лариса корягина
Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Н] и [Н’], буква Н»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД
по обучению грамоте в подготовительной группе
«Звуки [Н] и [Н’], буква Н»
Подготовила : воспитатель Корягина Л. Д.
Цель: познакомить детей со звуками [Н]-[Нь] и буквой Н.
Задачи
обучающие :
• учить с помощью интонации выделять звук Н-Нь из ряда звуков, слогов, слов;
• совершенствовать умение давать характеристику звуков Н-Нь;
Публикация «Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной группе „Звуки [Н] и [Н’], буква Н“» размещена в разделах
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
• учить детей определять место звука Н-Нь в слове (в начале, в середине, в конце);
• закреплять умение делать звукобуквенный анализ слов;
• закреплять навык написания буквы Н;
развивающие:
• развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание, речь, мышление;
• развивать речевое дыхание;
• развивать мелкую моторику;
• развивать способность к самооценке и самоанализу;
воспитательные:
• воспитание самостоятельности, инициативности, самоконтроля за речью;
• воспитывать аккуратность при работе в тетрадях;
• воспитывать умение работать совместно.
Материал: предметная картинка: нос, рабочие тетради, карандаши, мяч.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Словарная работа: сани.
Ход занятия.
Организационный момент.
Слышишь звонкий голосок?
Нам пора начать урок!
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
Воспитатель. Отгадайте загадку:
Меж двух светил
В середине я один.
Дети. Нос.
Дыхательная гимнастика.
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо -
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.
Воспитатель. Ребята, скажите: какой звук вы услышали в слове НОС.
Дети. Звук [Н].
- Давайте посмотрим друг на друга и будем произносить звук [Н].
- Губы у нас сомкнуты или разомкнуты?
Дети. Разомкнуты.
А язычок у нас с вами где? За нижними или за верхними зубами?
Дети. За верхними.
- А теперь произнесите звук [Н’].
- Губы у нас тоже разомкнуты?
Дети. Разомкнуты.
- А язык за нижними или за верхними зубами?
Дети. За нижними.
- Давайте приложим ладошку к горлышку и будем произносить [Н] и [Н’]. -
- Что у нас с голосовыми связками происходит?
Дети. Вибрируют.
- А теперь поднесем ладошку ко рту? Чувствуете ли вы воздушную струю или её проходу мешает кончик языка?
Дети. Кончик языка мешает.
- Ребята, звук [Н] – какой это звук : гласный или согласный? Звонкий или глухой? Мягкий или твёрдый?
Дети. Согласный, звонкий, твёрдый.
- Повторите звук [Н].
- Каким цветом обозначаем твёрдый согласный звук [Н]?
Дети. Твёрдый согласный звук [Н] обозначаем синим цветом.
- А как будет звучать мягкий согласный [Нь]? Повторите его.
- Каким цветом обозначаем мягкий согласный звук [Нь]?
Дети. Мягкий согласный звук [Нь] обозначаем зелёным цветом.
- Правильно!
- А теперь давайте поиграем в игру «Поймай звук». Девочки хлопают на звук [Нь], а мальчики топают на звук [Н].
Игра «Поймай звук».
- из ряда звуков : Р, О, Н, С, У, Н, Нь, Т, Е, Нь, Л, Т, К, Й, Нь, Н, К, И.
- из ряда слогов: Па, На, Он, Ра, Ар, Но, Ка, Ил, Уа, Пу, Ут, Ни, Ань, Онь.
- из ряда слов: Роль, Ноль, Лопата, Сон, Моль, Калина, Нитка, Сом, Коньки.
- Молодцы! Справились с заданием!
Игра «Найди предмет со звуком [Н] и [Нь].
- Ребята, а теперь попробуйте найти и назвать предметы со звуком [Н] и [Нь].
- Давайте сядем за стол. Перед вами лежат домики с тремя окошками. Эти домики обозначают слова. Первое окошко – начало слова, второе – середина, третье – конец слова. Я сейчас вам буду называть слова, а вы определите в каком месте слова есть звук [Н] или [Нь]. СЛОН, НОСКИ, КОНЬКИ.
Звукобуквенный анализ слова САНИ, НОС.
Есть они у детворы,
Лихо мчат меня с горы!
И Егорку, и Оксанку
По дорожке катят … САНКИ!
- Маленькие – САНКИ, а большие – САНИ.
- Составим схему слова САНИ.
- Сколько слогов в слове САНИ? (похлопали)
Дети. Два слога.
- Какой первый слог?
Дети. СА.
- Какой первый звук в этом слоге?
Дети. Звук [C].
- Дайте ему характеристику.
Дети. Согласный, глухой, твёрдый.
- Какой фишкой обозначим?
Дети. Обозначается синей фишкой.
- Какой второй звук в этом слоге?
Дети. Звук [А].
- Дайте ему характеристику
Дети. Гласный звук.
- Какой фишкой обозначим?
Дети. Обозначается красной фишкой.
- Какой второй слог в слове САНИ?
Дети. Слог НИ.
- Какой первый звук в слоге НИ?
Дети. Звук [Нь],
- Дайте характеристику звука [Нь].
Дети. Согласный, звонкий, мягкий.
- Какой второй звук в слоге НИ?
Дети. Звук [И].
- Дайте характеристику звуку [И].
Дети. Гласный звук.
- Молодцы!
То же самое со словом НОС.
Физминутка «Собрались мы все в кружок»
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать, будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.
Выпал беленький снежок
Собрались мы все в кружок
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать, будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.
Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов. С мячом.
Темный – светлый
Короткий – … (длинный)
Холодный – … (теплый, горячий)
Пасмурный - … (ясный, солнечный)
Ветер - … (безветрие, тихая погода)
Заморозки - … (оттепель)
Зимний - … (летний).
Знакомство с буквой Н.
- Ребята, есть звуки [Н] и [Н’]. Мы их говорим, слышим. А есть буква Н, в которой живут звуки [Н] и [Нь], которую мы пишем и читаем.
- А на что похожа буква Н?
Дети. На гамак, лесенку и т. д.
- Из каких элементов состоит буква Н?
Дети. Из двух длинных палочек и одной короткой.
- Давайте выложим букву Н из счетных палочек и напишем её на манной крупе.
- А теперь, сядем за стол, возьмем ручки и попробуем ее написать в воздухе.
- Пропишем букву Н в тетрадях.
- Дети, о каких звуках мы сегодня говорили?
- А о какой букве?
- Что вам больше всего понравилось?
- А что для вас было самым сложным?