Валентина Чугунова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Чудо-крахмал» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Чудо крахмал»
Цель:
Развивать познавательные способности и познавательную активность детей путем обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
• познакомить детей со свойствами крахмала;
• изучить один из способов обнаружения крахмала в продуктах питания;
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности „Чудо-крахмал“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крахмал. Свойства крахмала
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
• продолжить обучение практическому исследованию веществ используемых в быту;
• развивать исследовательские умения, умения проводить наблюдения, делать выводы; развивать зрительную память, речь, наблюдательность, мышление, творческое воображение
• ХОД ЗАНЯТИЯ
• Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам в очередной раз стать исследователями и посетить нашу лабораторию.
• Воспитатель: Как вы думаете, кто работает в научной лаборатории? Чем там занимаются?
• Ответы детей: Ученые, инженеры, лаборанты, профессора. Они занимаются наукой. Наука — это познание чего-то нового ученые проводят опыты. Они задают себе вопросы, а затем с помощью различных опытов и экспериментов находят на них ответы. Обязательно записывают или зарисовывают результат в специальный журнал.
• Воспитатель: Давайте с вами вспомним, какие же правила надо соблюдать, находясь в лаборатории?
• Ответы детей: Без разрешения ничего не трогать, не пробовать на вкус, надеть специальный костюм (халат и шапочку, защитные очки, перчатки,
• быть аккуратным, не спешить, внимательно слушать, выполнять все согласно определенным правилам.
• Проходите в лабораторию. Ребята, сегодня будем проводить опыты с одним овощем, да забыла, как он называется. Поможете мне вспомнить?
• Слушайте загадку:
• Возле дома, меж кустов
• В поле, в грядке, вдоль лесов
• Растет важная культура
• С крепкой, плотною фактурой.
• Клубни все мы соберем, высушим и приберем.
• Будем кушать до весны
• Яства все ее вкусны.
• отгадка
• Воспитатель: Точно картофель.
• (На столе на тарелке, прикрытый салфеткой, лежит картофель.)
• Приглашаю вас, ребята, провести несколько опытов с этим овощем.
• Опыт №1
• Для этого нам понадобился чищеный картофель, терка, марля, стаканчики с водой.
• Для начала нам необходимо, перетереть картофель, для этого мы используем терку. Терка довольно опасный предмет, при не осторожном обращении с ней можно получит травму. Поэтому разрешите сегодня мне выполнить эту работу. (Натереть одну картофелину, рассмотреть полученную массу).
• Во что превратился клубень? ( на столах заранее приготовленное для каждого ребенка оборудование: чистая салфетка, фартук для работы, кусок марли, емкость с водой, чашка с натертым картофелем, ложка.)
• - Ребята, рассмотрите, пожалуйста, все предметы и подумайте, как с их помощью мы можем получить крахмал. (Выслушать предложения детей, если никто не ответит, то рассказать о процессе получения крахмала)
• - А сейчас, чтобы выделить крахмал, возьмите несколько ложечек натертого картофеля и положите их на середину марлевого кусочка, сложите края марли и промойте картофель водой. (Каждый ребенок промывает в воде картофельную массу в марлевом мешочке.)
• - Ребята, обнаружили крахмал? Если сквозь мутную воду не видно, предлагаю вам слить воду, тогда на дне можно увидеть осадок – это и есть крахмал.
• Вывод: Ребята, мы вместе с вами доказали, что крахмал есть в картофеле и его можно получить в обычных условиях. Друзья, а как вы думаете, где еще используют крахмал.
Крахмал используют во многих сферах деятельности человека. Промышленности при производстве бумаги, в пищевой промышленности, его добавляют в производстве лекарств и косметики. И чтобы это доказать я предлагаю провести эксперимент найти его в этих предметах. (на столах бумага, хлеб, сыр, крем, таблетка, колбаса.)
Опыт №2
- Как думаете, как можно это сделать. Для этого нам потребуется 2 стакана с водой, крахмал, йод, пипетка. Для начала растворите ложку крахмала в стакане воды и капните туда йода – жидкость станет синей, в чистой воде йод имеет коричневый цвет.
Объяснение, если капелька йода встречается с крахмалом, то она изменит свой цвет на синий. Теперь с помощью пипетки капните йод на маленький кусочек хлеба, сыра, других подготовленных образцов и наблюдайте, что происходит. Обратить внимание, что от количества крахмал в продукте зависит выраженность цвета капли йода попавшей на продукт.
Молодцы, ребята. Вы правильно ответили на все вопросы. Пришло время физкультминутки.
Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Крахмал обычно хранят в сухом виде. Посмотрите на блюдца.
Опыт№3 Игра «Что на тарелке?»
-Я предлагаю вам рассмотреть 4 вещества (крахмал, соль, сахар и муку).
-Что на 1, 2, 3, 4 тарелочке.
-Чем вещества похожи, чем отличаются.
-Давайте сравним крахмал и муку, разотрите их между пальчиков, что чувствуете. По внешнему виду крахмал очень похож на муку. Но от муки его можно отличить. Потрогайте его, он скрипучий. Он хрустит, как первый снежок Вывод: Итак, мы выяснили, что крахмал – это сыпучий порошок белого цвета, без вкуса и запаха; в отличии от соли, сахара и муки, при трении скрипит.
Опыт №4
- А сейчас, я предлагаю вам написать тайное послание или шифр. Хотите? Для этого нам потребуется: бумага, крахмал, вода, йод, лимон, ватные палочки.
В воду добавляем крахмал и размешиваем его, чтобы не было комочков. Опускаем в раствор ватную палочку и пишем ей послание на бумаге. Как вы видите крахмальную надпись на белом листе бумаги не видно.
- Что нужно сделать, чтобы наша надпись-шифровка проявилась. Верно нанести йод на бумагу. Что вы видите? Надпись проявляется синим или фиолетовым цветом. Почему это происходит вы уже знаете. Почему?
- А, как вы думаете, что нужно сделать чтобы она исчезла? Верно для этого нужно потереть надпись лимоном или лимонным соком. Его для вас я уже приготовила. Что вы видите? Наше послание исчезает. Как вы думаете, почему это происходит?
Объяснение: сок лимона содержит кислоту и витамин С, которые вступая в реакцию с йодом обесцвечивают его и надпись исчезает.
Ребята, мы вместе с вами доказали, что крахмал есть в картофеле и его можно получить в обычных условиях, узнали где его используют и как его обнаружить, а сейчас я приглашаю вас с ним поиграть. Крахмал очень интересный материал с его помощью можно изготовить необычную жидкость, которая называется ньютоновская. (Крахмал, вода, краситель.)
Неньютоновская жидкость – это субстанция, которая меняет свою вязкость в зависимости от скорости воздействия на неё. За этими изменениями очень интересно наблюдать.
Чтобы получить неньютоновскую жидкость, смешиваем воду, красители и крахмал. Затем возьмите в руки немного полученной смеси и попробуйте полепить что-то из нее, помять – она будет вести себя как пластилин. Но стоит на пару секунду остановиться, как смесь превращается в жидкость и стекает с ваших рук. Однако если опять начнете лепить – почувствуете, что материал вновь становится твёрже. Интересно попробовать переливать жидкость – если чашку со смесью резко перевернуть, то она не выльется, а вот если медленно, то вещество будет стекать.
я предлагаю поиграть с мелкими игрушками. Они смогут без труда «бегать» по поверхности вещества, но если остановятся, то утонут как в болоте. Если вы попробует шлепать по смеси ладошкой, поверхность будет твёрдой, а если просто положите на нее ручку, то она погрузится в жидкость.
На память о нашей встрече я хочу подарить вам веселых человечков, которые тоже сделаны из крахмала. Веселому человечку можно придавать любую форму, сжимая его в руках и развивать ваши пальчики.