Светлана Александровна Мажова
Конспект НОД «Как дикие звери зимой в лесу живут» по ознакомлению с миром природы в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Формировать представления детей о многообразии природных явлений, устанавливать простейшие связи между ними.
Задачи: Закреплять представления о сезонных изменениях в природе. Продолжать расширять представления о жизни в природных условиях животных, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Развивать речь детей.
Интегрирование образовательных областей:
Публикация «Конспект НОД „Как дикие звери зимой в лесу живут“ по ознакомлению с миром природы в старшей группе» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Познание (ознакомление с природными явлениями, социально-коммуникативное развитие (свободное общение, безопасность (не наносить вред природе, художественное эстетическое творчество.
Наглядный материал: презентация в картинках (зимний лес, медведь, ежик, заяц, белка, лиса, волк).
Ход занятия:
Психологический настрой:- Здравствуй, солнце золотое!
-Здравствуй, небо голубое!
-Здравствуй, вольный ветерок!
-Здравствуй, маленький дубок!
-Мы живем в родном краю –
-Всех я Вас приветствую!
Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас?
Дети :зима
Воспитатель: Как вы определили что сейчас зима?
Дети: (ответы детей). Какие приметы зимы вы знаете (выпал снег, стало холодно, реже светит солнышко и т. д.
Воспитатель: - К зиме готовятся не только люди, но и животные. Каких диких животных вы знаете?
Дети: Белки, волки, зайцы, медведи, лось.
Воспитатель: - Почему их называют дикими?
Дети: Потому что живут в лесу, сами добывают себе пищу, строят себе жильё.
- Давайте с вами отправимся в лес и попытаемся узнать побольше о диких животных.
Воспитатель: - Ребята, а как надо вести себя в лесу?
Дети: Не шуметь, спичками не играть, не бросать мусор, не ломать деревья.
Воспитатель: - Правильно ребята! Не шуметь, не кричать, а друг другу помогать.
Воспитатель: Ребята наступила зима Для животных леса это тяжелое время. Ребята, давайте поговорим с вами о том, как зимуют в лесу звери, где они спят, чем питаются.
Ребята вы хотите узнать про каких животных мы сегодня поговорим? Узнаете если загадки отгадаете!
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
Дети отгадывают загадку, и воспитатель показывает картинку с изображением медведя.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как готовится медведь к зиме? (ответы детей) .
Воспитатель: Все лето и осень медведь готовится к зиме: ловит рыбу в реке, ест много ягод, накапливает жир на зиму. В конце осени медведь находит себе под сосной место, в котором много листьев и веток, и в этом месте он ложится спать до весны. А зимой, когда выпадет много снега, медведю будет тепло в его берлоге. Ребята, а что любит кушать медведь? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята, медведь любит мед, ягоды, рыбу.
Воспитатель: Ребята, угадайте, про кого эта загадка:
В густом лесу под ёлками,
Осыпанный листвой,
Лежит клубок с иголками,
Колючий и живой.
(Ёж)
Дети отгадывают загадку, и воспитатель показывает картинку с изображением ежа.
Воспитатель: Ежи так же как и медведи готовятся к зиме и накапливают жир за лето и осень, чтобы не проголодаться и не замерзнуть зимой. Они утепляют свои норы. А когда начинаются первые заморозки, ежи закапываются в свою норку глубоко и засыпает в ней на всю зиму. Ребята, а что любит кушать ежик? (ответы детей) .
Воспитатель: Правильно, ребята, еж питается мышами, лягушками, червями. Также ежик любит грибочки и яблоки.
Воспитатель: Ребята, отгадайте вот такую загадку:
Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится.
(Заяц)
Дети отгадывают загадку, воспитатель показывает картинку с изображением зайца.
Воспитатель: Да, это заяц. Ребята, а как зайчик готовится к зиме? (дети высказывают свои предположения) .
Воспитатель: Заяц меняет свою летнюю шубку на белую. Зимняя шубка у зайца белого цвета, а летняя – серого. Белая шубка у зайца теплая, она не дает замерзнуть ему во время морозов. Ребята, а вы знаете, почему зимняя шубка зайца белого цвета? (ответы детей) .
Воспитатель: Заяц меняет серую шубку на белую, чтобы его не было заметно на снегу. Скажите, а от кого спасают зайца длинные ноги и его белая шубка? (ответы детей) .
Воспитатель: Правильно, ребята, они спасают зайца от хищников - лисы и волка. Зайцы питаются по ночам корой деревьев и ветками кустарников. А что еще любит заяц? (ответы детей) .
Воспитатель: Молодцы, ребята, зайчик любит морковку.
Физкультминутка:
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Кто - то зайку напугал,
Зайка - прыг и убежал.
Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле.
(Белка)
Дети отгадывают загадку, воспитатель показывает картинку с изображением белки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, это белка. А вы знаете как белочка готовится к зиме? (ответы детей) .
Воспитатель: Белочке не страшна зима. С наступлением зимы, она также как и зайчик, меняет свою шубку, которая помогает ей маскироваться, чтобы когда она прыгает по деревьям, не была заметна. Летом белочка в рыжей шубке, а к зиме она становится серой. Ребята, а где живет белка? (ответы детей) .
Воспитатель: Правильно, белка живет в дупле.
Воспитатель: Ребята, а как же белочка готовится к зиме? (ответы детей) .
Воспитатель: Белочка все лето и осень собирает ягоды, грибы, орехи и прячет их в разных местах. Правда, она не всегда может зимой найти свои запасы. В солнечный день белка прыгает с ветки на ветку, а с наступлением морозов, ее не видно. Она спит в своем дупле, свернувшись в клубочек.
Игра: Найди лишнюю картинку в каждом ряду. Объясни, почему картинка
Лишняя.
Игра: «Подскажи словечко»
1. Заяц зимой белый, а летом … .(серый)
2. У зайца хвост короткий, а уши …. (длинные)
3. У белки задние лапы длинные, а передние … .(короткие)
4. Еж маленький, а медведь … .(большой)
5. Заяц пушистый, а еж … .(колючий)
6. У белки хвост длинный, а у зайца (короткий)
7. У лисы шерсть мягкая, а у волка (жесткая)
8. У медведя шерсть коричневая, а у лисы … .(рыжая)
9. У лисы хвост длинный, а у ежа (короткий)
Описание животных по вопросам.
- Если заяц всего боится, то заяц какой? (трусливый). Каким еще его можно назвать? (быстрый, осторожный). Что делает заяц? (прыгает, прячется, бежит) .
- Лиса всех обманывает. Она какая? (хитрая). Что делает лиса? (крадется, хитрит) .
- У ежа иголки, он какой? (колючий). Что делает еж? (фыркает, переносит грибы на колючках) .
- Белка какая? (быстрая, проворная). Что делает белка? (прыгает, запасает орехи, шишки, грибы) .
- Медведь какой? (косолапый, сильный, неуклюжий). Что делает медведь? (переваливается, ревет, спит) .
Воспитатель: Ребята, а как же быть другим зверям, которые не впадают в спячку? Лисе, волку? (выслушиваются предположения детей) .
Воспитатель: Лиса и волк тоже готовятся к зиме. Как вы думаете, нужно ли им менять свои шубки? (ответы детей) .
Воспитатель показывает картинки с изображением лисы и волка.
Воспитатель: Нужно, мы же с вами тоже летом носим легкую одежду, чтобы не было жарко. А когда наступает зима, то одеваем теплые одежды, чтобы не замерзнуть. Так и им нужно переодеться к зиме. Но это не значит, что они меняют свои шубки на новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Днем лиса и волк в поисках пищи, рыщут по лесу. Лиса обнюхивает снег и ищет мышиные норки. Лиса зимой в основном питается мышами. С наступлением сумерек ищут себе укромные места, где можно было бы спрятаться от мороза и ветра. Такими местами для них служат поваленные деревья, которые занесены снегом, широкие ветки хвойных деревьев, опущенные до земли. Спят волк и лиса просто на снегу, закрывая нос и лапы своим хвостом.
Воспитатель: Ребята, лиса и волк делают запасы на зиму? (ответы детей) .
Воспитатель: Правильно, волк и лиса не делают запасы на зиму. Волки охотятся на зайцев, оленей, лосей. Зимой волки живут стаями. Это волк, волчица и волчата. Днем они спят, а по ночам ходят на охоту.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы свами говорили о животных, которые живут в лесу, о том, как они готовятся к зиме. Зима этим животным не страшна, потому что каждый из них готовится к зиме. Ребята, скажите, как готовится к зиме белка? (ответы детей) .
Воспитатель: А как спасаются от морозов еж и медведь? (ответы детей) .
Воспитатель: Ребята, почему заяц меняет серую шубку на белую? (ответы детей) .
Воспитатель: Ребята, а как зимуют волк и лиса?
Воспитатель: А как одним словом мы назовем этих животных? (ответы детей) .
Рефлексия:
Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали?
Понравилась вам наша беседа?
Воспитатель: Ребята, вы все сегодня молодцы!