Светлана Таранова
Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей логопедической группе «Скворцы прилетели — весну принесли»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели.
Образовательная:
1. Знакомить с характерными признаками весны.
2. Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период.
3. Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц.
4. Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда.
Воспитательная.
1. Воспитывать чувство любви к родной природе;
2. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям;
3. Воспитывать любознательность, сочувствие.
Развивающая.
1. Развивать интерес к жизни птиц;
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с миром природы в старшей логопедической группе „Скворцы прилетели — весну принесли“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Скворцы и скворечники. Мастерим домики для птиц
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
2. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей, учить их выбирать и запоминать из потока информации нужное;
3. Развивать речь детей, обогащать их словарь;
Развитие словаря.
1. Продолжать развивать связную речь детей;
2. Учить давать полные ответы на вопросы;
3. Активизировать словарь:
«скворечник», «скворец», «скворчиха», «скворчата», «леток», «насест».
Предварительная работа:
1. Наблюдение за птицами во время прогулок.
2. Чтение художественной литературы: С. Городецкий "Как птицы учились строить гнезда", А. Шевченко "Гнезда", Т. Нужина "Ласточка" и др.
3. Загадывание загадок.
4. Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.
Материал к занятию:
1. Деманстрационный материал "Птицы".
2. Звуковая фонограмма пения скворца.
3. Скворечник.
4. Иллюстрации по теме.
5. Водостойкие маркеры.
Ход занятия.
Воспитатель. Дети, отгадайте загадки и вы узнаете о чё м мы будем с вами говорить:
Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет,
Чужие песни петь умеет
А все же голос свой имеет. (Скворец)
Всех перелетных птиц черней
Чистит пашню от червей. (Грач)
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения
Его и песня и полет
Вошли в стихотворение (Жаворонок)
(Выставляются картины птиц)
Воспитатель. Сегодня мы с вами будем говорить о птицах. - Чем птицы отличаются от животных? (У них две лапки, есть крылья, они умеют летать.)
- Что есть у птиц? (Голова, туловище, хвост, лапы, клюв, глаза).
- Чем покрыто тело птиц? (Перьями). Верно, все птицы покрыты перьями, которые составляют их наряд, птиц еще называют пернатыми.
- Почему осенью улетают перелетные птицы, а зимующие остаются? (Перелетные птицы питаются насекомыми, а зимующие всеядные)
- Назовите одним словом птиц, которые прилетают к нам весной? (Перелетные).
- Каких перелетных птиц вы знаете? (грачи, скворцы, ласточки, кукушки, жаворонки, стрижи, трясогузки, иволги, дрозды - показ картин). Отгадайте загадку:
Прилетел в резной дворец
Черный в крапинку певец (Скворец).
- Как вы догадались, что это скворец?
(Дворец - это домик скворца, скворечник).
Скворцы не вьют гнезда, как некоторые другие птицы. Они предпочитают селиться в дуплах деревьев ли в специальных домиках, построенных для них людьми. Знаете ли вы, как называются эти домики? Скворечники. Взгляните на скворечник. (Показ скворечника). Сверху на скворечнике крыша, круглый вход называется леток. Подумайте, почему вход в скворечник называется «леток»? Потому что птицы влетают в него. А вот эта жердочка под летком называется насест. Догадаетесь ли вы, почему? От слова «сесть», ведь на него садится птица. Скворцы возвращаются к своим прежним домикам.
- Как выглядит скворец? (Показ картины). (Скворец - крупная птица с блестящим черным оперением. У скворцов клюв желтый, а у самочки - черный, клюв помогает скворцу добывать из земли червяков). Скворцы мирно и дружно живут между собой.
- Какую поговорку вы знаете о скворце?
(Увидел скворца - знай весна у крыльца).
Пение скворца может быть похоже на кваканье лягушки или ржание жеребенка, ведь скворец ловко передразнивает разные звуки, которые слышал раньше. (Включается запись)
Весной скворцы образуют семьи.
Скворцы служат образцом семейной жизни.
- Чем скворцы утепляют свои гнезда? (Прутиками, сухой травой, пухом, перышками других птиц). Вскоре у скворчихи появляются яички, которые она согревает своим теплом. (Картинка)
А скворец приносит ей корм и услаждает звонкими песнями.
А сейчас послушайте его собственное пение. Поет скворец. (Включается запись пения скворца)
Затем из яичек вылупляются птенцы - скворчата, слепые, маленькие, голенькие. (Картинка)
- Чем кормят своих птенцов скворцы? (Гусеницами, комарами, мухами, червяками). Скворец и скворчиха - хорошие родители, за сутки они прилетают к гнезду почти 200 раз, и каждый раз приносят своим птенчикам еду, скворчата встречают их шумной радостью. Скворцы учат своих скворчат летать, добывать корм, узнавать сигнал опасности,
Когда, скворчата подрастут и могут летать, семья покидает свой домик и улетает в лес. И я предлагаю вам прогуляться по лесу.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Прилетели птицы с юга, (дети бегают по ковру, машут руками)
И расселись на ветвях. (стали вкруг)
Солнце движется по кругу, (идут по кругу на носочках)
И купается в морях. (движение – плывут)
Пробежала в поле мышка, (остановились)
Долу клонется ветла. (поклонились)
Из берлоги вышел мишка, (раскачиваясь идут на свои места)
И сказал: «ВЕСНА ПРИШЛА!» (говорят хором и садятся)
- Какую пользу приносят скворцы, чем они нас радуют? (Скворцы поедают много вредных насекомых, они охраняют наши леса, сады, поля. Радуют нас своими веселыми песнями.)
У скворцов есть враги, их обижают многие хищные птицы, забираются на дерево кошки и лапой вытаскивают маленьких скворчат. Как многие перелетные птицы поздней осенью скворцы отлетают на юг нашей страны. Осенью, собираясь к отлету, скворцы ненадолго возвращаются в свои скворечники и поют прощальную песню. Весной скворцы неизменно возвращаются в свои скворечни, безошибочно находя путь.
- Хотите, чтобы и к нам всегда прилетали скворцы?
У нас с вами есть скворечник, но, боюсь, птицы его не заметят. Я предлагаю вам раскрасить домик и подарить его птицам. И давайте попросим ваших родителей помочь нам.
(Воспитатель с детьми и родителями раскрашивает скворечник)
Воспитатель. Дети, вам понравилось наше занятие? Что было трудного? Что понравилось? А сейчас мы берем скворечник и идем на прогулку вешать его на дерево.