Бережная Марина
Конспект ОД по речевому развитию «Чтение русской-народной сказки «Никита Кожемяка»
▼ Скачать
Конспект ОД по ОО : «Речевое развитие»
Чтение русско-народной сказки «Никита Кожемяка»
Цель: Знакомство детей с русской народной сказкой «Никита Кожемяка».
Программные задачи:
Образовательные: Продолжать знакомить с русскими народными сказками; их отличительными особенностями; Познакомить с богатырём Никитой Кожемякой, его достижениями.
Публикация «Конспект ОД по речевому развитию „Чтение русской-народной сказки „Никита Кожемяка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Развивающие : Развивать умение действовать согласованно; Развивать речь, память, воображение, фантазию, мышление, внимание; Обогатить словарь детей словами: (пуд, межа, соха, дары)
Воспитательная: Воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству.
Методы и приё мы: Художественное слово, показ иллюстраций, объяснение, похвала, указания, вопросы детям, чтение произведения.
Индивидуальная работа: Вспомнить с Машей К. пройденные сказки о богатырях, назвать каждого по имени.
Словарная работа: Межа; соха; борозда; пуд; черед; супротив; пенька; воловьи шкуры.
Предварительная работа: Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»; Чтение отрывков о былинных богатырях; Просмотр мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей»; Рассматривание альбома «Доспехи богатыря».
Материалы и оборудование: Картина богатырей Алёши Поповича, Ильи Муромца, Добрыни Никитича; Изображение Никиты Кожемяки; Книга со сказками.
Ход ОД:
Мотивация:
(Воспитатель приносит изображение богатырей)
Воспитатель: Ребята, у меня для вас кое-что есть, хотите узнать, что?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Посмотрите, к вам в группу я принесла вот такую картину, скажите, кто на ней изображён?
Дети: Богатыри на лошадях.
Воспитатель: Правильно, вы их узнали? Кто сможет их назвать каждого богатыря по имени?
Дети: Алёша Попович, Илья Муромец, Добрыня Никитич.
Воспитатель: Молодцы, а кто они были? Чем занимались?
Дети: Они защищали Русь.
Воспитатель: Как вы думаете, какими они были?
Дети: Смелые, ловкие, добрые, дружные, сильные, отважные.
Воспитатель: Вы бы хотели быть похожими на них?
Дети: Да, хотим.
Планирование деятельности:
Воспитатель: Ребята, как вы уже знаете, на Руси, про дружных, смелых богатырей, сочиняли стихи, песни, былины и сказки. Мы с вами ранее читали некоторые из русских - народных сказок, кто вспомнил, и сможет перечислить некоторые? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, много вспомнили. А кто может сказать, чем сказки отличаются от рассказов?
Дети: Сказка это придуманное, а рассказ, правда.
Воспитатель: Правильно, сказка отличается от рассказа тем, что является вымыслом, и относится к устному народному творчеству. Рассказ же является авторским произведением, и в нем обычно описываются реальные события.
Воспитатель: Какие сказки называются народными?
Дети: Те, которые написал народ.
Воспитатель: Эти сказки появились очень, очень давно, и их не читали, а рассказывали детям, часто добавляя в них что-то новое. И одна и та же сказка становилась то короткой, то длинной.
Воспитатель: Ребята, а вы знали, что кроме Алёши Поповича, Ильи Муромца, Добрыни Никитича, на Руси были ещё богатыри? Хотите познакомиться с ещё одним? Посмотрите на изображение, этого богатыря зовут Никита Кожемяка, он:
Силен как вольный ветер,
Могуч как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град
Спасает бедных и детей,
И стариков и матерей!
Воспитатель: Как вы думаете, почему его прозвали Кожемякой?
(ответы детей)
Воспитатель: А прозвали его Кожемякой за то, что он мял, разминал бычьи кожи, чтобы из них шили одежду, обувь и воинское снаряжение. Вот такой вот он был, за его хорошие поступки и достижения, народ сочинил о нём сказку, она так и называется: «Никита Кожемяка». Хотели бы вы познакомиться поближе с Никитой Кожемякой, и узнать, как люди описывали его подвиги в своих сказках?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Здорово, тогда присаживайтесь поудобней и слушайте внимательно.
Реализация замысла:
(Чтение сказки)
Воспитатель: Вам понравилась сказка? О ком она?
Дети: Да, понравилась. Эта сказка о русском богатыре.
Воспитатель: Ребята как называется сказка?
Дети: Никита-Кожемяка.
Воспитатель: Кто главные герои в сказке?
Дети: Змей, Никита - Кожемяка, царевна, царь, царица
Воспитатель: В каком городе появился змей?
Дети: В городе Киеве.
Воспитатель: Почему змея боялись?
Дети: Змей был злой, брал поборы немалые, люди несли змею все, что у них было.
Воспитатель: Кто украл царевну?
Дети: Змей украл царевну.
Воспитатель: Куда утащил змей царевну?
Дети: в змеиную берлогу.
Воспитатель: Какое животное помогало царевне?
Дети: Помогала собачка.
Воспитатель: Как ласково называла царевна своих родителей?
Дети: называла батюшка и матушка.
Воспитатель: Как царь с царицей узнали кто сильнее змея?
Дети: Им написала царевна, а собачка принесла письмо.
Воспитатель: Смог сам царь уговорить Никиту Кожемяку?
Дети: Нет, не уговорил.
Воспитатель: Кто помог царю уговорить Никиту Кожемяку?
Дети: Малолетние дети.
Воспитатель: Кто победил в битве?
Дети: Никита-кожемяка.
Воспитатель: Что предложил змей Никите Кожемяке?
Дети: Разделить всю землю поровну.
Воспитатель: Чем закончилась сказка?
Дети: Никита змея в море утопил, и пошел опять кожи мять.
Воспитатель: В сказке говорится, что народ боялся. Какими словами, близкими друг другу по смыслу можно сказать о народе? Какие они?
Дети: испуганные, трусливые, боязливые, пугливые.
Воспитатель: Молодцы, хорошо запомнили сказку, правильно ответили на все вопросы, а сейчас предлагаю немного отдохнуть:
Физминутка:
Дружно встали – раз, два, три.
Мы теперь богатыри. (Руки в стороны)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо (Поворот вправо)
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже (Поворот влево)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще (Поворот вправо)
Через левое плечо. (Поворот влево)
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу!
Воспитатель: Ребята, кто автор сказки?
Дети: Народ.
Воспитатель: Значит, сказка какая?
Дети: Русско-народная.
Воспитатель: Правильно, но мы с вами читаем сказки в обработке. Обработчики делают старинные сказки понятными современным детям. Народная сказка не имеет автора, но у нее есть обработчик. Сказка «Никита Кожемяка» опубликована в сборнике Александра Николаевича Афанасьева.
Воспитатель: Как вы думаете, есть ли волшебные, выдуманные, нереальные моменты в сказке? (ответы детей)
Воспитатель: Есть ли в сказке непонятные для вас слова? Как вы думаете, что они означают? Воспитатель вместе с детьми, дают пояснение не знакомым словам:
Пенька – солома.
Межа – узкая полоса необрабатываемой земли.
Черед - очередь.
Соха – пахотное орудие.
Сыскал – отыскал.
Борозда – канавка на поверхности почвы.
Пуд – русская мера веса, равная 16, килограмм.
Сжалобится - пожалеет.
Супротив - против
Воловьи шкуры – шкуры волов (быков)