Светлана Валерьевна Короленко
Конспект ООД по нетрадиционному рисованию «Тюльпаны в мозаичной вазе» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности
«Тюльпаны в мозаичной вазе»
Составили:
Воспитатели: Короленко Светлана Валерьевна, Коробкова Светлана Борисовна.
МБДОУ «Детский сад № 76»
г. Новокузнецк 2018г
Интеграция образовательных областей:
Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Тип занятия:
Публикация «Конспект ООД по нетрадиционному рисованию „Тюльпаны в мозаичной вазе“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Тюльпан. Все о тюльпанах для детей
- Тюльпаны. Аппликации
- Тюльпаны. Рисование
- Темочки
интегрированное
Возраст детей: 6-7лет.
Формы:
непосредственной образовательной деятельности:
формирование целостной
картины мира, рисование.
Формы организации:
подгрупповая
Задачи:
Образовательные:
Закрепить
представления детей о первых цветах весны, в том числе растущих в
нашем крае, представления о растениях (первоцветах, занесенных в Красную книгу, продолжать знакомить с Красной книгой, ее назначением, продолжать знакомить со способами выращивания цветов.
Закрепить умение описывать явления и объекты природы на основе собственных наблюдений (умение рассказывать, опираясь на собственный опыт, знания).
Продолжать знакомить с нетрадиционными техниками в изобразительном творчестве.
Продолжать знакомить с жанрами живописи, закрепить понятие жанра «натюрморт».
Формировать начала экологического воспитания.
Развивающие:
Расширять кругозор детей, способствовать развитию познавательных
способностей, любознательности, наблюдательности, художественно-эстетического вкуса.
Развивать память, мышление, внимание, связную речь, умение разгадывать загадки, решать кроссворды.
Продолжать совершенствовать изобразительные умения и навыки, в том числе умение использовать знакомые нетрадиционные техники в изобразительном творчестве (мозаичное рисование, рисование с использованием сыпучих материалов: манной крупы, кукурузной крупы, печать с помощью скомканного куска бумаги).
Развивать умение работать с эскизом, выполнять работу поэтапно.
Развивать мелкую моторику рук, умение работать аккуратно.
Воспитательные:
Воспитывать чувство прекрасного в душе ребенка.
Воспитывать уважительное,бережное отношение к окружающей природе,первоцветам, растениям Красной книги.
Коррекционные задачи:
Развивать зрительную ориентировку, мелкую моторику рук, связную речь, пополнять словарь ( словарная работа: лютик, медуница, сон-трава, оранжерея, сорт, микроклимат).
Предварительная работа:
Продолжить изучение страниц Красной книги (в том числе, о растениях, первоцветах); рассматривание
картин, иллюстраций о первоцветах; наблюдения на прогулке, в окружающей природе; просмотр познавательных фильмов о растениях, цветах (первоцветах, о растениях, занесенных в Красную книгу, чтение художественной
литературы, заучивание стихов, отгадывание загадок; решение кроссвордов, ребусов; рассказывание мифов и легенд о цветах; рисование с использование нетрадиционных техник (сыпучих материалов, мозаичное рисование, печать губкой и комком бумаги); выполнение начального этапа будущей работы (вырезывание и рисование вазы в технике мозаичного рисования, создание эскиза цветов: тюльпанов).
Оборудование и материалы:
Слайды с изображением первоцветов нашего края, занесенных в Красную книгу, с изображением разных сортов тюльпанов, полей тюльпанов, оранжерей; иллюстрации с изображением знакомых детям первоцветов на мольберте, иллюстрации с изображением первоцветов для кроссворда на доске, закрытые листками бумаги (сон-трава, лютик, ландыш, мать-и-мачеха, подснежник, медуница. нарцисс, загадки о первоцветах (из кроссворда, кроссворд, составленный на доске из букв магнитного алфавита (каждая колонка закрыта листком бумаги, эскизы будущих работ, изготовленные заранее (на листах цветного картона наклеены вазы,выполненные заранее в технике мозаичного рисования, в вазе нарисованные простым карандашом по контуру с использованием шаблонов стебли, листья, цветы и бутоны тюльпанов); аудиозаписи для музыкального сопровождения (А. Вивальди «Весна», П. И. Чайковский «Подснежник», «Вальс цветов», Моцарт «Вальс цветов», образец натюрморта на мольберте; 3 обруча для игры; медали; на столах (на каждого ребенка) : клеенки, салфетки, клей ПВА в тарелочках, кисти для клея, гуашь зеленого цвета, смешанная с клеем ПВА, скомканный кусочек бумаги (для печати, стаканы с водой, кисти для рисования, сыпучий материал в стаканчиках: манная и кукурузная крупа, тарелки широкие (для ссыпания лишней крупы, стол («выставка») для готовых натюрмортов.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Ребята, я очень рада вас видеть. Давайте поздороваемся с
гостями и друг с другом. (дети здороваются).
Воспитатель:
- Мы скажем небу: «Здравствуй! Пусть будет утро ясным!» Природе скажем мы: «Пусть будет день прекрасным! И даже в день ненастный ему желаем счастья, любви и красоты!»
Дети:
- Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок, здравствуй, маленький цветок!
2. Основная часть:
Воспитатель:Ребята. Я загадаю загадку, а вы отгадайте, о каком времени года в ней
говорится?
Она приходит с ласкою
и со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнет-
В лесу подснежник, расцветет
Дети:
Весна.
Воспитатель:
Дети, а какой сейчас месяц весны?
Дети: май.
Воспитатель:
Расскажите, что происходит в окружающей нас природе в мае.
Дети: Погода становится теплее, солнце светит ярче, согревает землю, вырастает трава, листья на деревьях, появляются цветы на деревьях и на земле.
Воспитатель:А какое солнце и небо в мае?
Дети:
Солнце в мае теплое, нежное, ласковое, яркое. Небо чистое, голубое с белыми
облаками, лазурное, светлое, но иногда погода бывает пасмурная, ненастная идут дожди, а еще в мае обычно бывает первая гроза.
Воспитатель: Ребята, весна уже вовсю шагает по земле, но зимушка-зима никак не хочет оставить свои проказы: то нагонит холод, то порывистый ветер, а то и снег с дождем. А как же мы с вами можем помочь весне? Как вы думаете, чего боится зима?
Дети: Зима боится солнечного тепла и света, а еще весенней красоты земли.
Воспитатель:А в чем же заключается красота весны?
Дети: В зеленых листьях и траве, в разноцветных бабочках, а самое главное – в первых нежных и смелых весенних цветах.
Воспитатель: А как назвать одним словом все весенние первые цветы?
Дети: Первоцветы!
Воспитатель: Ребята, я тоже думаю, что прекрасные первоцветы помогут весне справиться с зимним холодом. Ведь даже существует легенда о первом весеннем цветке, который не побоялся зимней стужи и прогнал зиму. Что это за цветок, и почему его так назвали?
Дети рассказывают о подснежнике.
Воспитатель: Дети, а какие еще первоцветы вы знаете?
Дети называют знакомые первоцветы.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где растут первоцветы? (Ответы детей). А как надо обращаться с первоцветами? (Не рвать, нельзя повреждать корни и луковицы растений, не загрязнять землю, воду в местах произрастания первоцветов). Ребята, а как еще охраняют первоцветы, особенно редкие? (Заносят в Красную книгу, создают заповедники). Ребята, я хочу познакомить вас с некоторыми охраняемыми первоцветами нашего края, занесенными в Красную книгу. (Показ слайдов об охраняемых первоцветах Кемеровской области). (Муз. сопровождение).
Воспитатель:Ребята, что же случится, если каждый захочет сорвать по цветку в лесу?
1 ребенок:
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок, если вместе я и ты, если мы сорвем цветы, опустеют все поляны, и не будет красоты!
2 ребенок:
Чтоб цветы в лесу цвели всю весну и лето, мы не будем составлять из них больших букетов. Давайте, дошколята, природу охранять! О ней ни на минутку не будем забывать. Ведь цветы, леса и речки – это все для нас навечно!
Воспитатель: Итак, ребята, теперь мы знаем, что рвать цветы в дикой природе нельзя. Но ведь людям так хочется иногда дарить друг другу красивые букет на праздник или просто, когда хорошее настроение. Что же делать в таком случае?
Дети: Для этого люди выращивают цветы в теплицах, в саду, а если нужно вырастить много цветов, их выращивают в оранжерее или даже на полях (в странах с теплым климатом).
Воспитатель: В оранжереях создают специальный микроклимат для хорошего роста цветов, чтобы цветам было не холодно и не слишком жарко, достаточно влаги и света, затем цветы аккуратно срезают, не повреждая корней и луковиц и создают из них прекрасные букеты. (Показ слайдов с изображением оранжереи, цветочного поля). (Музыкальное сопровождение).
Воспитатель:
.И я, ребята, предлагаю вам сегодня составить прекрасные букеты, точнее нарисовать их необычным способом с помощью сыпучего материала. Ребята, у нас есть эскизы рисунков с заранее выполненными вазами и набросками цветов. Каким способом мы выполнили вазы? (Способом мозаичного рисования : сначала непрочно наклеили тонкие полоски бумаги, а затем аккуратно раскрасили вазу гуашью в разные цвета. Когда краска высохла, сняли полоски бумаги и получили мозаичное изображение вазы, как будто она выполнена из разноцветных кусочков стекла).
Воспитатель: Ребята, а как называется жанр живописи с изображением цветов в вазе? (Натюрморт).Для того, чтобы узнать, как называются цветы в нашем натюрморте, я предлагаю вам разгадать кроссворд о первоцветах и расселить все цветы по своим «домам» : я буду загадывать загадки о первоцветах, если вы отгадываете правильно, то я открываю соответствующую картинку на доске и соответствующий столбец в кроссворде, где написано название цветка. Когда все горизонтальные столбцы будут открыты, вы сможете прочитать название цветка в вертикальном столбце. Но сначала я предлагаю вам немного размяться: я превращаю вас в цветы. ( Физминутка: «Цветочная зарядка») :
Говорит цветку цветок: Из положения сидя на четвереньках встают, поднимают руки.
- Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку, да притопни ножкой, Ногу на пятку.
Да головкой покачай, Покачивание головой вперед, назад.
Утром солнышко встречай. Вращение головой.
Стебель наклони слегка – Наклоны туловища вправо, влево,
Вот зарядка для цветка. Вперед, назад.
А теперь росой умойся, Имитация умывания.
Отряхнись и упокойся. Потряхивание кистями рук.
Наконец готовы все Приседания.
День встречать во всей красе! Встать. Развести в стороны руки.
Воспитатель: А теперь мы снова превращаемся в детей и готовы разгадать кроссворд.
Загадки:
Фиолетовый цветок, и пушистый стебелек.
Тихий, нежный перезвон так и клонит, клонит в сон (сон-трава).
Желтые цветочки, ласковые щечки,
Пятерные венчики, а листки изменчивы (лютик).
Цветет он майскою порой, его найдешь в глуши лесной,
На стебельке, как бусы в ряд цветочки белые висят (ландыш).
Я знаменита не цветами, необычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и теплыми. (мать-и-мачеха).
Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает (подснежник).
Это прозвище недаром у красивого цветка:
Капля сочного нектара и душиста, и сладка.
От простуды излечиться всем поможет (медуница).
Листья выпустил, как стрелы.
Он цветет цветочком белым.
В середине желт цветок,
Голову склоняет вбок,
Смотрит скромно-скромно вниз.
Как красавца звать? (Нарцисс).
Кроссворд:
С о н – т р а в а
Л ю т и к
л а н д ы ш
м а т ь-и-и а ч е х а
п о д с н е ж н и к
м е д у н и ц а
н а р ц и с с
Воспитатель: Молодцы, ребята, конечно же это… тюльпан. Итак, мы будем рисовать тюльпаны в вазе, но прежде давайте вспомним строение цветка ( ответы детей: у тюльпана есть корни-луковицы, стебли, лепестки, из которых состоит цветок).
Воспитатель:В нашей вазе мы видим три раскрывшихся цветка и два бутона. Ребята, а какого цвета бывают тюльпаны? (красные, розовые, оранжевые, желтые, белые). А еще люди выращивают тюльпаны самых необычных расцветок и даже форм ( показ слайдов: махровые тюльпаны, разноцветные). И я предлагаю нарисовать тюльпаны, состоящие из двух цветов, а для этого используем сыпучие материалы: белую манную крупу и желтую кукурузную. Итак, вспомните, с чего начнем рисование? (Нанесем на лепестки тюльпана клей, сначала обводим контур, затем аккуратно, не выходя за контуры, наносим на все изображение, затем возьмем стаканчик с крупой и засыпем густым слоем изображение, промакнем салфеткой. Таким образом нарисуем все цветы по очереди).
Воспитатель: Если основной цвет лепестков будет белый, то можно добавить немного желтого, чтобы получились желтые прожилки, для этого желтую крупу можно насыпать не из стаканчика, а щепоткой. И наоборот, если основной цвет желтый, то рисуем манкой белые прожилки. Бутоны можно нарисовать одноцветные. Стебли цветов мы нарисуем зеленой гуашью, смешанной с клеем, листья на стеблях обведем гуашью по контуру. А каким способом будем раскрашивать листья? (Заполним изображение способом печати (примакивания) скомканного кусочка салфетки, будем это делать аккуратно, не выходя за контуры листка). Когда мы выполним работу, у нас получатся вот такие замечательные натюрморты. Показ образца).Перед началом работы предлагаю размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Цветок» :
Спал цветок волшебным сном. Был закрыт он.
Но потом показался лепесток (показать большой палец,
А за ним его дружок (показать указательный палец).
Вот и средний не проспал (средний палец).
И четвертый не отстал (безымянный палец).
Вот и пятый лепесток (мизинец).
И проснулся весь цветок (раскрыть пальцы рук, пошевелить ими).
Дети выполняют работу. Воспитатель осуществляет контроль за действиями детей, использует подсказки, напоминания. (Музыкальное сопровождение). Когда работы будут выполнены, воспитатель предлагает детям оставить их на некоторое время для просушки на столах и поиграть в игру.
Малоподвижная игра: «Одуванчики на поляне» (под музыку).
3. Заключительная часть.
После игры воспитатель предлагает детям вернуться на свои места, ссыпать лишнюю крупу в тарелочки и принести натюрморты на выставку. Оценка воспитателем работ детей, оценка детей работ друг друга. Вопросы воспитателя о том, что нового узнали на занятии. Какие техники использовали в рисовании, что больше всего понравилось на занятии. Воспитатель отмечает, что прекрасные натюрморты обязательно прогонят холода. Вручение призов детям (медали «Знатоки родной природы»).
Список литературы:
1. Шаяхова Р. К. «Природа и ребенок». Программа экологического воспитания
дошкольников. Казань: РИЦ «Школа», 2002.
2. Кудрякова И. Г. Развитие интеллекта дошкольников средствами теории решения
изобретательских задач при ознакомлении с окружающим миром. Учебно-методическое
издание.
3. Вострухина Т. Н. Знакомим с окружающим миром детей 5 – 7 лет – И. : Т. Ц. Сфера 2011.
4. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. И. :