком, картинки, две емкости разной формы, емкость с сахарным песком, солью, емкость с мукой, ложечки, акварельная краска, белые халаты
Предварительная работа:
• Беседа с детьми о значении воды
• Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ»
• Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой
• Чтение сказки «Путешествие Капельки»
• Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
• Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
Содержание ОД:
Звучит шум воды.
Ребята, я слышу какие-то звуки. Что это за звуки? (шум воды)
Правильно, это звуки воды.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
(Н. Рыжова)
-Где встречается вода в природе (в реке, ручейке)
(Показать глобус)
- А что такое глобус?
(Глобус - это модель Земли.)
- А как вы понимаете – модель Земли? (дети объясняют)
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны.)
- Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?
(Синий цвет – это вода : моря, океаны, реки)
- Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода?
- Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?
- Почему? (Дети объясняют)
- А что вы знаете о воде? Какая она?
- Кому нужна вода? (насекомым, животным, растениям, человеку)
- Зачем вода нужна растениям?
- А как они её получают?
- Почему животные не могут жить без воды?
- Ребята, а людям нужна вода?
- Как человек использует воду? (показ иллюстраций)
(Дети объясняют, делают выводы)
-Ребята, прислушайтесь, кажется капают капли дождя из неплотно закрытого крана. Кто-то из нас забыл закрыть кран. Давайте прислушаемся о чем говорят капли. (Аудиозапись)
Мы капли и горько нам
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап, кап, кап
Мелеют реки и моря,
Не тратьте, дети, воду зря,
А то пройдет немало лет
И нет водички нет-нет-нет.
-Ребята, как же надо относиться к воде?
Ребята, я вам предлагаю поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь)
Я буду – мама Тучка, а вы – мои детки капельки и вам пора отправляться в путь. (Музыка.)
Полетели капельки на землю… Попрыгали, поиграли. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? Ответы детей (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Ребята, а вы хотите превратиться в таких учёных и проводить опыты по исследованию воды, её свойств.
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, назовите, что нам потребуется. Занимайте свои рабочие места.
- Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Как мы можем узнать? Какой формы баночки возьмем? (узкую баночку и широкую) Наполним узкую водой, перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Дети делают вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость.
Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.
Опыт 2. Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Дети делают вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость.
-Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
Опыт 3. Вода – растворитель.
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить детям размешать в воде сахар, соль. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая.
Дети делают вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло.
Обращаю внимание детей на стакан, где растворяли муку.
- Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.
Дети делают вывод: не все вещества могут растворяться в воде.
Опыт 4. Вода не имеет запаха.
Как узнать есть ли запах у воды? (понюхать воду)
Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)
Дети делают вывод: вода не имеет запаха.
Опыт 5. Способность воды отражать предметы.
- Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)
- Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)
- А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т. д.)
- Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)
Дети делают вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
Итог занятия.
- Ребята, вам понравилось быть исследователями?
- С какими свойствами воды вы познакомились?