Валентина Хлякина
Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе с использованием опытно-экспериментальной технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
«Воздух».
Цель:
обобщить представления детей о воздухе и его свойствах, способствуя формированию познавательного интереса.
Задачи:
Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе с использованием опытно-экспериментальной технологии» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа:
обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Предварительная работа:
- наблюдение за ветром;
- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;
- изготовление корабликов с парусами.
Оборудование:
- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);
- стаканы с водой, трубочки для коктейля (по количеству детей);
- мыльные пузыри (по количеству детей);
- игрушки, предметы плотные и полые (пустые внутри);
- 2 подноса;
- сундучок ;
- кораблики из пенопласта с бумажными парусами;
- бассейн для экспериментов с водой;
-салфетки бумажные (по количеству детей);
-веера (по количеству детей);
- апельсин, чеснок;
- воздушные шары (по количеству детей).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это?
Дети: Воздух! Слайд №1.
Воспитатель: Правильно, это воздух. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория – это место, где проводят опыты. Давайте пройдём в нашу лабораторию, наденем халаты. Слайд №2.
Дети проходят в лабораторию.
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Если мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый. Слайд №3.
Воспитатель: Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Давайте докажем, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом. Слайд №4.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Смотрите, какой он тонкий. Его можно сложить в несколько раз. А теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тонким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и спрятали его в пакете, а потом выпустили его.
А мне этот пакет что-то напомнил! Летом я видела, как люди используют такой «спрятанный» воздух! На речке! Это был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг! Слайд №5.
Воспитатель: Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!
Ребята, а помогите мне разобрать предметы: какие будут плавать, а какие нет?
Слайд №6.
Дидактическая игра: «В каких предметах спрятался воздух?»
Дети раскладывают предметы на 2 подноса.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будьте осторожны, если внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
А вот интересно, а внутри человека воздух есть?
Как вы думаете, ребята. Давайте проверим!
Опыт 2. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. Слайд №7.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?
Дети: Мыльные.
Воспитатель: Давайте и мы с вами сейчас будем пускать мыльные пузыри. Слайд №8.
Дети читают стихотворение «Мыльные пузыри».
От зари и до зари мы пускаем пузыри:
Мыльные, воздушные, ветерку послушные.
Всё летят они, летят, улетают от ребят –
Яркие, игристые, словно золотистые.
Слайд №9.
Дети пускают мыльные пузыри.
Воспитатель: Вот здорово! Как красиво!
А как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей?
Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.
Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Дети: Через нос.
Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носы. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети: Нет.
Опыт 3. С салфеткой. Слайд №10.
Воспитатель: А теперь возьмите салфетку, поднесите её к носикам и подышите. Что вы заметили?
Дети: Салфетка шевелится.
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Игра «Кораблики». Слайд №11.
Воспитатель: Давайте подойдём к бассейну. Сколько в нём корабликов? (4) Подуем на кораблики и посмотрим, что с ними будет?
Дети: Кораблики плывут.
Воспитатель: Значит, воздух может передвигать предметы.
А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?
Опыт 4. С веером. Слайд №12.
Воспитатель: Ребята, ветер можно сделать с помощью веера. Давайте мы с вами сложим из бумаги веер и устроим ветер.
Дети складывают из бумаги веера.
Воспитатель: Помашите веером на себя. Что вы чувствуете?
Дети: В лицо дует ветерок.
Дидактическая игра: «Хорошо – плохо». Слайд №13.
Воспитатель: А как вы думаете, ветер – это хорошо или плохо?
Давайте сейчас мы с вами подойдём к экрану и поиграем в игру «Хорошо - плохо». (Дети подходят к экрану и садятся на стулья). Ветер может быть другом и помощником – это хорошо, значит нужно громко хлопать. А может быть разрушителем – это плохо, значит нужно топать. Внимание на экран.
Слайд №14.
1. Воздух может помогать людям в море управлять кораблём. Он надувает паруса и корабль движется.
Слайд №15.
2. Люди используют ветряные установки для выработки электричества.
Слайд №16.
3. На море шторм – сильный ветер. Он может перевернуть корабль, и погибнут люди.
Слайд №17.
4. Ветер дует на ветряную мельницу. Она вращается и помогает людям перемалывать зерно в муку.
Слайд №18.
5. Ураган – это сильный ветер. Он может разрушать постройки, ломать дома, вырывать с корнями деревья.
Слайд №19.
6. Воздух помогает летать самолётам, воздушным шарам.
Воспитатель: А теперь посмотрим, для чего ещё нужен воздух.
Слайд №20.
Просмотр видео фильма «Для чего нужен воздух?»
Воспитатель: А ещё, с помощью воздуха, можно играть на музыкально - духовых инструментах, и мы с вами сейчас попробуем это сделать. Возьмите и назовите свои музыкальные инструменты. (Дудочки, свистульки).
Слайд №21.
Мы сыграем дружно, вместе,
В духовом сейчас оркестре!
Игра в оркестре р. н. п. «Из-под дуба, из-под вяза…».
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте.
Дети: Нет. Не пахнет. Слайд №22.
Воспитатель: А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Опыт 5. С апельсином и чесноком. Слайд №23.
Воспитатель: Давайте проверим. Закройте глаза, и определите: какой запах вы чувствуете? (апельсина, чеснока). Воздух не имеет запаха, но может передавать запахи окружающих предметов, овощей, фруктов, цветов, духов, кремов…
Воспитатель: Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут. Слайд №24.
Опыт 6. Не дышу.
Воспитатель: Давайте посмотрим, сколько времени мы продержимся без воздуха. Вздохнём и задержим дыхание. Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, мы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что вы сегодня узнали о воздухе? Слайд №25.
1. Воздух бесцветный, невидимый, чтоб его увидеть, надо поймать.
2. Воздух легче воды. Слайд №26.
3. Воздух есть внутри пустых предметов и даже внутри людей. Слайд №27.
4. Без воздуха ничто живое не может жить. Слайд №28.
5. Воздух не пахнет и может передавать запахи. Слайд №29.
6. Ветер – это движение воздуха. Слайд №30.
Воспитатель: Ребята, вы узнали сегодня, что такое воздух, и я думаю, что, придя домой, вы обязательно расскажите о своём открытии друзьям и родителям. Перед нашим занятием я надула воздухом шарики и хочу подарить их вам в память о нашей встрече в экспериментальной лаборатории! Нам уже пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!