Дарья Паршакова
Конспект по ФЭМП «Путешествие по математическим островам» старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка непрерывной образовательной деятельности
Образовательная область «Познавательное развитие. ФЭМП»
по теме: «Путешествие по математическим островам» в старшей группе.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка играет математика.
Публикация «Конспект по ФЭМП „Путешествие по математическим островам“ старшая группа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Познавательный интерес к математике – это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности.
Развитию познавательного интереса к математике способствует такая организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.
На данном занятии по развитию элементарных математических представлений были созданы условия для воспитания у ребенка личностных качеств, самостоятельности, активности, произвольности, развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно — моторной координации, внимания, речи, памяти, мыслительной деятельности.
Занятие построено в логической последовательности и опирается на субъективный опыт ребенка, его интересы, склонности, устремления, индивидуально-значимые ценности, которые определяют своеобразие восприятия и осознания окружающего мира каждым малышом.
В занятии эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей. Занятие построено в игровой форме. Игровая форма занятия с детьми - это особая форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста. Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка.
Занятие имеет определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей, в занятии выделяется три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание.
Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать положительный эмоциональный настрой.
Ход (процесс) занятия - это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в повторении и закреплении знаний и умений, которые определенный учебной задачей. На данном этапе занятия приемы и обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка.
Окончание занятия посвящено подведению итогов и оценке результатов. После проведения занятия педагог с детьми анализирует его результативность, освоение детьми программных задач.
Длительность занятия соответствует установленным нормам (25 мин, а время используется полноценно. Положительный результат зависит от правильной организации учебного процесса, на занятии соблюдены гигиенические условия: помещение проветрено, оборудование, инструменты и материалы и их размещение отвечают педагогическим, гигиеническим и эстетическим нормам.
В ходе занятия педагог привлекает к активному участию в работе всех детей, учитывая их индивидуальные особенности, формирует у детей навыки учебной деятельности, развивает способность оценивать и контролировать свои действия.
При организации занятия позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы. Форма организации детей на занятия различна: дети сидят за столом, стоят на ковре, свободно передвигаются по групповой комнате.
После занятия воспитатель отмечает, что во время путешествия дети показали хорошие знания математике – вспомнили геометрические формы, знают порядковый счет от 1 до 10, способны решать математические задачки на плюс и минус для данного возраста, доброжелательно относились друг к другу во время занятия, понимают пространственные представления. Помогли попугаю отыскать потерянный сундук и собрали ключ. Цель данного занятия была успешно достигнута через поставленные задачи.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Возраст детей: 5-6 лет.
Форма занятия: Игровая.
Методы и приемы:
Словесные: моделирования игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, игровые упражнения, вопросы, указания, оценка детского ответа.
Наглядные: использование дидактических пособий, мультимедийная презентация (слайды №1-№34) «Путешествие по математическим островам».
Практические: физкультминутка, работа с раздаточным материалом.
Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10, продолжать называть числа в прямом и обратном порядке, пользоваться порядковыми числительными, упражнять в знании геометрических фигур, пространственных представлений.
Задачи:
Образовательные:
-Продолжать закреплять умение выделять и объяснять признаки сходства и различия предметов, умение находить “лишний” предмет.
-Продолжать формировать пространственное представление (слева, справа, вверху, внизу).
-Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10.
-Учить понимать отношения между числами в числовом ряду;
-Продолжать учить детей решать математическую задачу на сложение и вычитание.
Развивающие:
-Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
-Продолжать формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения).
Воспитательные:
-Воспитывать интерес к математическим занятиям.
-Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма.
Форма организации: подгрупповая.
Оборудование:
Демонстрационный материал: Сундук, дидактическая игра «Собери ключ», свертки с заданиями (5 шт., карта, письмо, части ключа от сундука (5 шт, игрушка - попугай, муляж – пальма, ракушки, муляжи фруктов в корзине, мультимедийная презентация «Путешествие по математическим островам».
Раздаточный материал: набор цифр от 1 до 10 (на каждого ребенка, геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб (по 10 штук разного размера на каждого ребенка).
ТСО: Телевизор, магнитофон, флеш-накопитель с мелодией «шума волн» и «пропеллера вертолета».
Предварительная работа:
-Игры на различение геометрических фигур: «Назови свой автобус», «Найди себе пару», «Лишняя фигура», «Как я называюсь?-геометрические фигуры»
-Игры на упражнение детей в счете: «Сколько?», «Положи столько же», «Рыбак и рыбки», «Я считаю до 10»
-Игры на закрепление цифр: «Соедини точки», «Найди пропавшее число».
-Упражнения на выработку понятий – над, под, слева, справа: «Матрешкино хозяйство», «Солнышко высоко»
- Свободное общение по темам «Путешествие» и «Поиски сокровищ».
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, когда я сегодня пришла в группу, я обнаружила у двери большой сверток перевязанный ленточкой (Воспитатель показывает сверток детям). Как вы думаете, что это за сверток?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Давайте вместе его развернем и узнаем, что же это? (Воспитатель вместе с детьми разворачивает сверток и обнаруживают в нем еще один сверток)
Воспитатель: Что же это за странные свертки, ребята?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Да это же письмо! Давайте его прочтем и узнаем от кого оно.
Воспитатель зачитывает письмо:
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам друг пирата Джека - его попугай. Пират Джек отправился в долгое путешествие за поиском сокровищ. А меня оставил охранять его большой сундук с кладом. А я забыл, где он его спрятал! Пожалуйста, помогите мне найти сундук с кладом капитана Джека. Без вас мне никак не справится! С письмом я отправил вам карту, по ней вы сможете добраться до островов и помочь мне найти сундук. Чтобы найти сундук нужно будет пройти сложные испытания и собрать все части ключа от сундука! Но я уверен, что вы справитесь! Торопитесь ребята, скоро вернется капитан Джек!»
Воспитатель: А что же это за второй маленький сверток у нас?
Дети: Карта!
Воспитатель: Ребята, что это за карта? (На экране показывается такая же карта Слайд №2).
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Как вы думаете, как она могла к нам попасть с островов?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Как мы можем помочь попугаю отыскать карту и ключ?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Раз карта уже у нас, давайте отправимся в путешествие по этой карте и найдем сундук с кладом. Посмотрите внимательно на карту, чтобы добраться до сундука, надо посетить несколько островов, чтобы найти части ключа от сундука с сокровищами. Сколько островов указано на карте?
Дети сначала считают: Пять!
Воспитатель: Сколько частей от ключа нам нужно будет собрать, если части от ключа находятся на каждом острове?
Дети: Пять!
Воспитатель: Ну что, вы готовы отправиться искать сундук с сокровищами?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, на чем можно добраться до островов?
Дети: На самолете, вертолете, лодке, катере, корабле и тд.
Воспитатель: Давайте отправимся на корабле!
Основная часть.
Включается запись с «шумом волн».
Воспитатель: Ребята, расставьте руки в стороны «ш-ш-ш» (изображаем звук волны). Смотрите, впереди виднеется остров. Высаживаемся на него! Мы добрались до первого острова. Посмотрите вправо, что это за сверток? (Дети находят сверток с названием острова и заданиями). Прочитаем, что же там написано? (Воспитатель читает) Ребята, это «Остров геометрических фигур». Чтобы найти первую часть ключа нужно выполнить несколько заданий. Будьте внимательны! Наше первое задание называется «Какая из этих фигур лишняя?» (Слайд №3) Подумайте и ответьте.
Дети: Круг!
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: (Слайд № 4 – изображен правильный ответ). Молодцы! Перед вами задание посложнее (Слайд №5). Какая фигура лишняя?
Дети: Овал!
Воспитатель: (Слайд №6 – изображен правильный ответ). Вы справились и с этим заданием! А какая фигура лишняя здесь (Слайд №7? Не торопитесь, подумайте и ответьте.
Дети: Вторая, толстый круг и тд.
Воспитатель: Проверим (Слайд №8-изображен правильный ответ). Молодцы, ребята! Вы справились с этими заданиями! А вот и следующее задание. (Слайд №9) Какой фигуры не хватает? Вместо вопросительного знака выберите из трех фигур нужную и назовите ее.
Дети: Красный круг.
Воспитатель: Почему вы выбрали эту фигуру?
Дети : Ответы детей
Воспитатель:(Слайд 10- изображен правильный ответ). Вы справились и с этим заданием! А вот и первая часть ключа (Воспитатель вручает детям часть ключа). На этом острове вы выполнили все задания, и нашли первую часть ключа. Можно отправляться на следующий остров! Какой он будет по счету?
Дети: Второй.
Воспитатель: Чтобы попасть на следующий остров, надо пройти морские рифы.
Включается запись с «шумом волн» и слайд №11.
Воспитатель: Ребята, чтобы пройти рифы, нам нужно выполнить следующие упражнения. Слушайте внимательно! Повернитесь вправо, а теперь влево, правую руку поднимите вверх, и поднимите левое колено, опустили. Подняли левую руку и правое колено, опустили. Молодцы! Мы добрались до второго острова! А вот и сверток с заданиями (Воспитатель читает). Этот остров называется «Остров Направлений». Послушайте, какие задания вам предстоит выполнить. Ребята, посмотрите на картинку (Слайд №12). Что находится справа от капусты?
Дети: Виноград!
Воспитатель: Проверим ваш ответ (Слайд 13). Молодцы! Будьте внимательны! (Слайд №14)Что находится слева от груши и справа от апельсина?
Дети: Клубника
Воспитатель:(Слайд №15- изображение клубники). Молодцы! Справились! -
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот и следующее задание (Слайд №16). Посмотрите внимательно, кто находится в правом верхнем углу?
Дети: Незнайка.
Воспитатель: - Проверим (Слайд №17-изображение Незнайки). Конечно это Незнайка! Со всеми заданиями вы справились на «Острове Направлений». Вот вторая часть ключа! (Воспитатель дает детям вторую часть ключа). Отправляемся на следующий остров! Какой он будет по счету?
Дети: Третий.
Включается «шум моря» и Слайд №18.
Воспитатель: Ребята, мы прибыли на остров! Посмотрите, что лежит слева от вас? (Дети берут заранее приготовленный сверток и разворачивают его, воспитатель зачитывает). Это подготовленные для вас задания! Остров называется «Остров Загадок». На этом острове я предлагаю сделать привал. Вы наверное устали от нашего путешествия по островам?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Давайте немного отдохнем и наберемся сил. Ребята, что вам прибавляет сил?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Сделаем с вами зарядку, чтобы набраться сил.
Физкультминутка:
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл:
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать!
- Молодцы, ребята! Отдохнули?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: На этом острове Вам нужно отгадать загадки про геометрические фигуры, и тогда вы найдете третью часть ключа! Ребята, а какие геометрические фигуры вы знаете?
Дети: Ответы детей- квадрат, овал, круг, прямоугольник, треугольник, ромб.
Воспитатель: Давайте, отгадаем загадку и узнаем, в какой геометрической фигуре спрятана следующая часть ключа от сундука с сокровищами капитана Джека. Будьте внимательны!
Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня.
Дети: Квадрат!
Воспитатель: А чем квадрат отличается от овала?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А от треугольника?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Чем квадрат отличается от прямоугольника?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы много знаете отличий геометрических фигур! Ребята, повернитесь направо, что вы видите? (Лежат заранее приготовленные геометрические фигуры)
Дети: Разные геометрические фигуры!
Воспитатель: Под какой фигурой должна находиться наша часть ключа?
Дети: Квадрат!
Воспитатель: Найдите, среди этих геометрических фигур-квадрат, на обратной стороне которого прикреплена часть ключа. (Дети в поисках части ключа среди геометрических фигур). Молодцы! Вы нашли третью часть ключа от сундука с сокровищами! Теперь можно отправляться на следующий остров! Какой он будет по счету?
Дети: Четвертый.
Включается запись с «шумом волн» и Слайд №19.
Воспитатель: Мы прибыли на «Остров Цифр», а вот и задания (Сверток с заданиями лежит в заранее приготовленном месте, так чтобы дети его увидели- поднимают, воспитатель читает). На этом острове вам предстоит пройти нелегкие математические испытания. Давайте сядем за столы и приступим к решению наших заданий. (Дети садятся за столы - на столах наборы цифр от 1 до 10, на каждого ребенка)
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картинку (Слайд №20). Выберите и покажите те цифры, которых нет на картинке.
Дети: Цифры «2», «5»).
Воспитатель: Проверим ваш ответ (Слайд №21). Молодцы! Вот следующее задание (Слайд №22). Найдите и покажите числа предыдущее и последующее числа «5».
Дети: Числа «4» и «6»
Воспитатель: Молодцы, ребята (Слайд №23) Найдите и покажите предыдущее и последующее числа для числа «3».
Дети: Числа «2» и «4»
Воспитатель: Как ловко вы справляетесь с математическими заданиями! Молодцы! (Слайд №24). Выберите из предложенных цифр те, которые изображены на экране (Дети выбирают предложенные цифры). А теперь расположите эти цифры в порядке возрастания – от самого маленького до самого большого. Будьте внимательны! (Проверяем Слайд №25). Молодцы! Вы все справились с заданиями и получаете еще одну часть ключа. Сколько частей ключа у вас уже есть?
Дети: Четыре!
Воспитатель: Теперь нам можно отправляться на последний остров! Какой он по счету?
Дети: Пятый!
Воспитатель: Я уверенна, что вы справитесь с заданиями и на этом острове! И найдете последнюю часть ключа от сундука с сокровищами!
Включается «шум волн» и Слайд №26.
Воспитатель: Вот мы и прибыли на последний пятый остров! Но, чтобы узнать, какие задания нам предстоит выполнить, нужно найти сверток. Ребята, он находится МЕЖДУ пальмой и бананом, которые находятся НАД полкой с ракушками, но ПОД полкой с фруктами. Сможете отыскать?
Дети: Ответы детей. (Дети заняты поиском свертка с заданиями. Находят.)
Воспитатель: Какие вы молодцы! Вы нашли сверток и теперь можете выполнить задания на этом острове! Чтобы найти на нем клад, нужно решить несколько задач. Будьте внимательны! (Слайд №27)Козлик купил 5 мороженых, а съел только 2. Сколько мороженых у него осталось?
Дети: Три!
Воспитатель:Давайте проверим (Слайд №28). Молодцы, ребята! Вы справились с этой задачкой. Вот и следующая (Слайд №29). Семь детей принесли в детский сад по одному воздушному шарику. Сколько шариков дети принесли в детский сад?
Дети: Семь!
Воспитатель: (Слайд №30-изображение правильного ответа). Молодцы! Слушаем следующую задачку. (Слайд №31) Подарил утятам ёжик, Восемь кожаных сапожек, Кто ответит из ребят, Сколько было всех утят?
Дети: Четыре!
Воспитатель: Сколько же было утят (Слайд №32). Молодцы! Вы справились и с этой сложной задачей! Получайте последнюю часть ключа. Попугаю нужен был целый ключ, чтобы собрать из частей целый ключ поиграем в игру «Собери ключ». Вы смогли собрать из частей ключ! Но где же спрятан сундук капитана Джека?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Для того, чтобы найти сундук с кладом, вы должны до него дойти. Слушайте внимательно! Вам нужно сделать 6 шагов ПРЯМО от вас. Теперь 3 шага НАПРАВО и 9 шагов НАЛЕВО. (Дети выполняют). Что вы видите? (Слайд №34)
Дети: Сундук!
Воспитатель: Конечно, это сундук который мы так старались найти! Молодцы! Можете его доставать. (Дети достают спрятанный сундук). Ребята, посмотрите, кто сидит на пальме?
Дети: Попугай!
Воспитатель: Это же попугай капитана Джека! Теперь вы можете передать ему сундук с ключом которые вы сумели отыскать! (Слайд №33). Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, и нашли сундук с сокровищами! Вы смогли помочь попугаю капитана Джека! Вы большие молодцы! Попугай передает вам огромное спасибо за помощь в поисках сундука и ключа! А теперь нам пора возвращаться в группу. На чем мы можем добраться обратно?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Давайте отправимся на вертолете?
Включается «шум пропеллеров вертолета».
Воспитатель: Ребята, повторяйте за мной волшебные слова и полетели!
Повернись, повернись, Тут же в группе очутись.
Дети повторяют слова за воспитателем и оказываются в группе.
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, мы прибыли к себе в детский сад, в нашу группу! Где вы сегодня побывали? Что вы искали? Что вы делали на «Острове геометрических фигур»? Что нужно было сделать на «острове цифр»? Какое задание для вас было самым трудным? А самым легким?
Дети: Ответы детей.