Ольга Тюфякова
Конспект НОД по образовательной области «Познание: ФЭМП» с интеграцией «Путешествие с колобком» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать формировать элементарные математические представления.
Программные задачи:
Образовательные :
- совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 8.
- совершенствовать знания детей о геометрических фигурах.
- продолжать учить ориентироваться на листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине, в углу).
- закреплять знания детей о последовательности месяцев года, дней недели и частях суток.
Публикация «Конспект НОД по образовательной области „Познание: ФЭМП“ с интеграцией „Путешествие с колобком“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
- познакомить с коми народными инструментами (с названиями, использованием, звучанием, из чего сделаны).
Развивающие:
- развивать желание играть на музыкальных инструментах.
- развивать познавательный интерес к математике.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание придти на помощь.
- воспитывать уважительное отношение к родному языку.
Интеграция образовательных областей :
Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
Словарная работа: «горд», «лоз», «виж», «турунвиж», «сьод», «еджыд»; зиль-зёль, ворсан-табъяс (трещетка,тутш-тотш (колотушки).
Предварительная работа:дидактическая игра «Неделька», измерение дощечек с помощью ленточки, работа с календарём.
Материал к НОД: колобок в форме шара и куба, колонка, корзинки с кубиками и мячами на каждого ребенка, игрушки: заяц, волк, плакат «лес», плоскостные фигуры зайчат, лист зеленой бумаги, плоскостные изображения березы, ели, логова, озера, муравейника, ноутбук, открытки 4 штуки, корзинка, искусственные елочки, панно зимние деревья, белая ткань, снежинки, подарочная коробка с коми музыкальными инструментами, медальки.
Методы и приемы: сюрпризный момент, указания, объяснения, рассуждение, показ, художественное слово, похвала, поощрение.
Форма проведения НОД: занятие – путешествие.
Ход НОД:
Вводная часть.
Звучит тихая музыка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня у нас, давайте поздороваемся (дети здороваются). Они пока шли к нам, замерзли. Давайте согреем их. Поднимем руки к солнышку, погреем свои ручки, теперь возьмитесь за ручки и согрейте своего товарища-соседа. А теперь дунем на ладошки и отправим все тепло нашим гостям. Согрелись гости?
Прикатился колобок.
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам еще один гость пришёл.
Основная часть.
Колобок : Здравствуйте, ребята! Я от бабушки ушел и от дедушки ушел и к вам в детский сад пришел.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой он? Ну-ка, присаживайтесь. (Ответы детей, дети присаживаются на коврик). Ребята, а что ещё бывает в форме шара? (Ответы детей).
Воспитатель: А у меня есть мячики. Возьмите все по мячу (воспитатель раздает всем по мячу).Какой он формы? (Ответы детей).
Воспитатель: Попробуйте его покатать на ладошке. Получается? Почему? (Ответы детей). Воспитатель: Правильно, шар ровный, круглый, нет углов, что и позволяет шару катиться.
Воспитатель: Ой, дети, а это кто? (колобка в форме шара меняют на колобка в форме куба).
Колобок : Это же я – колобок!
Воспитатель: Дети, разве таким был наш колобок? (Ответы детей). Колобок, покатись скорее к нам.
Колобок : Я не могу.
Воспитатель: Ребята, а почему он не может катиться? (ответы детей, (воспитатель делает вывод, что колобок в форме куба). А какие еще предметы в форме куба вы знаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Возьмите все кубики. Потрогайте его, он похож на шар (ответы детей). А что у них есть? (Вершины). Ну-ка, найдите их. Ребята, а еще у куба есть грани. Проведите по ним пальчиком. Попробуйте покатать куб. Получается? (Ответы детей). Что мешает? (Ответы детей).
Воспитатель: сложите кубы в одну коробку, а шары в другую.
Воспитатель: Ребята, наш колобок очень веселый и задорный. Он очень любит шутить и играть. Посмотрите, какой он озорник. Уже превратился в свою прежнюю форму. Давайте еще раз скажем, какой формы колобок? (Ответы детей).
Колобок : Ребята, я пришел к вам неспроста. Вы знаете, какой приближается праздник? (Ответы детей). Я хочу вас попросить помочь мне поздравить моих лесных друзей с наступающим Новым годом! Они меня уже ждут. Поможете? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а чтобы наш колобок не замёрз, ведь на улице зима, катиться по снегу холодно, давайте мы посадим колобка в корзинку.
Колобок : А как же мы попадём в лес? (предположения детей). Ребята, нам помогут волшебные снежинки, встаньте на снежинки и закройте глазки. А я скажу волшебные слова. (В это время открывается ширма, дети оказываются в зимнем лесу).
Снежинки-пушинки, мои вы друзья!
Несите-несите скорей за поля,
И в сказочный лес нас скорей привезите!
Ребята, открывайте глазки, вот мы и в лесу.
Звучит «Песенка колобка». Ребята идут с колобком поздравлять лесных друзей, встречается им зайчиха (игрушка, которая плачет.
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с зайчихой (дети здороваются). А почему ты плачешь?
Зайчиха: Как же мне не плакать, я никак не могу найти своих зайчат, весь лес уже проскакала, очень устала.
Колобок : Не расстраивайся, зайчиха, мы с ребятами попробуем помочь тебе. Поможем, друзья? (Ответы детей). А ты зайчиха пока посиди, отдохни.
Игра «Найди зайчат». (На листе ватмана нарисован лес, где спрятаны зайчата).
Колобок : Ребята, посмотрите внимательно на лес, вы видите зайчат? ( Ответы детей: за сосной, под елкой, перед кустом, на пеньке, около березы, в норке). Ну-ка, ребята сосчитайте, сколько зайчат мы нашли. (Дети пересчитывают зайчат). Всех нашли, зайчиха?
Зайчиха: Да, спасибо большое!
Колобок : Ребята, нашли мы зайчат, молодцы! Как же ты, зайчиха, их различаешь, ведь они все одинаковые? Правда, ребята? (Ответы детей. Зайчата отличаются цветом бантиков: красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный).
Воспитатель: Правильно, зайчата отличаются друг от друга цветом бантиков. А давайте маме-зайчихе и колобку похвастаемся, что мы знаем, как по коми звучат цвета. ( Дети называют цвета на коми языке: горд, лоз, кольквиж, турунвиж, еджыд, сьод).
Колобок : Ой, как интересно, теперь и мы будем знать.
Зайчиха: Спасибо тебе, колобок, и вам ребята, что бы я без вас делала?
Колобок : Зайчиха, мы с ребятами пришли поздравить тебя с наступающим Новым годом и подарить тебе открытку! (Дети поздравляют и прощаются). Ну а мы, ребята, пойдем дальше.
Ребята с колобком шагают под музыку дальше, встречают они волка (игрушка-бибабо).
Колобок : Здравствуй, волк. Мы пришли с ребятами поздравить тебя с новым годом.
Волк: Ой, не до праздников мне, ребята. Очень скучаю по тому лесу, в котором жил раньше. Даже фотографии не осталось.
Воспитатель: Ребята, сделаем волку фотографию? (Ответы детей). Волк, давай ты будешь рассказывать, а наши ребята сделают тебе фотографию.
Ориентировка в пространстве (создание фотографии).
Волк: Моё логово находилось прямо в середине леса. В правом верхнем углу стояла пышная ёлочка. В левом верхнем углу росла белая береза. В левом нижнем углу был большой муравейник. В правом нижнем углу было глубокое озеро. (Дети по очереди выходят к доске и на листок бумаги приклеивают названный предмет на указанное место).
Колобок : Вот и готово. Пусть эта фотография будет для тебя подарком от нас на Новый год! (Дети поздравляют волка с праздником и дарят открытку).
Волк: Как здорово получилось, теперь я буду каждый день любоваться этой фотографией. Спасибо, ребята! И вас с праздником! До свидания!
Колобок : Ребята, так холодно в лесу, давайте немножко поиграем, согреемся.
Физкультминутка (колобок поднимает карточки, дети считают названные предметы и выполняют задания).
Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки.
Сколько елочек зелёных, столько сделаем наклонов.
Мы подпрыгнем столько раз, сколько зайчиков у нас.
Сколько есть у нас грибков, столько сделаем хлопков.
Мы присядем столько раз, сколько бабочек у нас.
Слышится храп медведя.
Колобок : Ребята, вы слышите, что это? (ответы детей). А почему он спит, надо его разбудить, кто же спит утром! Какое сейчас время суток? А в какое время суток мы спим? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, расскажите колобку, почему медведь спит и почему его будить не надо (ответы детей).
Колобок : Значит, он зимой спит и день и ночь. А сколько месяцев в зиме? (Ответы детей). И когда он проснется (Ответы детей). Давайте мы ему оставим подарок, весной медведь проснется и очень обрадуется нашему подарку. Ну а мы, ребята, отправимся дальше! Кого мы еще не поздравили? (ответы детей).
Колобок : Постучимся к лисе (дети стучат в домик, никто не отзывается). Где же лисичка гуляет? Ну-ка, ребята, что-то лисичка нам оставила. (Просмотр видеосообщения от лисы).
Лиса: Здравствуй, колобок! Надеюсь, ты пришёл с ребятами! Извините, что не встречаю вас! Очень хотела с вами увидеться, поздравить вас с наступающим Новым годом, угостить вас горячим чаем с ватрушками, но мне необходимо срочно уехать. Я поздравляю вас с наступающим праздником! А какой же праздник без песен и плясок! Я оставила для вас подарочек, он вам пригодится на утреннике. До свидания, друзья!
Колобок с детьми открывают подарочную коробку, там находятся коми музыкальные инструменты.
Колобок : Ребята, а вы знаете что это? (ответы детей). Да, это коми музыкальные инструменты. У моей бабушки и моего дедушки тоже есть такие инструменты, они все праздники играют на них, веселятся. У каждого инструмента есть название, вот этот инструмент называется зиль-зёль– послушайте, на что похоже его звучание? Да, на звук ручейка. Этот инструмент называется тутш-тотш, как вы думаете, почему его так назвали? (ответы детей, послушайте, как он звучит. А этот инструмент называется ворсантабъяс (показать инструменты, дать детям возможность посмотреть, потрогать, поиграть на них).
Воспитатель: Ребята, давайте еще раз скажем названия этих музыкальных инструментов (дети проговаривают названия инструментов). Мы возьмем подарок лисы в детский сад и обязательно научимся на них играть, а лисичке оставим открытку.
Заключительная часть:
Колобок : Все открытки раздали, всех поздравили? А кого поздравили первым, вторым, третьим, четвертым? (ответы детей). Ну а теперь, ребята, пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем на наши волшебные снежинки – они понесут нас обратно. (Дети закрывают глаза, колобок произносит волшебные слова).
Снежинки-пушинки, мои вы друзья!
Несите-несите скорей за поля,
И в детский сад нас скорей привезите!
Рефлексия:
Колобок : А вам понравилось наше предпраздничное путешествие? Кому понравилось – улыбнитесь мне, а кому что-то не понравилось – рассердитесь на меня. Ребята, вы большие молодцы. Я хочу вам подарить медальоны за вашу поддержку, знания и смелость, ведь не каждый осмелится пойти в лес. Спасибо вам за столь чудесное путешествие.
Колобок раздает медальоны и прощается с детьми.