Гюлли Керимова
Конспект ОД по опытно-экспериментальной деятельности «Чудо-соль» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для формирования познавательной активности детей в процессе экспериментирования с природным веществом – солью.
Задачи:
- научить детей определять свойства соли, используя простейшие приемы экспериментальной деятельности;
- познакомить детей с процессом приготовления соли для творчества;
- учим детей простейшим приемам исследовательской деятельности;
-развиваем логическое мышление - умение выделять общие и отличительные признаки веществ;
- развиваем умение делать выводы по результатам исследовательской деятельности;
Публикация «Конспект ОД по опытно-экспериментальной деятельности „Чудо-соль“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
- развиваем связную речь - учим высказывать свое мнение, используя в речи сложноподчиненные предложения;
- приучаем к аккуратности при выполнении эксперимента;
- продолжаем формировать навыки самообслуживания - умения приводить в порядок свое рабочее место;
Материалы и оборудование: стаканчики пустые, стаканчики с водой, контейнеры с солью по количеству детей; контейнеры со льдом по количеству детей; по 2 стаканчика с водой на каждого ребенка; очищенный картофель по количеству детей; ложки по количеству детей; баночки с размельченными сухими мелками по количеству детей, лупы. Шкатулка, 3 мешочка с солью.
Предварительная работа:
- Загадывание загадок про соль
- Просмотр презентации «Как добывали соль раньше»;«Значение соли в жизни человека»
- Беседы о применение соли в медицине, кулинарии, косметологии;
Словарная работа:
- Морская соль;
- Кристаллы соли;
- Эксперимент, опыт.
Ход:
Вводная часть.
Воспитатель предлагает всем встать в круг и поиграть.
Игра – приветствие.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Я вам дарю свою улыбку, а вы подарите улыбку друг другу.
Приветствие «Здравствуйте!»
Дети (парами) поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
• желаю (соприкасаются большими пальцами);
• большого (указательными);
• успеха (средними);
• во всём (безымянными);
• и везде (мизинцами);
• Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).
Воспитатель: А теперь подарим всем нашим гостям свое хорошее настроение: «Раз, два, три, настроение подари» (дуют на ладошки.) Молодцы!
Воспитатель: Ребята, посмотрите на шкатулку. (Открывает.) Смотрите в ней мешочки (мешочки с солью). Давайте потрогаем, пощупаем, понюхаем. Как вы думаете, что в них? (ответы детей – сахар, крупа, песок, соль)
Воспитатель: А давайте откроем мешочки и посмотрим, что же там. (открываем, смотрим, что это соль) Смотрите СОЛЬ!
Еще больше о соли, ее свойствах знает наш добрый друг Профессор Всезнамус! Давайте ему позвоним. Я вижу какое-то послание (читаю письмо от Всезнамуса)
Профессор: Дорогие друзья, я хочу вас пригласить в мою лабораторию, но из-за того, что я оставил окно лаборатории открытым, в ней все замерзло. И я не успел провести опыты с солью. А ведь соль имеет много свойств. Помогите мне разморозить мою лабораторию с помощью соли! Я предлагаю вам стать юными исследователями.
Воспитатель: Ну, что ребята, поможем профессору разморозить лабораторию? ( Дети:Поможем) Ну тогда отправляемся в лабораторию Профессора Всезнамуса.
Воспитатель: А помогут туда попасть волшебные слова «1,2,3, повернись! В лаборатории Всезнамуса очутись!»
Итак, повторяйте за мной: «1,2,3, повернись! В лаборатории Всезнамуса очутись!»
Воспитатель: Вот мы и лаборатории Профессора! Давайте оденем спецодежду и пройдем за столы. (Садятся) А какие правила вы знаете при работе в лаборатории?
Ответы детей:
• Сначала посмотри, а потом повтори.
• Соблюдать тишину.
• Не толкать соседа во время работы.
• Выполнил и положи на место.
• Не трогать руками глаза.
Воспитатель: Проведем опыты, которые помогут подтвердить свойства соли и разморозить лабораторию Профессора!
После каждого опыта мы будем картинкой обозначать каждое доказанное свойство соли (вывешивать на доске).
Опыт 1 «Разморозить»
Воспитатель:Ребята, соль обладает различными свойствами. Возьмите емкость со льдом, посыпьте на лед соль, а теперь отставим в сторонку и через некоторое время посмотрим, что же произойдет.
Опыт 2 «Из чего состоит соль»
Воспитатель:Перед вами тарелочка с солью. Посмотрите внимательно на соль и скажите, какого она цвета?
Дети:Белая
-А теперь понюхайте соль, имеет ли она запах?
Дети:нет
Давайте мы её рассмотрим.
-Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок, сахар)
Воспитатель: Действительно, с виду соль похожа на порошок, сахар.
А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
«Соль сыпучая, без запаха»
-Возьмите теперь ложку, наберите из стаканчика соль, и пересыпьте ее в тарелку. Что мы видим?
Дети: Соль сыплется, значит, она сыпучая.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов (На доску вывешиваем обозначения свойств соли).
Опыт 3 «Соль хрустит»
Воспитатель: Ребята, давайте надавим на соль сухой ложкой, что мы услышали?
Дети: Услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день).
Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст (вывешиваем обозначение).
Воспитатель: Необходимо бы немножко отдохнуть. Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдем на ковёр.
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Мальчики потопали
Девочки похлопали.
Вместе дружно повертелись
И за парты все уселись!
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем!
Опыт 4 «Соль поглощает воду или растворяется в ней?»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, соль в воде растворяется? (ответы детей).
-Сейчас мы это узнаем, посмотрите внимательно, в стакане у меня соль. Я налью в стакан с солью немного воды, что вы видите? Соль не растворилась, а куда же делась вода? (она впиталась).
-Это произошло, потому что я налила немного воды, соль впитала влагу.
-А теперь вы налейте в стакан с солью воды и размешайте ее.
(дети выполняют задание).
Воспитатель: Куда же делась соль?
Дети: Она растворилась.
Воспитатель: Значит, какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Если налить немного воды в соль, то соль воду впитывает, а если налить много воды в соль, она растворяется.
Опыт 5 «Плотность соли»
Воспитатель: А теперь давайте узнаем, как соль влияет на плотность воды и что происходит с предметами в соленой и пресной воде.
- Возьмем стаканы с водой, насыпаем в один из них 2-3 ложки соли, хорошо перемешиваем.
- Куда делась соль?
Дети: Соль растворилась в воде.
-Затем берем картошку (яйцо) и аккуратно кладем в наши стаканы. Картошка (яйцо) в соленой воде остается плавать, а в простой опускается на дно.
Вывод: плотность соленой воды больше, что помогает предметам удерживаться на поверхности, т. е. предметы в ней не тонут.
Опыт 6 «Окрашивание соли»
Воспитатель: Ребята, соль можно назвать художницей! Она помогает нам в творчестве. Как вы думаете, чем можно окрасить соль? (ответы детей) Я вам предлагаю покрасить соль, сделать ее разноцветной и создать разноцветную радугу в нашем сосуде. Насыпьте в емкость с солью порошок из цветных мелков, хорошо перемешайте деревянной палочкой. И высыпайте в наш сосуд.
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: Соль можно окрасить.
Воспитатель:А теперь, давайте вернёмся к нашим ёмкостям со льдом.
Дети рассматривают и делают вывод – лёд, который посыпали солью, растаял быстрее.
Вывод: соль растворяет лёд.
- Действительно, соль растворяет лёд. Ребята, а вы видели, что в гололёд дворники посыпают дорожки солью. Как вы думаете, зачем они это делают?
Итог:
Воспитатель: Да ребята, снег и лабораторию Профессора мы поможем разморозить, а с помощью чего мы это сделаем (с помощью соли). Соль обладает многими свойствами. Какими, ребята?
Дети:(с опорой на картинки)соль белая, без запаха, хрустит, она сыпучая. Может поглощать воду и растворяться в ней. Соль обладает высокой плотностью, окрашивается в разные цвета, способствует разморозке и таянью снега и льда.
Воспитатель: Ребята, мы отправим письмо Профессору Всезнамусу. В конверт мы вложим карточки, с выявленными нами и доказанными свойствами соли. Спасибо вам юные исследователи, вы подтвердили свойства соли и помогли разморозить лабораторию. И чтобы вы дальше занимались исследованием, Профессор вручаем вам свидетельства юных исследователей.