Наталья Кутищева
Конспект ООД по ФЭМП «Путешествие на марс» старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД
по формированию элементарных математических представлений
«ПУТЕШЕСТВИЕ НА МАРС»
старшая группа
Подготовил: воспитатель Кутищева Наталья Владимировна
МАДОУ детский сад комбинированного вида №24 «Ромашка»
2017 г.
Цель. Обобщить и закрепить математические знания и умения в счете в пределах 10 посредством игры – путешествия.
Задачи:
Публикация «Конспект ООД по ФЭМП „Путешествие на марс“ старшая группа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
• Образовательные:
Закреплять умения - объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество; считать до 10 (количественный и порядковый счет); называть числа в прямом и обратном порядке до 10; закреплять представление о геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, овал, трапеция, многоугольник, цилиндр, шар, прямоугольный параллелепипед. Продолжать учить определять, какое количество предметов больше. Учить делить количество предметов на равные части. Учить ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости; двигаться в заданном направлении. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о космосе.
• Развивающие:
Развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, слуховое и зрительное внимание, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять; развивать творческое воображение, интерес к интеллектуальной деятельности.
• Воспитательные:
Экологическое воспитание – воспитывать желание беречь свой родной край, планету Земля. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам; трудолюбие и ответственность; самостоятельность, инициативность, доброжелательность и взаимопомощь; элементарные способы сотрудничества.
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Словарь:
Космос, космический корабль, космонавт, скафандр, планета, звезда, комета, метеорит, орбита, невесомость, названия планет солнечной системы.
Оборудование: магнитная доска, музыкальный центр, глобус.
Демонстрационный материал: иллюстрации планет, геометрические фигуры, схема ракеты, изображение инопланетян – марсиан.
Раздаточный материал: пульт управления (лист в клетку, набор геометрических фигур.
Музыкальное сопровождение: музыка и шумовой эффект «Взлет ракеты», «Вместе весело шагать» муз В. Шаинского.
Предварительная работа: наблюдение с родителями за звездами, беседы о планетах солнечной системы, о космических кораблях, профессиях – космонавт и астронавт, разучивание стихов.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Артикуляционная гимнастика. Разминка: «Что я знаю о Космосе?».
Воспитатель:
- Ребята, к нам сегодня пришло много гостей. Давайте поздороваемся с ними.
- Внимание! Внимание! Спешу сообщить ребятам, которые любят приключения и путешествовать, что нам предстоит совершить фантастический полет в космос.
- Но сначала улыбнемся друг другу – ведь в путь отправляются в хорошем настроении, сегодня нас ожидают таинственные и захватывающие события.
- Посмотрите на картинки, что на них изображено?
Воспитатель показывает картинки и загадывает загадку:
- Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, тёмный и необычайный
В нем живут вселенные, звёзды и кометы,
И где-то обитаемые могут быть планеты ….(космос)
Желтая тарелка
На небе висит
Желтая тарелка
Всем тепло дарит… (Солнце)
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект
Хвост его – полоска света
А зовут его -…. (комета)
В космической ракете
С название «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог. -….(Гагарин)
Планета голубая,
Любимая, родная
Она- твоя, она- моя
А зовут её … (Земля)
- Ребята, А вы знаете, как называют людей, которые летают в космос? (Космонавты, астронавты)
- Как называется состояние, при котором человек и окружающие его предметы теряют вес? (Невесомость.)
- Как называется путь, по которому летит спутник или космический корабль? (Орбита.)
- А вы хотели бы отправиться в космос?
- Но в космос могут отправиться только грамотные и подготовленные дети.
- Давайте разогреем наши язычки, чтобы лучше отдавать команды в полете.
- Повторяйте хором за мной.
Чистоговорка:
Кета, кета, кета – вверх летит ракета
Авты, авты, авты – в ракете космонавты
Андр, андр, андр – на космонавте скафандр
Чо, чо, чо - у солнца горячо
Мета, мета, мета – длиннохвостая комета
Ля, ля, ля – родная земля
2. Упражнение «Соберем ракету» (конструирование ракеты из геометрического материала по образцу). Счет до 9. Решение задачи «Сколько всего?». Ответы на вопросы о космосе.
- Поспешим и начнем нашу подготовку. На чем можно отправиться в космос? Правильно на ракете! Давайте построим нашу ракету! (космический корабль)
- Когда строители создают ракету, они строят строго по чертежу. Если хоть одна деталь будет построена ошибочно, то ракета или не взлетит, или полетит не туда, куда нужно, или не вернется назад домой или вообще может взорваться.
У вас есть это космодром (синие картонки). На них, пожалуйста, постройте свою ракету!
Дети выкладывают из геометрических фигур, которые лежат на картоне, ракету по образцу на доске.
Воспитатель:
Мы построим, мы построим
Самый лучший звездолет.
Все проверим, все устроим
И отправимся в полет.
Обратная связь:
Мы построили ракету. Из каких фигур она состоит?
Из каких фигур состоит? (Прямоугольник -1, треугольники – 2 больших и 2 маленьких, всего 4, круг – 1, палочки - 3). Сколько всего фигур мы использовали для постройки нашей ракеты? (9)
- Молодцы, все справились с заданием.
Наш космический корабль готов и мы можем отправиться в космос.
3. Количественный и порядковый счет до 10 в прямом и обратном порядке. Ориентирование на плоскости. Беседа о космосе.
Воспитатель.
- А сейчас, космонавты, удобно располагайтесь в креслах. Обратите внимание, как нужно удобно (правильно) сидеть за столом.
- Чтобы нам полететь на нашей ракете, нам нужно настроить наш пульт управления (лист в клеточку).
- Подвиньте к себе лист в клеточку, кладем его меньшей стороной вверх. Возьмите прямоугольную кнопку и положите в центр нашего пульта. Она будет находиться на пятой строчке, считая сверху, в центре. Прямоугольник (кнопка) занимает две клетки.
- Сколько клеток, свободных (пустых) слева от прямоугольника? (Слева от прямоугольника две клетки)
- Сколько клеток, свободных справа от прямоугольника? (Справа от прямоугольника две клетки)
- Одинаковое или разное количество пустых клеток слева и справа? (Одинаковое)
Значит, кнопку мы разместили строго по центру.
- Для старта нажимаем на эту кнопку и произносим обратный отсчет от 10.
(Дети хором - 10, 9, 8… 1 – пуск!)
- Отправляемся в путь. Полный вперед! Полетели!
Звучит музыка «Полет в космос».
Воспитатель (показывает картинки о космосе и ведет беседу) :
- Наша ракета летит в космосе (во вселенной)
- Что такое Вселенная? (Все то, что существует на Земле и вне ее. Другое ее название космос.)
- Как называется оптический прибор для исследования и изучения космических тел? (Телескоп.)
- Что такое спутник? (Летательный аппарат, который создал человек. Спутник летает вокруг земли, фотографирует землю, узнаем какая погода, передает сигналы на компьютеры, на телевизоры, охрана территорий, видно продвижение противника)
- Как называется состояние, при котором человек и окружающие его предметы теряют вес? (Невесомость.)
- Как называется путь, по которому летит спутник или космический корабль? (Орбита.)
- В темную безоблачную ночь небо усеяно звездами.
- Ребята, а как вы думаете, видны ли на небе звезды днем? (Звезд на небе днем не видно)
- А почему днем не видно звезд? (Потому, что светит Солнце)
- Правильно, свет Солнца не дает возможность видеть планеты днем.
- Солнце – это планета или звезда? (Солнце – звезда, потому, что она светит)
- Солнце – это самая близкая к планете Земля звезда. Чем отличаются звезды и планеты? (звезда светит, она не подвижна, она больше планеты; планета не светит, движется вокруг зведы и вокруг своей оси)
- Сколько планет в нашей солнечной системе (Девять)
- Мы говорим, что находимся во вселенной, в солнечной системе, потому что все планеты вращаются вокруг солнца.
- Путь, по которому движется планета, называется орбитой. Повторите вместе со мной – орбита.
- А какие планеты мы еще не назвали?
Пальчиковая гимнастика:
Дети говорят хором и отгибают пальчики:
По порядку все планеты
Назовё т любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
- Какая из этих планет самая холодная? Почему? (Плутон, потому что дальше всех находится от Солнца).
- Какая она по счету от солнца? (Девятая)
- На какой планете жарче всего? (На Венере, она ближе всех планет находится к солнцу)
- Какая она по счету от солнца? (Первая)
- А какая планета от солнца самая подходящая для человека? Какая она по счету от солнца? (Третья планета – Земля)
4. Игра РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (продолжение ориентирование на плоскости). Определение объемных геометрических фигур.
Воспитатель дает команды и показывает картинки:
- Предлагаю продолжить полет с помощью ручного управления
- Приближаемся к искусственному спутнику Земли, чтобы обойти его, переведем пульт управления в верхний левый угол;
- Дети, навстречу нам движется другой космический корабль, чтобы не столкнуться с ним, переводим пульт управления в нижний правый угол;-
- Ой! Опасность! На нас летит метеоритный дождь! (на стол выкладываются объемные геометрические фигуры)
- Что такое метеоритный дождь? (Это космические камни. Это отколовшиеся куски от огромных камней – астероидов. Они летят с большой скоростью и очень опасны.) Чем защищена наша земля от метеоритных камней? (Атмосферой)
-- Сколько камней? Чем они отличаются? (4 камня, они разные по размеру и форме). На какие геометрические фигуры они похожи? (цилиндр, шар, прямоугольный параллелепипед, конус). А вы знаете, что люди дают свое название метеоритам.
- Нам нужно отбить атаку этих камней, для этого нужно включить наши космические пушки, переведем пульт в правый верхний угол.
- Я показываю на метеорит, а вы говорите его название и стреляете – БА-БАХ!
(Цилиндр - БА-БАХ, шар - БА-БАХ, шар - БА-БАХ)
- Ура! Опасность миновала!
- Мы хорошо потрудились, давайте немного отдохнем.
5. Физкультминутка
Воспитатель:
- Предлагаю всем встать и выполнить гимнастику:
Ждут нас быстрые ракеты (руки домиком над головой)
Для прогулок по планетам (шагаем)
На какую захотим (рукой правой в такт машем вправо)
На такую полетим (рукой левой в такт машем влево)
В темном небе звезды светят (Встать на носочки и руки вытянуть вверх)
Космонавт летит в ракете (руки домиком над головой)
День летит и ночь летит (наклонились влево – руки домиком над головой)
И на землю вниз глядит (наклонились вправо– руки домиком над головой)
Видит рощи и поля (рукой показываем влево и вправо)
Видит реки и моря (левой рукой волна и правой рукой волна)
Видит он весь шар земной (шар руками показываем)
Шар земной наш дом родной (руки к груди)
Но в игре один секрет (грозим пальчиком)
Опоздавшим места нет (руки накрест)
Определи сколько. Меньше-больше. Раздели поровну. Задачи на сообразительность. [/b]
- Внимание! Внимание! Мы подлетаем к красной звезде!
-. Что же это может быть? Дети, мы подлетаем к Марсу! Переведите пульты в правый нижний угол.
- Посмотрите, какая красивая планета. Красный цвет – это цвет марсианских пустынь.
- И жить там могут только марсиане. Из-за такого цвета эту планету и назвали как бога войны – Марсом.
- А вот и они «появились». (На доске прикрепить «марсиан»)
- Они говорят очень тихо, я буду слушать и передавать Вам, что они говорят.
Воспитатель как - будто прислушивается, что они говорят (приблизившись к доске)
- Они с нами здороваются и спрашивают, кто мы такие.
Что мы ответим? (Мы космонавты с планеты Земля, живем в России и ходим в детский сад «Ромашка», путешествуем по разным планетам!)
Марсиане : А кто такие, космонавты?
Дети: Космонавты умные, здоровые, ловкие, сильные.
6.
Задание «Помоги Звездочету» (Счет в пределах 9).
Марсиане : - А Вы знаете, что звёзды во вселенной (космосе) располагаются в определённом порядке, а не хаотично, и их можно объединить в созвездия. Созвездия – это причудливые фигуры, как бы образованные наиболее яркими звёздами. Каждому созвездию дают свое название, на что похоже фигура. Это может быть и животное, и птица, и насекомое, и сказочное существо, и даже человек. (показ картинок).
- У нас есть Звездочет. Он любит считать звезды, изучать их, и наблюдать за ними в свой телескоп.
- Помогите ему, пожалуйста, сосчитать звезды в каждом созвездии, найдите нужное число и прикрепите под созвездием. В каком созвездии меньше всего звезд? В каком больше всего?
Задание «Раздели поровну» (Деление числа 8 на равные части).
Марсиане :
- Мы тоже любим путешествовать, у нас есть летающие тарелки. Сейчас мы собираемся лететь на Венеру к друзьям, мы повезем им подарки.
- Помогите нам, пожалуйста, разделить весь груз поровну на каждую летающую тарелку.
Задание «Задачи на сообразительность»
Ребята, марсиане нас благодарят, говорят, что мы им очень понравились, но они нас не отпустят, если мы не решим их хитрые задачки:
• У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
• Что едят крокодилы на Северном полюсе?
• По двору гуляли петух и курица. У петуха две ноги, а у курицы – четыре. Сколько ног вместе?
• Сколько цыплят вывел петух, если он снес пять яиц?
• Как разделить 5 яблок между пятью детьми так, чтобы каждый мог, получить по яблоку и одно осталось в корзине?
• Катится по столу колесо разноцветное: один угол у него – красный, другой – зеленый, третий – желтый. Когда колесо докатится до края стола, какой цвет мы увидим?
Воспитатель:
- Молодцы, справились с заданиями. Вот как здорово, дружно у вас получилось!
- Марсиане нас благодарят, дарят нам книгу о космосе, чтобы мы как можно больше знали о вселенной, а еще космические конфетки, чтобы мы угостили своих друзей землян. И приглашают нас еще прилететь к ним в гости.
- А теперь мы можем возвращаться обратно к себе в детский сад! Закрываем глаза и начинаем обратный отсчет 10, 9, …1, 0. Полетели домой!
Дети или воспитатель:
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету —
Ведь другой, похожей, нету!
8. Итоги занятия.
Ребята, вы все молодцы все старались и отлично поработали.
Где мы с вами сегодня побывали?
Вам понравилось путешествовать в космосе?
Что мы сегодня с вами делали?
Правильно. Мы сегодня с вами получили много знаний о Космосе, выполняли много заданий. Не забудьте рассказать о путешествии дома.