Хамис Раджабова
Конспект ООД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Птицы — наши друзья!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по познавательному развитию : ознакомление с миром природы в старшей группе «Птицы — наши друзья!»
Раджабова Х. И.
Саршая группа «Городок»
МБДОУ «ДС №8 «Тундровичок» г. Норильска
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать интерес к миру животных, желание наблюдать за птицами и помогать им в зимний период;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Познакомить с понятиями «перелетные птицы» и «зимующие птицы»;
3. Расширять знания детей о разнообразии животного мира;
4. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих в местности, где живут дети;
5. Совершенствовать умение выделять характерные особенности разных птиц.
Развивающие:
1. Развивать мышление, речь, самостоятельность;
2. Развивать умение выстраивать причинно – следственные связи.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче;
2. Воспитывать умение слушать сверстников, не перебивать;
3. Воспитывать доброе, уважительное отношение к миру природы.
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция ОО: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности: познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, творческая.
Методические приемы:
Практические - игра, игровая ситуация, самостоятельная работа с раздаточным материалом (карточки);
Наглядные – рассматривание;
Словесные - художественное слово, вопросы, беседа.
Предварительная работа:
-Наблюдение за птицами во время прогулки;
-Чтение стихов, рассказов о птицах (В. Бианки «Кто чем поёт?», «Хитрый лис и умная уточка», русская народная сказка «Лиса и журавль», Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка» и др.
-Рассматривание иллюстраций с различными видами птиц, предметных картинок с изображением различных видов птиц.
Материал: музыкальное сопровождение (аудиозапись «Голоса птиц», песенка про птиц, картинки с изображением птиц на ТВ, медальки с разукрасками, цв. карандаши, мультфильм «Серая шейка».
Ход ООД:
Организационный момент
В. - Давайте встанем в круг. Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В. – Предлагаю настроится на получение новых знаний, создать положительный настрой. Нам поможет это сделать следующее упражнение:
«Ребята, какое время года на дворе? (осень). Осенью часто идёт дождь. Нам это не нравится – нахмурим брови. Но иногда солнышко всё же выглядывает из-за туч – улыбнёмся солнышку. Вот оно посветило нам в правый глаз – зажмурим его, теперь в левый – зажмурим его. А сейчас выполним все движения поочерё дно: нахмурим брови, улыбнёмся, зажмурим сначала правый глаз, затем – левый»
Ознакомление с новым материалом по теме
В. - Вот здорово! А какие осенние приметы вы знаете? ( ответы детей: льет дождь, небо хмурое, желтеют листья и т. п.) А знаете ли вы, что одна из примет осени – отлет перелетных птиц в теплые края? Таких птиц называют «перелетные». А некоторые остаются с нами зимовать. Догадайтесь как их называют? («зимующие»).
В. -Я не зря заговорила про птиц. Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие в тундру. Кто же живет в ней? Внимательно прислушайтесь! (Звучит запись одного из голосов птиц.) Слышите? Догадались, к кому в гости мы отправимся? (к птицам).Итак, вперед! (звучит музыка, дети идут за воспитателем змейкой)
В. -Вот мы и очутились в тундре! Посмотрите, кто здесь нас ждет? (на стульчике сидит игрушка полярной совы с конвертом в клюве). Это полярная сова. Полярная, потому что живет за полярным кругом. А каких еще птиц, живущих в наших краях вы знаете? (ответы детей).
В. -Я предлагаю вам посмотреть на экран (просмотр картинок с изображением птиц, живущих на Севере). Какие из птиц Вам знакомы? Может каких то птиц вы видели гуляя на улице? (ответы детей) Чем эти птички друг от друга отличаются (рассмотреть внимательно окраску птичек и назвать, чем отличается окраска головы, хвоста, крылышек, туловища? А чем похожи? (Они все с нами зимуют; у них есть голова, хвост, туловище, клюв, крылья, лапки; они могут летать; они выводят птенцов).
-А посмотрите, что это у совы в клюве? Воспитатель берет конверт и просит ребенка прочитать его содержимое (Данил Б.) :
«Здравствуйте, дети! Мы – птицы Севера, рады приветствовать вас у нас в гостях! Перелетные птицы улетели в теплые края…а нам совсем нечего есть! А еще недавно приходили злые люди и охотились на нас! Много нас погибло! Мы в отчаянии! Помогите нам!»
Воспитатель обращается к детям:
-Ребята, а как же мы можем помочь птицам? Что они едят, кто знает? (ответы детей)
Давайте позовем птиц покушать :
Снегом засыпаны лес и поля, (МАШУТ РУКАМИ)
Спит под сугробами крепко земля. (ЛАДОШКИ ПО ЩЕЧКУ)
Ищут, ищут птицы, чем бы поживиться. (ХОДЯТ РУКИ ЗА СПИНУ)
На зиму долгую в нашем лесу
Мы приготовили птичкам еду. (ВЫТЯГИВАЕМ ЛАДОШКИ)
Прилетайте, птицы, Вы сюда кормиться! (ЗОВЁМ ПТИЦ)
Ребята, а как мы будем кормить птиц? Что для этого нужно? Вот подсказка:
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает и в мороз
Птиц зерном и хлебом.
(Кормушка)
А вот еще:
Между веток новый дом,
Нету двери в доме том.
Только круглое окошко —
Не пролезет даже кошка.
(Скворечник)
В. -Внимание на экран! (на экране изображение кормушки и скворечника). Что это? А на что похожи кормушка и скворечник? Из чего они сделаны?
В. -Я предлагаю вам сделать кормушку из конструктора.
Детям предлагаются детали конструктора. Нужно разделить детей на 2 команды и предложить сделать одним скворечник, а другим-кормушку (по заранее подготовленному образцу воспитателя).
В. -Молодцы. Сове очень нравится. Оказывается, что сделать кормушку – это еще не всё! Нужно знать, какой корм в нее насыпать. А если не знаешь, что тогда будет? (ответы детей). А какую еду любят птицы? (семена, зерна, семечки, ягоды, но есть и те, которые питаются мышами и другими мелкими грызунами (сова).
Игра: «Корм для птичек»
На столе разложены картинки с изображением различных продуктов. Задача детей выбрать картинки с изображением того, что едят птицы.
В. -Вы устали? Предлагаю немного отдохнуть.
Подвижная русская народная игра «Дятел»
Дети встают в круг. Ребенок, выполняющий роль дятла, стоит посередине круга. Дети водят хоровод вокруг «дятла» и произносят первые две строчки:
«Ходит дятел у житницы,
Ищет зернышко пшеницы».
«Дятел» в ответ говорит:
«Мне не скучно одному,
Кого хочу, того возьму».
С последним словом «дятел» быстро берет за руку одного из ребят в кругу. А дети должны быстро встать парами. Оставшийся без пары ребенок становится дятлом в следующей игре.
В. - Наверное, вы видели, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. (попросить детей показать, как сидят нахохлившиеся птички на веточках) Они распушатся, приумолкнут. Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? (ответы детей). Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету.
А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге (пусть дети попробуют показать, как птицы это делают). Зачем же птичке это нужно? (ответы детей). Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется.
А как еще птички греются? (предложить детям найти пару и плотно прижавшись друг к другу «погреться»).
В. - Лиза Береснева приготовила для нас стихотворение А. Яшина. «Покормите птиц зимой» :
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
В. -Сове очень понравилось, как вы работали. Она подготовила для нас подарки (воспитатель раздает медальки и предлагает в свободное время нарисовать в центре медальки понравившуюся им птичку).
В. -А теперь пора возвращаться в группу. Дети строятся «змейкой» и под музыку уходят на другой коврик.